Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В помощь учителю и школьному психологу




В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ И ШКОЛЬНОМУ ПСИХОЛОГУ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ. ПРАКТИКУМ

Практикум*, предусматривающий моделирование педагогических ситуаций, помо­гает осмыслить ошибки, наиболее часто встречающиеся у педагогов. 'Практикум включает 20 ошибок.

Структура обсуждения ошибки следующая.

1. Обозначение ошибки.

2. Краткие иллюстративные примеры.

3. Неправильные убеждения.

4. Коррекция осмысления.

5. Коррекция поведения.

Первые 10 ошибок мы предлагаем проработать вместе с нами. Вот их крат­кие формулировки:

1. «Не делать ошибок*.

2.    «Старайтесь делать вид, что все всегда знаете».

3. «Ничего страшного. Ну, сорвалось».

4. «Опять опоздание?! *

5. «Снова " двойка" ».

6. «Тоже мне, Толстой нашелся! »

7. «Все видеть и все замечать».

* Разработан Я. Л. Коломинским совместно с Н. Г. Оловниковой.

8. «Отметка- " кнут и пряник" процесса обучения».

9. «Не в вопросах, а в ответах суть учения».

10. «Не сметь свое суждение иметь! »

А затем, освоив структуру обсуждения ошибки, постарайтесь самостоятельно проработать следующие 10 ошибок.

11. «Пожалеть розгу — значит испортить ребенка». (В сопоставлении с тем, что: «Шалунов можно наказывать, но нужно и поощрять». )

12. «Работы — год, добычи — грамм». («Не всегда за воздействием следует по пятам желанный результат воспитания». )

13. «Пока не прозвенел звонок». («Учитель! Оставь свое плохое настроение за порогом школы! »)

14. «Без руля и без ветрил». («Порядок на уроке— половина дела». )

15. «Не хватает времени» или «Не успели — выучат дома». («Эффективность урока». )

16. «Кто ей поможет? » («Ошибки в обращении к ученикам». )

17. «Тянешь класс назад». («Попробуйте понять его... Ведь он один и дома, и в школе». )

18. «Чем больше, тем лучше». («К чему приводит многословие учителя на уроке? »)

19. «Как бы чего не вышло». («Почему я боюсь приходящих в школу инспек­торов? »)

20. «Мы такими не были».

Думайте, выбирайте, оценивайте, пробуйте..,

Ошибка 1. «Не делать ошибок».

При выведении химической формулы учитель допустил ошибку. Ученик указал на нее. Учитель сконфужен. Он обеспокоен тем, что подумают о нем ученики.

Его убеждения.

1. О тебе будут хуже думать, если ты будешь допускать ошибки.

2. Ошибаться — это признак слабости.

3. Если ты будешь ошибаться в присутствии учеников, то твою ошибку они воспримут как признак твоего незнания.

4. Если ты допустил ошибку, то постарайся это скрыть.

Л. Коррекция осмысления.

1. Подумайте о том, что нет ничего страшного, если вы ошиблись в присут­ствии учеников. Такие ошибки допустимы и приемлемы. Ошибиться мо­жет каждый.

2. Желание быть всегда правым ведет к внутреннему напряжению, к посто­янной необходимости «быть настороже», заставляет скрывать свою «не­правоту» и «ошибки». Это делает человека нервным и агрессивным.

3. Вы поставите под угрозу всю свою эрудицию, а в конце концов и свой авторитет, если, не исправив свою ошибку, начнете отстаивать свою правоту.

4. Большинство заметивших ошибку и увидевших, что вы не боитесь оши­биться, проникнутся лишь симпатией к вам. Если

же кто-то и осудит за ошибку, то это осуждение ^_—_^^_^_^__ будет вызвано уязвимостью «осуждающего».

Б. Коррекция поведения.

1. Для продуктивного разрешения возникшей ситуа­ции и поддержания определенного уровня само­уважения учитель мог бы использовать следую­щие приемы.

Большинство заметивших ошибку и увидевших, что вы не боитесь ошибиться, проник­нутся лишь симпати­ей к вам.

«Молодец, что ты заметил ошибку. Я ее допустил умышленно. Хотел по­смотреть, кто же все-таки внимателен».

«Ошибка несущественная, я сделал ее случайно» (попытка оправдательно­го объяснения ошибки).

«Извините, ребята, я ошибся. Исправьте у себя в тетрадях» или: «В этом случае мы действительно с вами ошиблись. Решается это так... »

2. Обратите внимание на допускаемые вами ошибки в ваших действиях и поведении. Попытайтесь их не скрывать. Мы при­знаем, что в определенных ситуациях возникает

необходимость «не выпячивать» ошибку. Однако помните, что именно отсутствие стремления во что бы то ни стало «спасти свое лицо» позволит вам наиболее благоприятным образом разрешить воз­никшую ситуацию.

