В целях обеспечения безопасности судна
⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
Требования безопасности к нефтяным базам и оборудованию нефтеналивных причалов в действующих документах Министерства морского флота не отражаются, поскольку находятся в ведении другого ведомства. Настоящие требования по безопасности, предъявляемые к береговому грузовому оборудованию, выписаны из Международного руководства по безопасности на нефтяных танкерах и нефтегаванях, разработанного Международной группой по безопасности на нефтяных танкерах и терминалах. От полноты оснащения нефтеналивных терминалов качественным оборудованием во многом зависит безопасность проведения грузовых операций и предотвращение загрязнения моря от возможных аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. Приведенные требования к береговому грузовому оборудованию направлены на то, чтобы в конечном счете исключить возможность разлива груза из-за разрыва грузового шланга, поломки грузового трубопровода или по другой причине, даже если на танкере, например, будет закрыт по ошибке грузовой клинкет во время погрузки. Если кто-либо из членов экипажа заметит какое-либо нарушение этих требований со стороны берега, капитану необходимо заявить письменный протест и сделать соответствующую запись в судовом журнале, в противном случае вся ответственность за возможный разлив груза может быть возложена на судно. Если капитан судна посчитает, что может возникнуть внезапная угроза безопасности судна, он имеет право потребовать немедленного прекращения грузовых операций.
Требования безопасности, предъявляемые к береговому оборудованию
1. Суда должны направляться в безопасные во всех отношениях порты. 2. Судно не должно швартоваться, если портом не представлены необходимые средства для безопасной швартовки.
3. Нефтеналивной причал должен быть оборудован надежной кранцевой системой, способной поглощать кинетическую энергию швартующегося, а затем и стоящего у причала танкера без повреждения его корпуса. 4. Капитан швартующегося судна должен быть предупрежден об ограниченных возможностях кранцевой системы, знать скорость и угол подхода к причалу, на которые он рассчитан. 5. Нефтеналивные причалы должны быть оборудованы швартовными устройствами быстроотдающегося типа для срочного отхода танкера в аварийных случаях. 6. Нефтебаза несет ответственность за обеспечение нефтеналивного причала грузовыми шлангами и стендерами, отвечающими правилам безопасности и обеспечивающими налив по установленным нормам. 7. Грузовые шланги должны соответствовать принятым стандартам по классу и по типу и обеспечивать безопасность грузовых операций - в зависимости от характера груза и размера судового трубопровода, допустимого давления, температурных условий. Для безопасной перекачки грузов с высокой и с низкой температурами требуются специальные шланги. Шланги должны быть оснащены фланцами международного образца. 8. Каждый грузовой шланг должен иметь сертификат изготовителя и маркировку с указанием следующих данных: а) названия нефтепродукта, для которого он предназначен; б) даты изготовления; в) величины разрывного давления; г) величины рабочего давления; д) срока, после которого шланг должен проходить испытание; е) даты последнего испытания, с указанием давления, при котором он испытывался. 9. Для обеспечения безопасности и предотвращения загрязнения моря при проведении грузовых операций грузовые шланги должны удовлетворять следующим требованиям: а) минимальное рабочее давление должно быть не менее 1,0 МПа (10 кгс/кв. см);
б) минимальное разрывное давление должно быть не менее 4-кратного рабочего и составлять 4,2 МПа (42 кгс/кв. см). 10. Грузовые шланги должны быть достаточной длины, а стендеры иметь достаточную безопасную рабочую зону движения, чтобы неизбежное движение танкера у причала не вызвало чрезмерного напряжения в шлангах и стендерах. Рабочая зона стендера должна подразделяться на "рабочую зону", "зону предупреждения" и "зону отключения". При неожиданном перемещении танкера у причала, когда стыковочный фланец стендера и судового приемника попадают в "зону предупреждения", все рабочие клинкеты на стендере автоматически закрываются, а когда стыковочный фланец попадает в "зону отключения", происходит автоматическое отключение стендера от судового приемника. 11. Быстро отдающиеся струбцины стендеров должны быть надежными и хорошо срабатывать. На каждом стендере должны быть средство для его осушения и клапан для перекрытия перед отсоединением от судового трубопровода. 12. Техническое состояние стендеров должно периодически проверяться, о чем должны быть сделаны записи в его сертификате. 13. Каждый наливной причал должен иметь ловушку достаточного размера для сбора возможных утечек груза при отдаче грузовых шлангов. 14. Береговой трубопровод, по которому осуществляется загрузка или разгрузка танкера, должен иметь автоматический предохранительный клапан с пропускной способностью, обеспечивающей предотвращение опасного повышения давления и разрыва грузового шланга при выходе из строя или случайном закрытии грузового клинкета на борту танкера во время налива. Предохранительный клапан должен быть отрегулирован на рабочее давление грузовых шлангов. Там, где береговые насосы расположены более чем в 100 м от причала, автоматические предохранительные клапаны должны быть установлены на причале, чтобы исключить возможное повышение давления потоком груза. Ответственность за разрыв шланга или повреждение трубопровода и разлив груза по этой причине несет нефтебаза. 15. На причале должны быть установлены аварийные выключатели береговых грузовых насосов, чтобы можно было их быстро остановить в случае аварии. 16. На береговом трубопроводе в районе шлангоприемников должен быть установлен манометр с контрольной стрелкой или с самописцем.
