А. Коррекция осмысления. Б. Коррекция поведения. Их убеждения. 4. Наше поведение, слово, жест, взгляд, «выговор» мимоходом значат зачастую больше, чем самые искусные педагогические и культурные мероприятия.
А. Коррекция осмысления. 1. Крик — это не довод и тем более не руководство к тому, как себя следует вести. 2. Ученики никогда не признают никаких ссылок на напряжение и перегрузку в работе учителя. 3. Не слишком ли часто мы переносим ритм бытовой суеты на отношения с ребятами? 4. Наше поведение, слово, жест, взгляд, «выговор» мимоходом значат зачастую больше, чем самые искусные педагогические и культурные мероприятия. Б. Коррекция поведения. Приемы продуктивного решения ситуации, описанной выше: «Ребята! Я не нарушу ваш " порядок", если пройду? »; «Вы позволите мне пройти? По-видимому, вы забыли, что сильным бывает тот, кто умеет позаботиться о слабом»; «Полагаю, что в театре вы будете более интеллигентны». 1. Отмечайте все случаи, когда вам по той или иной причине пришлось повысить голос или же с раздражением разговаривать с учениками или коллегами по работе. Установите мотивы и причину вашего поведения и ваш педагогический такт. «Озлобленность» всегда порождает лишь озлобленное отношение со стороны окружающих. 2. Подумайте о стереотипах вашего поведения на чье-то резкое замечание или же чью-то грубость. Мы предсказываем вам, что вы будете выглядеть несоизмеримо лучше, если не вступите в «лобовую скандальную словесную перепалку» с зачинщиками конфликта. 3. Несправедливая отметка, с точки зрения ученика, — причина его частого раздражения и недовольства. Постарайтесь «подавить» негативную ответную реакцию школьников и в какой-то мере «снять» их душевный дискомфорт. При оценке знаний важна не сама отметка, а предшествующая убедительная аргументация. Ошибка 4. «Опять опоздание?! » Отзвенел звонок. Коридор опустел. Но вот появляется запыхавшийся ученик. Огляделся и шмыгнул в класс.
А вот и еще двое. Стучат в дверь своего класса. На миг появляется разгневанное лицо учительницы, и дверь захлопывается... перед носом нарушителей. Первым встречает опоздавших учитель, ведущий урок. Один даже не смотрит на вошедшего и продолжает урок. Другой глянет с осуждением и разрешит сесть. Третий, забыв про класс, начинает читать нотации. Их убеждения. 1. Ну, ладно. Опоздал сегодня. Завтра придет вовремя. 2. Своим пренебрежением я покажу, что не одобряю его поступок. 3. Недопустимо оставлять без внимания эти опоздания. Мое порицание будет ему уроком. . А. Коррекция осмысления. 1. Опоздавший отвлекает класс, на него тратятся драгоценные минуты учебного времени. 2. Безнаказанные регулярные опоздания укрепляют вредную привычку разбрасываться временем. Хронически опаздывающий ученик — потенциальный прогульщик и на будущей работе. 3. Взыскания и наказания опозданий не ликвидируют. Звенья цепи «опоздание—наказание», «снова опоздание—снова наказание» повторяются многократно. Чтобы ликвидировать опоздания, надо искоренить причины, их порождающие. 4. Некоторые опоздания происходят из-за нас, педагогов, не соблюдающих единых требований к опоздавшим. Ученики не решаются опоздать на урок педагога, который нетерпим к задержкам хоть на минуту. Опаздывают на уроки нетребовательного учителя значительно чаще. Б. Коррекция поведения. 1. Прежде всего установите, кто на какие занятия и в какие дни опаздывает. 2. Доступ в класс свободный. С вашей стороны (со стороны учителя) никаких замечаний, никаких упреков: садись и работай. Лишь в тетрадях учета делаются пометки. Уже после урока вы сможете спокойно выяснить, кто же они, эти опаздывающие: злоумышленники, сознательно отлынивающие от занятий, или «жертвы» каких-то -неблагоприятно складывающихся обстоятельств?
