Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Чередования сложных диалектических модальностей




Искусство общения (а также и составления письменных текстов) во многом определяется способностью человека использовать в каждый момент именно ту модальность, которая необходима, и за ошибки, а тем более грубые, приходится порой расплачиваться очень дорого — в первую очередь своей неадекватностью в глазах партнеров (или читателей, в случае письменного текста).

Первый навык, который нуждается в освоении — это навык свободного использования данной (простой или сложной) модальности, особенно если она раньше являлась для вас нелюбимой или даже табуированной, и выработке этого навыка посвящены предшествующие упражнения этой главы. Однако это еще не все — это скорее самое начало. Истинную свою силу модальности показывают, когда человек учится по своему выбору свободно их комбинировать и осваивает наиболее распространенные и удобные формулы чередования модальностей в монологах и диалогах.

Как вы, находясь в роли партнера, можете показать своему протагонисту, что его уважаете и внимательно слушаете, и, более того, стараетесь наладить с ним контакт? Первый ответ напрашивается: надо отвечать синтонно, то есть в той же модальности, которой пользуется протагонист. Однако это, во-первых, не всегда возможно по ситуации, а во вторых, будет некомплементарно в случае амбитонной трансляции, когда синастрические маркеры укажут вам на желательность иной модальности, чем пользуется протагонист. Что делать в этом случае?

Один из вариантов ответа звучит так: используйте в своем ответе модальность протагониста как субмодальность. При этом сохраняется ощущение присутствия соответствующего архетипа, но оно, так сказать, будет ненавязчивым. А модальность вы можете выбирать по своему усмотрению, в частности, учитывать синастрические маркеры.

Например, ваш друг задает вам вопрос:

— Ты слышал последние новости про Авдотью? твор (твор)

Этот вопрос звучит в подчеркнутой модальности творения, поэтому отвечать на него в модальности чистого осуществления или растворения было бы некомплементарно и невежливо:

— А что Авдотья? Живет да хлеб жует. (осущ)

— Авдотья — это последнее, что меня интересует. (раст)

Значительно комплементарнее ответить в том же смысле, который вы имеете в виду, но используя творительную субмодальность, например:

— А что Авдотья — живет да хлеб жует... неужели у нее что могло случиться? осущ (твор)

— Авдотья — последнее, что меня интересует, даже если она вдруг Нобелевскую премию за мир получит. раст (твор)

Упражнение. Для каждого из следующих вопросов (обращений) определите его диалектическую модальность и ответьте, используя ее в качестве субмодальности своего ответа. То же задание для пяти вопросов по вашему выбору.

1. — Виктор, ты сегодня думал обо мне?

2. — Андрон, срочно подними голову от своих учебников!

3. — Шустрик, как я рад, что ты наконец нашелся!

4. — Агния, тебе известны правила взрослых отношений между людьми?

5. — Папочка, ну зачем же ты так нудишь?

Упражнение. На каждую из следующих тем придумайте диалог, в котором протагонист обращается к партнеру, меняя диалектические модальности своих реплик, а партнер отвечает в одной и той же диалектической модальности, но всякий раз подстраивает субмодальность под модальность предыдущей реплики протагониста. То же задание для пяти сценок по вашему выбору.

1. Влюбленный в Сусанну Ерофей (протагонист) уговаривает ее зайти сегодня вечером к нему домой. У Сусанны другие планы, однако ссориться с Ерофеем она не хочет. Сусанна выступает в модальности осуществления, но меняет субмодальности.

2. Ефросинья — любовница большого начальника Зиновия Каллистратовича — пытается намекнуть ему, что ее статус не вполне ее устраивает, по крайней мере, надолго. Зиновий не хочет конфликта, но и жениться не имеет никакого намерения. Зиновий выступает в модальности растворения.

3. Складской пес Елизарыч расписывает болонке Дуне преимущества жизни на свободе. Та, однако, сомневается и отвечает в модальности осуществления

4. Молодожены Вольдемар и Анастасия обсуждают планы на ближайшее воскресенье. Вольдемар очень любит животных и природу, Анастасия скучает по маме и папе, но ссориться с Вольдемаром не хочет. Анастасия выступает в модальности творения.