Рекомендуется, чтобы здесь же был установлен и автоматический звуковой сигнал тревоги, срабатывающий, когда фактическое давление превысит допустимое. 17. Нефтепроводы на причале должны иметь аварийные клинкеты, установленные на расстоянии около 30 м от шлангоприемников. Эти клинкеты устанавливаются на тот случай, когда клинкеты у шлангоприемников могут быть недоступны из-за выбивающегося под давлением потока груза из разорванного шланга или из-за возникшего пожара. 18. Береговой трубопровод должен быть оборудован прибором, показывающим скорость потока груза, чтобы не допускать превышения допустимой скорости, что влечет за собой образование опасного заряда статического электричества. 19. Нефтеналивной причал должен быть оборудован расходомером-счетчиком для учета количества нефти и нефтепродуктов при проведении грузовых операций. 20. Береговой грузовой трубопровод в районе причала должен быть оборудован устройством для поглощения избыточного давления, возникающего при гидравлических ударах. 21. На береговом трубопроводе, предназначенном для выгрузки с танкера груза или балласта, должен быть установлен в районе шлангоприемников автоматический невозвратный клапан, закрывающийся, когда давление со стороны судна будет ниже, чем давление со стороны берега, что предотвратит аварийный разлив нефти при разрыве грузового шланга или поломке стендера. 22. Каждый нефтеналивной причал должен иметь надежные средства связи, включая громкоговорящую, которые в состоянии обеспечить двустороннюю связь между помощником капитана, ответственным за проведение грузовых операций, и лицом, ответственным за грузовые операции на причале. 23. Рекомендуется на наливном причале иметь дистанционную систему управления береговыми приемными клинкетами, чтобы помощник капитана, ответственный за проведение грузовых операций, в экстренных случаях мог сам закрыть береговые приемные клинкеты со своего рабочего места на судне и этим предотвратить угрозу разлива груза.
24. Освещение на нефтеналивном причале должно быть во взрывозащищенном исполнении и соответствовать требованиям правил устройства электроустановок (ПУЭ) и обеспечить достаточное освещение при проведении в темное время суток швартовных и грузовых операций. 25. Нефтеналивной порт должен иметь достаточное количество боновых заграждений, обеспечивающих локализацию аварийных разливов нефти. 26. Порт должен иметь в своем распоряжении плавучие нефтесобирающие устройства и обученный персонал, чтобы эффективно использовать их в случае происшедшего разлива нефти в портовые воды. 27. На наливном причале зона обслуживания береговых шлангоподъемников и стендеров должна обеспечивать возможность одновременной ошланговки стоящего у причала танкера для грузовых, балластных и бункеровочных операций. 28. Администрация наливного причала обязана обеспечить необходимое свободное пространство для подачи парадного трапа или сходни и поддерживать безопасность и удобство подхода к танкеру на всех стадиях проведения грузовых операций. 29. На причале, где его конструкция такова, что соответствующего безопасного места для установки судового парадного трапа или сходни нет, причал должен быть оборудован береговыми удобными средствами сообщения с танкером. 30. При отсутствии в портпункте стационарного трубопровода грузоотправитель (грузополучатель) должен иметь плавсредства для заводки шланговой линии с берега к борту танкера, а также иметь надежные средства радиосвязи с танкером.
