Принципы социореабилитации. Тема 5 Психопрофилактика и психогигиена
Принципы социореабилитации (по А. А. Кирпиченко, 1996)
Социореабилитационные мероприятия должны осуществляться поэтапно. Первый этап — восстановительная терапия, включающая в себя предотвращение формирования дефекта личности, развития госпитализма, восстановление нарушенных болезнью функций и социальных связей. Второй этап — реадаптация. Этот этап предусматривает различные психосоциальные воздействия на больного. Важное место здесь отводится трудовой терапии с приобретением новых специальных навыков, психотерапевтическим мероприятиям, проводимым не только с больными, но и с его родственниками.
Третий этап — возможно более полное восстановление прав больного в обществе, создание оптимальных отношений его с окружающими, оказание помощи в бытовом и трудовом устройстве Особенности социореабилитации у детей и подростков 1. Минимум «полного отдыха» - исключение праздности и безделья, максимум усилий на вовлечение ребенка или подростка в постепенную и активную деятельность - учебную, трудовую, в организованные развлечения. Полный покой показан лишь при острых психотических синдромах или тяжелой астении. Во всех остальных случаях необходима стимуляция активности, чаще дозированной. 2. Госпитализация детей в психиатрический стационар должна осуществляться только в случаях действительной необходимости, когда без нее невозможно обойтись, и всегда быть минимальной по продолжительности. Госпитализация показана при острых психотических состояниях, для предотвращения социально опасных действий и суицидов. Однако как можно раньше следует использовать режимы хся колледжей. 4. Если обычное школьное обучение неосуществимо, необходимо использовать его облегченные формы: сокращенный учебный день, дополнительный свободный день в середине недели. В других случаях можно прибегнуть к переводу в вечернюю школу без необходимости совмещать учебу с работой или к индивидуальному обучению на дому. При конфликтных ситуациях может быть рекомендован перевод в другое учебное заведение. Раннее трудоустройство в некоторых случаях надо рассматривать как лечебное воздействие. 5. Максимальные усилия должны быть направлены на адаптацию в семье. Для этого можно широко использовать семейную психотерапию. 6. Дети и подростки должны иметь постоянное общение со сверстниками. Без этого их адаптация всегда будет неполной и нестойкой. Однако этим общением необходимо руководить. В подборе групп нужно по возможности учитывать симпатии и антипатии больных, сходство интересов.
Для детей раннего возраста предусмотрена медицинская абилитация – система мер, направленных на создание условий для формирования, развития и тренировки рефлекторных, сенсорных, двигательных, психоэмоциональных и речевых реакций ребенка в соответствии с возрастом. Таким образом, система реабилитационных мероприятий включает в себя разнообразные биологические и социально-психологические воздействия, направленные на восстановление оптимального уровня жизнедеятельности больного. Социореабилитация осуществляется с учетом клинического диагноза, возраста, индивидуальных особенностей. Тема 5 Психопрофилактика и психогигиена Психопрофилактика является областью психиатрии, а в более широком контексте - разделом общей профилактики. Она разрабатывает и внедряет в практику меры по предупреждению психических заболеваний и их хронизации, а также способствует реабилитации психически больных. Отмечается тесная связь понятий психопрофилактики и психогигиены. Их разграничение, особенно первичной психопрофилактики и психогигиены, достаточно условно. Основным отличием является разная направленность этих дисциплин. Психогигиена направлена на сохранение психического здоровья, а психопрофилактика занимается и клиническими нарушениями. Выделяют первичную, вторичную и третичную психопрофилактику. Первичная психопрофилактика включает мероприятия, препятствующие возникновению нервно-психических расстройств. Вторичная психопрофилактика объединяет мероприятия, направленные на предупреждение неблагоприятной динамики уже возникших заболеваний, их хронизации, на уменьшение патологических проявлений, облегчение течения болезни и ее исхода, а также на раннюю диагностику. Третичная психопрофилактика способствует предупреждению неблагоприятных социальных последствий заболевания, рецидивов и дефектов, препятствующих трудовой деятельности больного. Таблица 13
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|