5. Ефим — хозяин черепахи Христофора — пытается выяснить, почему у того плохое настроение и предложить что-то для развлечения любимого животного. Однако Христофор — пессимист, и выступает в модальности растворения.

Пример. Сценка 1.

Ерофей. (без подготовки) Милая, давай сегодня вечером ко мне заглянем?! (твор)

Сусанна. Ну, мы же обычно по городу гуляем — а сегодня что-то особенное случилось? осущ (твор)

Ерофей. Я думаю, мы когда-нибудь умрем от скуки во всех этих кафешках и пабах. (раст)

Сусанна. Пока что еще живем, Ерик, не надо о грустном. осущ (раст)

Ерофей. (внезапно, энергично) Мне так хочется увидеть тебя наедине! (твор)

Сусанна. А ты обращаешь внимание на окружающих? Чего вдруг? осущ (твор)

...

Мягкие модальные переходы

Переход (в пределах одной трансляции) от одной чистой модальности к другой (родственной) нередко воспринимается как грубый и немотивированный, создавая впечатление разрыва в логике или стиле. Чтобы этого избежать, его лучше смягчать промежуточной фразой со сложной модальностью.

Существуют две основные мягкие формулы перехода от одной чистой модальности (М1) к родственной ей (М2):

Формула «ковер»: М1 — М1(М2) — М2

Формула «плащ»: М1 — М2(М1) — М2

Например, переход от творительной модальности к осуществительной по формуле «ковер» выглядит так:

— Здравствуй, дорогая Сусанна! (твор) Какая радость, что ты есть у меня! твор (осущ) Сегодня мы, как и положено влюбленным, идем на концерт. (осущ)

Формула «творительно-осуществительный плащ» иллюстрируется следующей трансляцией:

— Здравствуй, дорогая Сусанна! (твор) Я так жду тебя, и наконец ты здесь! осущ (твор) Сегодня мы, как и положено влюбленным, идем на концерт. (осущ)

Еще примеры:

«осуществительно-растворительный ковер»:

— Я не ругаю тебя, Шустрик. (осущ) Я тебя воспитываю — для твоего же блага. осущ (раст) Собака — друг человека! И человек — друг собаки. (раст)

«Осуществитеьно-растворительный плащ»:

— Я не ругаю тебя, Шустрик. (осущ) Я виноват, и я ругаю себя. раст (осущ) Собака — друг человека! И человек — друг собаки. (раст).

Упражнение. Продолжите следующие реплики и пять творительных реплик по вашему выбору, пользуясь формулами «творительно-осуществительный плащ» и «творительно-осуществительный ковер».

1. — Я не ругаю тебя, Венедикт.

2. — Это фирма Киса-мурыса?

3. — Игнат, мне у вас интересно.

4. — Виолетта, я скучаю.

5. — Харитон Харитонович, к нам гости!

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по вашему выбору по формулам «творительно-осуществительный плащ» и «творительно-осуществительный ковер».

1. — Я вам не доверяю, Лазарь.

2. — Ну так что, Анфиса, вы согласны?

3. — Извинитесь, Яков!

4. — Зачем, скажи мне, Беатриса, такая шуба незамужней женщине?

5. — Почему так печально, Аглая?

Упражнение. Придумайте в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по вашему выбору обращения по формулам «творительно-осуществительный плащ» и «творительно-осуществительный ковер».

1. Приветствие на загородной прогулке недавнего знакомого.

2. Приглашение неофициальное младшего брата к выяснению отношений.

3. Претензия большая долговременная, выраженная наедине руководителю фирмы.

4. Угроза косвенная существенная взволнованная, обращенная к домашнему животному.

5. Уговоры наедине любимого напряженные.

Упражнение. Продолжите следующие реплики и пять творительных реплик по вашему выбору, пользуясь формулами «творительно-растворительный плащ» и «творительно-растворительный ковер».

1. — Ну и ну, Фалалей!

2. — Ах! Зачем же, Фрол?!

3. — И тут на моем горизонте возникла фигура Тиграна.

4. — Мама, я собираюсь выйти замуж!

5. — Патрикей, у нас будет ребенок!

