А. Коррекция осмысления.. Б. Коррекция поведения.
А. Коррекция осмысления. 1. Формы выражения отметки, которые до сих пор распространены в нашей школе (это балльная система оценок), унаследованы от весьма далеких времен и порой не соответствуют сегодняшним задачам школы. Ведь школьный балл в лучшем случае оценивает только сумму приобретенных учеником знаний и навыков. А в наших журналах, к сожалению, немало оценок якобы за знания, которые по существу являются оценками по поведению. 2. Думали вы когда-нибудь о том, что отметку можно заменить? Многие хорошие педагоги забывают, что главным в оценке работы ученика должен быть качественный анализ этой работы: подчеркивание всего положительного, выявление причин недостатков и т. д. Теперь вы понимаете, почему констатация: «Ты меня порадовал. Ставлю тебе " 5" », — не дает объяснения поставленной отметки. Получается так: «порадовал» учителя, потому и поставили... Главным должно быть оценочное суждение, а отметка — лишь вспомогательное средство. 3. Воздействия отметки не нейтральны. Плохая отметка может пагубно сказаться на обучении и эмоциональном настроении учеников. Неудача или мысль о том, что они не справились с заданием, влияет на их самооценку. Вот почему важно не забывать, что на последующие действия влияет не только факт успеха или неудачи, но и восприятие учениками результатов своего труда. 4. Часто говорят о вреде «двоек», хотя и «пятерки» могут принести немалые нравственные потери, если оценка превращается в самоцель. Ученики начинают требовать своеобразной оплаты за каждое выученное правило, параграф, за решенную задачу или пример. Учеба ради отметки нередко заставляет учеников прибегать к различным хитростям. А ведь предполагается, что у детей должны быть хорошие знания и достаточно высокие мотивы их приобретения.
5. С момента появления ребенка в школе учитель начинает использовать отметку как средство, побуждающее ученика к активной работе, то есть пользуется отметкой как мотивирующим средством. (Недаром же два ученика первого класса хвастались друг перед другом: «Я получил сегодня одну " пятерку"! » — «Я лучше, — возразил другой, — у меня сегодня две тройки! ». ) Но, используя отметку как средство мотивации, мы незаметно смещаем центр мотивационнои сферы учебной деятельности с ее результата и процесса на оценку деятельности. Отметка в этом случае приобретает в глазах учеников самодовлеющую ценность и заслоняет подлинную ценность его деятельности. Б. Коррекция поведения. 1. Мы часто слышим от учителей: «Ученики любят получать отметки». Но любят-то они получать хорошие отметки! Найдите ученика, который хотел бы вместо «пятерок» получить «двойки». Нет таких! Мы ратуем за более «ослабленную роль отметок». Это вовсе не означает, что с оценкой нужно покончить раз и навсегда. Просто ыужно вводить более гибкие, информативные способы оценивания. Часть выставляемых'вами отметок замените оценочными суждениями, выделяя в них то, что для данного ученика наиболее существенно, отмечая сначала достоинства, а потом недостатки, разъясняя ошибки и показывая пути их преодоления. 2. Там, где возможен письменный контроль, то есть контроль за самостоятельно выполненной работой, используйте отметку. Но добавьте еще 2-3 нестандартные фразы, выражающие ваше отношение к усилиям, достижениям и неудачам ученика. И лишь затем напишите: «Выше " 3" оценить пока нельзя». 3. Без отметок оценивайте задания, которые выполняются под вашим руководством. Попытайтесь свое оценивание дифференцировать по видам работ: за устные ответы, за письменные, за выученное наизусть и т. д. Итоговую отметку выводите на основе сопоставления общих отметок по этим различным видам работ.
4. Для того чтобы развить умение самооценки и самоконтроля работы, используйте разные формы взаимопроверки и взаимооценки, задания на рефлексию (анализ) своей деятельности. Это формирует разумное отношение к отметке как к важной, но не самой существенной ценности в работе. 5. «Вызовут — не вызовут, спросят — не спросят». Ученики хитрят, высчитывают вероятность риска. Хитрим и мы, учителя, стараемся застать ученика врасплох... А если ученикам дать право планировать свои ответы-вызовы? Вот что предлагает своим ученикам уже на первом уроке педагог Я. Я. Эн-деле: «Норма пятерки в этой четверти — 12 хороших ответов или 13, из которых два могут быть удовлетворительными. Норма четверки — 13 ответов с четырьмя " тройками", или 11 с тремя, или 10 с двумя. Неудовлетворительные ответы в счет не идут вообще». И результаты есть. Прекрасные результаты. Ошибка 9. «Не в вопросах, а в ответах суть учения». «Какого цвета эта жидкость? » (показывая на жидкость определенного цвета) — вопрос задан в девятом (! ) классе. «Можно ли так записать? » (по сути своей вопрос означает: «Ответ неверен»). «Ты давай-ка отвечай, а не задавай мне вопросы. Задавать их буду я*. «Почему у вас открыты учебники? Что это за новая мода? » Вопрос такой: «Когда и как образовалось Древнерусское государство? Карпов! Ты что, не готов? Не хочешь учиться?! Садись. Дай дневник».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|