Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А. Коррекция осмысления. Б. Коррекция поведения. Их убеждения. 4. Наше поведение, слово, жест, взгляд, «выговор» мимоходом значат зачастую больше, чем самые искусные педагогические и культурные мероприятия.




А. Коррекция осмысления.

1. Крик — это не довод и тем более не руководство к тому, как себя следует вести.

2. Ученики никогда не признают никаких ссылок на напряжение и перегруз­ку в работе учителя.

3. Не слишком ли часто мы переносим ритм бытовой суеты на отношения с ребятами?

4. Наше поведение, слово, жест, взгляд, «выговор» мимоходом значат зачастую больше, чем самые искусные педагогические и культурные мероприятия.

Б. Коррекция поведения.

Приемы продуктивного решения ситуации, описанной выше: «Ребята! Я не нарушу ваш " порядок", если пройду? »; «Вы позволите мне пройти? По-видимому, вы забыли, что сильным бывает тот, кто умеет позаботиться о слабом»;

«Полагаю, что в театре вы будете более интеллигент­ны».

1. Отмечайте все случаи, когда вам по той или иной при­чине пришлось повысить голос или же с раздражением разговаривать с учениками или коллегами по работе. Ус­тановите мотивы и причину вашего поведения и ваш педагогический такт. «Озлобленность» всегда порождает лишь озлобленное отношение со сто­роны окружающих.

2. Подумайте о стереотипах вашего поведения на чье-то резкое замечание или же чью-то грубость. Мы предсказываем вам, что вы будете выглядеть несоизмеримо лучше, если не вступите в «лобовую скандальную словес­ную перепалку» с зачинщиками конфликта.

3. Несправедливая отметка, с точки зрения ученика, — причина его частого раздражения и недовольства. Постарайтесь «подавить» негативную ответ­ную реакцию школьников и в какой-то мере «снять» их душевный дис­комфорт. При оценке знаний важна не сама отметка, а предшествующая убедительная аргументация.

Ошибка 4. «Опять опоздание?! »

Отзвенел звонок. Коридор опустел. Но вот появляется запыхавшийся ученик. Огляделся и шмыгнул в класс.

А вот и еще двое. Стучат в дверь своего класса. На миг появляется разгневан­ное лицо учительницы, и дверь захлопывается... перед носом нарушителей.

Первым встречает опоздавших учитель, ведущий урок.

Один даже не смотрит на вошедшего и продолжает урок. Другой глянет с осуждением и разрешит сесть. Третий, забыв про класс, начинает читать нотации.

Их убеждения.

1. Ну, ладно. Опоздал сегодня. Завтра придет вовремя.

2. Своим пренебрежением я покажу, что не одобряю его поступок.

3. Недопустимо оставлять без внимания эти опоздания. Мое порицание бу­дет ему уроком.                              .

А. Коррекция осмысления.

1. Опоздавший отвлекает класс, на него тратятся драгоценные минуты учеб­ного времени.

2. Безнаказанные регулярные опоздания укрепляют вредную привычку раз­брасываться временем. Хронически опаздывающий ученик — потенциаль­ный прогульщик и на будущей работе.

3. Взыскания и наказания опозданий не ликвидируют. Звенья цепи «опозда­ние—наказание», «снова опоздание—снова наказание» повторяются мно­гократно. Чтобы ликвидировать опоздания, надо искоренить причины, их порождающие.

4. Некоторые опоздания происходят из-за нас, педагогов, не соблюдающих единых требований к опоздавшим. Ученики не решаются опоздать на урок педагога, который нетерпим к задержкам хоть на минуту. Опаздывают на уроки нетребовательного учителя значительно чаще.

Б. Коррекция поведения.

1. Прежде всего установите, кто на какие занятия и в какие дни опаздывает.

2. Доступ в класс свободный. С вашей стороны (со стороны учителя) ника­ких замечаний, никаких упреков: садись и работай. Лишь в тетрадях учета делаются пометки. Уже после урока вы сможете спокойно выяснить, кто же они, эти опаздывающие: злоумышленники, сознательно отлынивающие от занятий, или «жертвы» каких-то -неблагоприятно складывающихся об­стоятельств?