13 3MC. S83 3. Для категории «опаздывающих умышленно» лучшее лекарство — требовательность и строгость. У них пропадет охота задерживаться, если будут знать, что их приход в школу будет контролироваться учителем. Им также полезны упражнения, воспитывающие чувство времени: дежурства перед первым уроком, подготовка наглядных пособий к уроку и т. п. Контролировать этих немногих должны учителя и актив класса. В обстановке коллективного осуждения опоздания, как правило, прекращаются. 4. Диагностика опозданий позволяет вскрыть и уважительные причины. Ученики иногда вынужденно опаздывают. «Отводил сестренку в садик», «Дома неправильно идут часы», «Родители заставляют бегать за питанием малышу», «Забыли оставить ключ. Не мог закрыть дверь» и т. д. В таких случаях ребятам надо помочь. Наша профессиональная обязанность — помогать семье создавать благоприятные условия для учебы школьника. Все это еще раз подчеркивает необходимость дифференцированного подхода к ученикам. Не следует делать огульные обобщения и выводы! Ошибка 5. «Снова " двойка" » «Ну что же?! Как всегда, двойка! Предыдущих тебе, видно, было мало?! Живи и радуйся! » «Он, конечно, — лодырь и бездельник. Правда, сегодня можно было бы поставить ему и " 3". Но пусть знает, что нужно работать, а не бить баклуши». Из беседы со слабым учеником: « Раньше я из-за двоек плакал, переживал. Не хотел и даже боялся идти домой. А теперь мне безразлично. Я в дневник даже не смотрю». Или: «Не знаю, не учил. Ставьте кол! » Их убеждения. 1. Мне не за что ставить ему другую оценку. Вызывая его к доске, я уже заранее знаю, что за этим последует. 2. Все-таки самое действенное средство стимулирования работы ученика и поддержания дисциплины в классе — наказание плохой отметкой. 3. Если бы я был уверен, что он не может, то, безусловно, поставил бы ему удовлетворительную отметку. Но я ведь убежден в обратном. Может, но не хочет. Стоит ли поощрять, если он в силах работать лучше? 4. Я — педагог. На меня смотрит весь класс. Прежде всего я должен быть объективен. Объективность превыше всего. А. Коррекция осмысления.
1. Вдумайтесь в слова, сказанные В. Л. Сухомлинским: «Я не могу без сердечной боли думать о том, что во многих школах сидят за партами где-то сзади, как отверженные, угрюмые, раздражительные или же равнодушные ко всему, отстающие, второгодники. Нельзя допускать, чтобы они ушли из школы ожесточившимися или равнодушными к знаниям. Если нормальный человек ни в одном предмете не достиг успехов, если у него нет любимого предмета, значит, школа не настоящая». Вспомните и подумайте, в другом ли положении находятся ваши отстающие. 2. Часто плохие, пусть даже заслуженные, отметки снижают у школьников веру в себя, в свои силы и возможности. Ученик становится безразличным к двойкам. Он смиряется с положением неуспевающего. 3. Отметка не должна быть источником тревоги и опасений. Ребята пойдут на ваши занятия с большей охотой и желанием, если им не будет угрожать опасность быть вызванным и получить двойку. Отметка должна вознаграждать трудолюбие, а не карать за лень и нерадивость. 4. Путь исканий — это неизбежно путь ошибок. Вы должны помнить о предоставлении ученикам права на ошибку. От ошибок нельзя «отмахиваться» традиционно плохой отметкой. Ошибки надо исправлять. 5. Стремление к объективности любой ценой сводит труд педагога к процессу измерения требуемого и достигнутого, в котором не учитывается глав- Если нормальный человек ни в одном предмете не достиг успехов, если у него нет любимого предмета, значит, школа не настоящая. В. А. Сухомлинский Дифференцированная отметка — профессиональный почерк справедливого педагога. ное — само воздействие на школьников. Что получится из учеников, для которых " двойка" становится неотъемлемым атрибутом и которых всюду «склоняют»?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|