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по вашему выбору по формулам «творительно-растворительный плащ» и «творительно-растворительный ковер».

1. — Я, наверное, скоро умру, Манефа.

2. — Приходи в гости, Трифон, да поскорее.

3. — Трудно в новом классе, Протас?

4. — Ты не замерз, Калиник?

5. — Пока суть да дело, я, пожалуй, выпью пива.

Упражнение. Придумайте в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по вашему выбору обращения по формулам «творительно-растворительный плащ» и «творительно-растворительный ковер».

1. Приветствие радостное старого врага.

2. Обещание маловероятное для исполнения вынужденное близкому родственнику.

3. Призыв к лучшему другу сменить жизненную позицию.

4. Сообщение партнеру об окончании совместного делового сюжета.

5. Вызов оппонента на смертный бой.

Упражнение. Продолжите следующие реплики и пять осуществительных реплик по вашему выбору, пользуясь формулами «осуществительно-творительный плащ» и «осуществительно-творительный ковер».

1. — В небе солнышко к солнцевороту движется.

2. — (появляясь) Ходил тут бродил вокруг.

3. — Сегодня я опять видел Эльвиру.

4. — На каком у нас Магда месяце?

5. — Что тебе, Лия, до моих личных дел?

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по вашему выбору по формулам «осуществительно-творительный плащ» и «осуществительно-творительный ковер».

1. — Что это за розовое пятно у тебя на щеке, сын?

2. — Можно мне мороженое?

3. — Плыви, доченька, недалеко, а то мама волноваться будет.

4. — Шустрик, при таком поведении я должен буду взять тебя на поводок.

5. — Денис, почему ты не ешь в школе мои бутерброды?

Упражнение. Придумайте в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по вашему выбору обращения по формулам «осуществительно-творительный плащ» и «осуществительно-творительный ковер».

1. Обвинение немотивированное приватное по пустяку дальнего родственника.

2. Требование жизненное легкое публичное к ребенку.

3. Извинение немалое приватное искреннее перед домашним животным.

4. Благодарность большая выношенная приватная кукле.

5. Сочувствие приватное искреннее по поводу средней восполнимой утраты кошке.

Упражнение. Продолжите следующие реплики и пять осуществительных реплик по вашему выбору, пользуясь формулами «осуществительно-растворительный плащ» и «осуществительно-растворительный ковер».

1. — Плывем, Злата, точно по курсу.

2. — Я быстро обернусь, тебя не задержу.

3. — Дорого не возьму, за свою цену отдам.

4. — Люблю особенно твой нос, Автоном.

5. — Я не пропал, я жив состою!

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по вашему выбору по формулам «осуществительно-растворительный плащ» и «осуществительно-растворительный ковер».

1. — Как ты смеешь увиливать от твоих прямых обязанностей, Антипатр?!

2. — Ты не смейся, ты лучше подумай, Капитолина!

3. — Хороша ли я для тебя, Болеслав?

4. — Плачь, солнышко, плачь, пока слезы не высохнут, кушать не придется.

5. — Неплохое начало для краткого романа — а, Федора?

Упражнение. Придумайте в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по вашему выбору обращения по формулам «осуществительно-растворительный плащ» и «осуществительно-растворительный ковер».

1. Просьба прямая малая наедине к старшему брату.

2. Благодарность искренняя публичная отцу семейства от дочери.

3. Обвинение серьезное публичное, обращенное к школьному учителю младших классов.

4. Извинение косвенное глубокое искреннее приватное перед подчиненным.

5. Прощание неофициальное на вокзале с близким родственником, уезжающим надолго.

Упражнение. Продолжите следующие реплики и пять растворительных реплик по вашему выбору, пользуясь формулами «растворительно-творительный плащ» и «растворительно-творительный ковер».

1. — Прощай, родная школа!

2. — С философской точки зрения, ты, Леонард, песчинка.

3. — Подводя итоги, скажу: мало, судари, мы поработали.

4. — Валерия — экзистенциальная женщина.

5. — Да, не зря в народе говорят: сколько волки ни корми...

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по вашему выбору по формулам «растворительно-творительный плащ» и «растворительно-творительный ковер».