13 3MC. S83

3. Для категории «опаздывающих умышленно» лучшее лекарство — требо­вательность и строгость. У них пропадет охота задерживаться, если будут знать, что их приход в школу будет контролироваться учителем. Им так­же полезны упражнения, воспитывающие чувство времени: дежурства перед первым уроком, подготовка наглядных пособий к уроку и т. п. Конт­ролировать этих немногих должны учителя и актив класса. В обстановке коллективного осуждения опоздания, как правило, прекращаются.

4. Диагностика опозданий позволяет вскрыть и уважительные причины. Ученики иногда вынужденно опаздывают. «Отводил сестренку в садик», «Дома неправильно идут часы», «Родители заставляют бегать за питанием малышу», «Забыли оставить ключ. Не мог закрыть дверь» и т. д. В таких случаях ребятам надо помочь.

Наша профессиональная обязанность — помогать семье создавать благо­приятные условия для учебы школьника. Все это еще раз подчеркивает необходимость дифференцированного подхода к ученикам. Не следует де­лать огульные обобщения и выводы!

Ошибка 5. «Снова " двойка" »

«Ну что же?! Как всегда, двойка! Предыдущих тебе, видно, было мало?! Живи и радуйся! »

«Он, конечно, — лодырь и бездельник. Правда, сегодня можно было бы поста­вить ему и " 3". Но пусть знает, что нужно работать, а не бить баклуши».

Из беседы со слабым учеником: « Раньше я из-за двоек плакал, переживал. Не хотел и даже боялся идти домой. А теперь мне безразлично. Я в дневник даже не смотрю».

Или: «Не знаю, не учил. Ставьте кол! »

Их убеждения.

1. Мне не за что ставить ему другую оценку. Вызывая его к доске, я уже заранее знаю, что за этим последует.

2. Все-таки самое действенное средство стимулирования работы ученика и поддержания дисциплины в классе — наказание плохой отметкой.

3. Если бы я был уверен, что он не может, то, безусловно, поставил бы ему удовлетворительную отметку. Но я ведь убежден в обратном. Может, но не хочет. Стоит ли поощрять, если он в силах работать лучше?

4. Я — педагог. На меня смотрит весь класс. Прежде всего я должен быть объективен. Объективность превыше всего.

А. Коррекция осмысления.

1. Вдумайтесь в слова, сказанные В. Л. Сухомлинским: «Я не могу без сер­дечной боли думать о том, что во многих школах сидят за партами где-то сзади, как отверженные, угрюмые, раздражительные

или же равнодушные ко всему, отстающие, второ­годники. Нельзя допускать, чтобы они ушли из школы ожесточившимися или равнодушными к знаниям. Если нормальный человек ни в одном предмете не достиг успехов, если у него нет люби­мого предмета, значит, школа не настоящая». Вспомните и подумайте, в другом ли положении находятся ваши отстающие.

2. Часто плохие, пусть даже заслуженные, отметки снижают у школьников

веру в себя, в свои силы и возможности. Ученик становится безразлич­ным к двойкам. Он смиряется с положением неуспевающего.

3. Отметка не должна быть источником тревоги и опасений. Ребята пойдут на

ваши занятия с большей охотой и желанием, если им не будет угрожать опасность быть вызванным и получить двойку. Отметка должна вознаг­раждать трудолюбие, а не карать за лень и нерадивость.

4. Путь исканий — это неизбежно путь ошибок. Вы должны помнить о предоставлении ученикам права на ошибку. От ошибок нельзя «отмахи­ваться» традиционно плохой отметкой. Ошибки надо исправлять.

5. Стремление к объективности любой ценой сводит труд педагога к процес­су измерения требуемого и достигнутого, в котором не учитывается глав-

Если нормальный человек ни в одном предмете не достиг успехов, если у него нет любимого предмета, значит, школа не настоящая. В. А. Сухомлинский

Дифференцирован­ная отметка — профессиональный почерк справедливо­го педагога.

ное — само воздействие на школьников. Что получится из учеников, для которых " двойка" становится неотъемлемым атрибутом и которых всюду «склоняют»?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...