3. Кратко описывайте каждый случай, когда вы «ловили» сами себя на сокры-

тии ошибки или на отказе выполнить что-либо из-за боязни ошибиться. В конце каждой недели подводите итог. Количественная запись и ее каче­ственный анализ необходимы, так как, осмысляя свои действия, вы учитесь лучше ими управлять.

Не нужно панически скрывать свою ошибку, если нет желания очутиться в жалком положении.

Ошибка 2. «Старайтесь делать вид, что все всегда знаете»

Во время урока один из учеников задает учителю сложный вопрос. Ответ на него выходит за рамки компетентности учителя. Он не может на него дать правильный ответ.

Один своим агрессивным поведением по отношению к спрашивающему пы­тается уйти от ответа.

Другой игнорирует вопрос.

Третий пускается в рассуждения, пытаясь уйти от прямого ответа.

Их убеждения.

1. Мне нельзя показать свою некомпетентность в этом вопросе. Это при­знание моего невежества.

2. Признаться, что ты, учитель, чего-то не знаешь, — это значит расписаться в своей педагогической несостоятельности и безграмотности.

3. Учитель должен быть всегда готовым ответить на любой вопрос учащегося.

А. Коррекция осмысления.

1. Говоря «Я не знаю», вы гораздо с большей степенью вероятности вызовете уважение за вашу прямоту и честность, чем презрение за ваше невеже­ство. Искренность и откровенность всегда привлекают.

2. Мысль о том, что знать можно и нужно все, сама по себе абсурдна. Энцик­лопедическая образованность под силу лишь выдающимся личностям. По всей вероятности, вы не будете претендовать на полную исключитель­ность,

3. Признание неполного знания в том или ином вопросе — прекрасный стимул для дальнейшего, более глубокого по­знания. «Я знаю только то, что ничего не знаю», — гово-

___________       рил великий Сократ. Как видите, к такому выводу пришел

тот, кто был так богат знаниями.

4. Стереотипная манера поведения «учителя-всезнайки» не нейтральна. Ди­станция, которую умышленно создают некоторые учителя, подчеркивая свою научную осведомленность и незнание учеников, не стимулирует ум­ственную деятельность, а, напротив, подавляет ее.

5. «Однажды один ученик спросил учительницу по литературе, кто такой Урка-нава. Эту фамилию придумал он сам, сложив начальные буквы фамилий своих одноклассников. Не желая признавать своей некомпетентности, учи­тельница ответила: " Грузинский писатель". Весь класс громко засмеял­ся... » Задумайтесь! Хотелось бы вам оказаться на месте этой учительницы?

«Я знаю только то, что ничего не знаю», — говорил великий Сократ.

Б. Коррекция поведения.

1. Приемы продуктивного разрешения ситуации:

«Я об этом ничего не знаю, но обещаю посмотреть»;

«Я не могу тебе сейчас ответить точно. Но обязательно подумаю над твоим вопросом*;

«Вопрос интересный. Мы обязательно вернемся к нему чуть позже, а пока не будем отвлекаться». (Принятие такого компромиссного решения обя­зательно подразумевает возвращение к заданному вопросу на следующем занятии, если вопрос и ответ на него имеют непосредственное отношение к излагаемому материалу. )

2. Проанализируйте ситуации, в которых вы колеблетесь, сказать ли: «Я не знаю» — или делаете вид, что информированы о предмете, о котором на самом деле ничего не знаете. Частый случай: когда кто-либо упоминает кни­гу, которую вы не читали, а вы понимающе «киваете», словно читали ее сами.

3. Если перед учениками вы чаще всего выступаете «всезнайкой», постарай­тесь хоть изредка признать некоторые свои неудачи— и вы увидите, что результаты пойдут вам на пользу. Увидите, ваши ребята будут более склонны доверять вам.

4. В своем дневнике наблюдений отмечайте случаи, когда вы расстроились, сказав или сделав что-то не так, как вам хотелось бы, или же когда ваши действия и поведение нашли неадекватную оценку у других. С каранда­шом проанализируйте каждый конкретный случай и лишь затем, соотнеся все «за» и «против», постарайтесь принять правильное и разумное решение.

ошибка з. «Ничего страшного. Ну, сорвалось»

В девятом классе был запланирован поход в театр. Когда ребята выходили из класса, в дверях образовалась «пробка». И тут раздался окрик: «Вы что, очумели? Куда вы претесь? Никаких театров! Вернитесь! Дневники на стол!!! »

Это учительница русского языка и литературы наводила порядок в классе.

Ее убеждения.

1. Такое напряжение, что держать себя все время в строгих рамках просто невозможно. Своими «выходками» они могут довести «до белого каления».

Сильным бывает тот, кто умеет позабо­титься о слабом.

2. С ними нельзя по-другому разговаривать. Другого языка они просто не понимают.

3. Тут от всех дел и забот голова идет кругом. «Сорвалась». Ничего страшного.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...