1. — А ты бы хотел воплотиться на другой планете, цветком или вовсе камнем?

2. — Грубость не украшает мужчину, Вассиан.

3. — Подайте бывшему члену Государственной Думы...

4. — А что-нибудь свеженькое, Силуян, а?

5. — Когда наконец мы пойдем в зоопарк, Анастасия?

Упражнение. Придумайте в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по вашему выбору обращения по формулам «растворительно-творительный плащ» и «растворительно-творительный ковер».

1. Обида косвенная резкая требующая извинений на дядю.

2. Извинение лживое косвенное приватное перед племянником.

3. Благодарность публичная официальная немалая высокому начальнику.

4. Угроза прямая существенная моральная ученику старшего класса.

5. Похвала косвенная приватная неофициальная телесная любимой.

Упражнение. Продолжите следующие реплики и пять растворительных реплик по вашему выбору, пользуясь формулами «растворительно-осуществительный плащ» и «растворительно-осуществительный ковер».

1. — Не плачь, родная!

2. — До истины добираться долго.

3. — Гусь свинье не товарищ.

4. — (усталым умоляющим голосом) Забудьте этот номер телефона.

5. — Что ж! на нет и суда нет.

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по вашему выбору по формулам «растворительно-осуществительный плащ» и «растворительно-осуществительный ковер».

1. — Почем помидоры, уважаемый?

2. — Где ты, Виля, услышал такие слова?

3. — Агния, этот фильм тебе смотреть рано.

4. — Мама, а зачем старики смотрят эротику?

5. — Шустрик, вылижи миску дочиста.

Упражнение. Придумайте в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по вашему выбору обращения по формулам «растворительно-осуществительный плащ» и «растворительно-осуществительный ковер».

1. Объявление брату о конце длительного семейного сюжета.

2. Объявление публичное прямое крупного форс-мажора.

3. Просьба безнадежная приватная косвенная к близкому родственнику.

4. Обещание исправиться серьезное публичное маме.

5. Извинение большое искреннее приватное за ложь перед сыном.

Упражнение. Ответьте на следующие обращения протагониста и на пять обращений по вашему выбору, используя формулы «ковер» и «плащ». При этом первая фраза ответа должна быть синтонной трансляции протагониста.

1. — Дормидонт, вы верите в свободную любовь?

2. — А если, Агния, я по старой памяти тебя нашлепаю?

3. — Дуняша, ты с кем это через окно разговариваешь?

4. — Виля, зимой положено одевать шубу и шарф.

5. — Фросенька, поцелуй меня на прощание.

Упражнение. Вставьте в каждую из следующих трансляций вместо звездочек фразу так, чтобы в результате получились трансляция: а) по формуле «плащ» и б) по формуле «ковер».

1. — (при встрече, радостно) Цецилия, ты ли это?! * * * А я быстро ухожу на дно.

2. — Причин у любой неудачи много, Эвелина. * * * И сегодня по обыкновению иду в театр.

3. — Прощаю, прощаю тебя от всего сердца. * * * (внезапно, с энтузиазмом) Давай начнем жизнь заново!

4. — Сейчас работы много, Ювеналий. * * * Тогда и закончу.

5. — Привет, Харитон! * * * Жизнь продолжается, как ни крути.

6. — (меняя тему) Хочешь поесть? * * * А я пойду посплю.

7. — В этом случае будем торговаться, Юнона. * * * (уныло) А если нет — на том и разойдемся.

8. — Все это вздор, Порфирий. * * * Ты идешь на работу и исполняешь свои прямые обязанности.

9. — Ну прямо чудеса в решете! * * * Не осталось совсем.

10. — С учителями не шутят, Виля! * * * Иди и делай домашнее задание.

 

 

© Художник Елена Каменская


Содержание

Предисловие. Психология общения — 2

Вступление. КОММУНИКАЦИЯ И МОДАЛЬНОСТИ: основные понятия — 9

Глава 1. СЕМАНТИЧЕСКИЙ АРХЕТИП: Фон, Смысл и Стиль — 16

Глава 2. Диадический архетип: Ян и Инь — 77

Глава 3. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ АРХЕТИП: Творение, Осуществление, Растворение — 140

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...