Коматозная терапия. Приемы воздействия на психику
Коматозная терапия (по В. П. Самохвалову, 2002)
Электросудорожная терапия в детско-подростковой клинике не используется. Основным показанием к инсулинокоматозной терапии в детско-подростковой клинике является резистентность к другим видам лечения при различных видах непрерывно и приступообразно-прогредиентно протекающей шизофрении с отчетливо выраженной продуктивной симптоматикой. В этих случаях данный вид терапии должен назначаться лишь при наличии явных признаков нарастающей прогредиентности процесса и/или его безремиссионности, угрожающей больному ребенку глубоким дефектом, выраженной дезадаптацией или неизбежной инвалидизацией.
Психотерапия Психотерапия(от греч. psyche — душа и therapeia — лечение) — 1) отрасль медицины, разрабатывающая систему психологически опосредованного лечения заболеваний; 2) метод психологического (в отличие от медикаментозного и хирургического) лечебного воздействия на мотивы, эмоции, волю самосознание человека при многих психических, нервных психосоматических заболеваниях.
Условно различают психотерапию клинической ориентации, которая направлена главным образом на ликвидацию или смягчение симптомов заболевания, и личностно ориентированную психотерапию, задача которой — содействие пациенту в изменении его отношений к обстоятельствам жизни и к собственной личности. Основной сферой приложения психотерапии являются неврозы; при других болезненных состояниях (аутизм, психозы, психопатии) она имеет вспомогательное значение, поскольку психологически обусловленные факторы менее значимы в их происхождении. Таблица 11 Приемы воздействия на психику (по В. П. Самохвалову, 2002)
Структура психотерапии. Под структурой понимается набор формальных характеристик, описывающих психотерапию. 1. Используемый подход (модальность): психодинамический, поведенческий, когнитивный, экзистенциально-гуманистический, системный. Внутри каждого из них есть множеств разновидностей. Выделяют также подходы, ориентированные на целостный психотерапевтический процесс (интегральный, холистический, эклектический). 2. Ситуация: амбулаторный прием, дневной стационар, стационар и т. д. 3. Формат: индивидуальная, в паре, семейная, групповая психотерапия. 4. Длительность сессии (психотерапевтического сеанса): обычно 45 - 60 мин. В зависимости от возраста ребенка и используемого вида психотерапии длительность сессий может быть меньше. С учетом включенности родителей сессии не должны короче 30 мин. 5. Частота сессий зависит от используемого подхода, ситуации, состояния, остроты симптоматики/проблем, возможностей терапевта и колеблется от 4-5 в неделю до 1 в месяц. 6. Продолжительность зависит от используемого подхода, целей, ситуации, индивидуальной динамики, в частной практике - также от финансовых возможностей семьи. Диапазон колебаний - от краткосрочной (несколько сессий) терапии до открытого срока окончания. В детско-подростковой психотерапии эти моменты должны быть ясны семье, а также с учетом психологической и интеллектуальной зрелости - ребенку. По мере необходимости они могут изменяться уже в ходе психотерапии, но их неясность ставит семью и ребенка в положение неопределенности, снижающей чувство безопасности и увеличивающей зависимость от терапевта. Самого терапевта такая неопределенность лишает необходимых для контроля своей работы опорных пунктов и переводит в авторитарную позицию. Этапы психотерапии. Выделяют 4 этапа. 1. Контакт. Знакомство, выяснение проблем, установление первичного контакта. 2. Контракт, выработка терапевтом и клиентом взаимоприемлемых целей и задач психотерапии, определение структуры, обеспечение конфиденциальности и определение границ ответственности, в частной практике - еще и определение размеров и способа оплаты.
3. Собственно психотерапия. 4. Завершение и окончание. Определяется достижением поставленных целей и представляет собой осознанный и планомерный процесс фиксации результатов, подведения итогов и изменения границ ответственности клиента и терапевта. В ряде случаев целесообразен этап поддерживающей терапии с урежающимися сессиями и смещением акцентов с психотерапии на психологическое консультирование [Каган В. Е., 1999]. Существуют многочисленные методы психотерапии, каждый из которых основывается на той или иной теории личности и ее патологии. Распространенным методом является поведенческая терапия, основанная на учении об условных рефлексах; в ней используются лечебно-дозированные раздражители, способные «загасить» негативные симптомы. В других направлениях разрабатываются приемы психической саморегуляции в виде аутогенной тренировки, применения в лечебных целях изобразительного творчества больных, пантомимы, музыки, драматических постановок. Психотерапия детского возраста характеризует сравнительно небольшая роль рациональных аналитических приемов при преобладании игровых, эмоционально насыщенных методик с активным привлечением родителей. Разработаны оригинальные методы психотерапии невротических расстройств, энуреза, заикания, при РДАи патологии характера. Получили распространение методики игровой психотерапии, организованы семейные консультации для родителей, испытывающих трудности во взаимоотношениях с детьми и воспитании. Разработана концепция патогенетической психотерапии неврозов у детей и подростков. Она включает последовательное применение принципов и методов семейной, индивидуальной и групповой психотерапии. Задача семейной психотерапии — восстановление единства семьи посредством нормализации отношений и психического здоровья ее членов. Она предусматривает создание атмосферы сотрудничества родителей с психотерапевтом для совместного лечения детей, изменение неправильно сложившихся отношений в семье и взглядов на воспитание, являющихся источником невротического заболевания. Для этого используются приемы обсуждения и дискуссии в семейной группе, совместного проигрывания конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с детьми по сценариям, поочередно предлагаемым психотерапевтом, родителями и с детьми.
В настоящее время семейная психотерапия осуществляется в рамках различных теоретических подходов (динамического, поведенческого, когнитивного, экзистенциально-гуманитарного, системного), методически все более сдвигаясь к интегральному подходу (примером может служить позитивная семейная психотерапия Н. Пезешкиана). В основе ее лежит представление об определяющей роли семейных отношений и динамики в состоянии ее членов. Применительно к детству условно можно выделить ряд цел установок семейной психотерапии: · терапевтическая коррекция семьи как этиопатогенетического фактора возникновения нарушений у ребенка; · разрешение семейных конфликтов и травм, связанных с проблемным состоянием/поведением ребенка; · системная семейная психотерапия, ориентированная на семью как социальный организм и существующие в ней отношения как объект вмешательства. Задача индивидуальной психотерапии состоит в устранении клинических проявлений невроза у детей, прежде всего страхов, астенической симптоматики, вегетососудистых и психомоторных расстройств посредством игровой (у дошкольников) и гипносуггестивной (у школьников) терапии, перестройки отношений (у подростков). Эффективность психотерапевтического воздействия, включая игру, внушение и гипноз, объясняется помимо прочих факторов обратимым характером невротических расстройств и созданием особого доверительного контакта между психотерапевтом и ребенком. Улучшение в процессе психотерапии самочувствия, прекращение страхов, болезненного перенапряжения психофизиологических ресурсов организма помогает развить у детей уверенность в себе и своих возможностях, решительность в действиях. Результат индивидуальной психотерапии — достижение психического единства личности ребенка и актуализация дальнейших возможностей развития. Задача групповой психотерапии — нормализация межличностных отношений и перестройка неблагоприятно сложившихся черт характера. Обучающей моделью взаимодействия служит сама психотерапевтическая группа, состоящая вначале из сверстников, затем из детей и родителей. Групповая психотерапии состоит из ряда этапов — от подвижных игр до совместного проигрывания и обсуждения проблематичных ситуаций.
Итог всего комплекса патогенетической психотерапии — нормализация психического состояния детей, устранение или смягчение характерологических изменений, развитие уверенности в себе, контактности и коллективизма, раскрытие творческих возможностей и способностей. Этим создаются условия для гармоничного формирования личности детей и подростков. Своевременно проведенная и эффективная психотерапии неврозов у детей служит основой предупреждения неврозов у взрослых. Наряду с коррекцией выраженной патологии психотерапия выполняет также задачи профилактики нервно-психических расстройств. Распространенные ошибки родителей и воспитателей привели к росту отклонений в поведении и развитии детей, которые не могут быть отнесены ни к классу выраженной патологии, ни к классу нормы. Среди таких промежуточных состояний — начальные проявления неврозов в форме астеноневротических реакций, начинающийся алкоголизм в форме привычного пьянства, токсикомания, агрессивное поведениеи жестокость, истерический стиль реагирования и др. Подобные проявления требуют психотерапевтического воздействия, которое наиболее рационально осуществлять силами квалифицированных специалистов в рамках школьной психологической службы. Роль последней в общем виде можно представить как психотерапия среды (семьи, детских учреждений, школы, коллектива) — нормализацию всех факторов, влияющих на развитие ребенка. Социореабилитация Социальная реабилитация представляет собой систему мероприятий, направленных на возвращение больных к общественно полезной жизни. Таблица 12
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|