Приложение 13 Справочное
МЕРЫ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ НА НЕФТЕУЧАСТКЕ ПОРТА
1. Ответственность за противопожарное состояние территории нефтеучастка и служебных помещений возлагается на начальника нефтеучастка, который обязан: 1.1. Строго соблюдать требования пожарной безопасности, изложенные в Обязательном постановлении по морскому торговому порту. 1.2. Выполнять в установленные сроки все противопожарные мероприятия, предложенные пожарным надзором. 1.3. Следить за поддержанием надлежащего противопожарного режима на территории нефтеучастка. 1.4. Содержать в исправности противопожарные средства и инвентарь, не допуская использования их не по назначению. 2. Все лица, работающие на нефтеучастке, обязаны помнить, что нефтеучасток представляет производственную единицу с повышенной пожарной опасностью. Поэтому все должны строго соблюдать правила пожарной безопасности, не допуская малейшего их нарушения. 3. На территории нефтеучастка и в служебных помещениях курить ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
На видные места должны быть вывешены надписи "Курить запрещается". Курение разрешается только в специально оборудованных помещениях, у входа в которые должны быть вывешены надписи "КУРИТЕЛЬНАЯ КОМНАТА". 4. Разведение огня, производство работ, связанных с применением открытого огня (газо- и электросварки), использование паяльных ламп на территории нефтеучастка ЗАПРЕЩАЮТСЯ. Эти работы можно проводить не ближе 100 м от эксплуатируемых причалов и судов. В исключительных случаях эти работы могут выполняться только после письменного разрешения администрации нефтеучастка, согласованного с пожарной охраной порта. 5. Территория нефтеучастка, шахты нефтепроводов, колодцы и акватория должны постоянно содержаться в чистоте. Не допускается просачивание нефтепродуктов из трубопроводов, и особенно через фланцевые соединения. Пролитые нефтепродукты должны немедленно засыпаться песком и убираться. 6. Складировать тару, лесоматериалы, оборудование на причалах и территории нефтеучастка ЗАПРЕЩАЕТСЯ. 7. Нефтеловушки, установленные на причалах, должны систематически очищаться от скопившихся нефтепродуктов и содержаться в исправном состоянии. 8. Движение всех видов транспорта по территории нефтеучастка ближе 100 м от причалов ЗАПРЕЩАЕТСЯ. Подвоз судового снабжения к танкерам, стоящим у нефтяного причала, должен осуществляться транспортом взрывозащищенного исполнения. 9. Нефтеучасток должен быть обеспечен специальными средствами для сбора нефтепродуктов на акватории в случае аварии (разлива нефтепродуктов в портовые воды), а также бонами для ограждения района акватории, где возможен разлив нефтепродуктов. 10. В случае аварийного состояния нефтеучастка в результате разлива нефтепродуктов и загрязнения акватории грузовые операции временно прекращаются, заход судов на акваторию нефтеучастка ЗАПРЕЩАЕТСЯ. 11. Судам, не связанным с переработкой нефтепродуктов, движение на акватории нефтегавани и подход к причалам запрещаются. 12. Освещение на нефтепричалах должно быть электрическое, во взрывозащищенном исполнении в соответствии с требованиями, указанными в Правилах устройства электроустановок. Электрооборудование должно содержаться в исправном состоянии и проверяться представителями электросетей не реже раза в квартал. 13. Отопление всех помещений на нефтеучастке допускается только центральное (водяное, паровое); местное печное отопление запрещается. 14. Производить ремонтные работы с применением открытого огня на судах, стоящих на акватории нефтегавани, запрещается. 15. Нефтеналивные причалы, на которых производится загрузка и разгрузка нефтеналивных судов, должны быть оборудованы отбойными устройствами, исключающими искрообразование и повреждение корпуса при соприкосновении с судном. 16. Реконструкция старых и строительство новых сооружений на территории нефтеучастка и нефтеналивных причалах должны предварительно согласовываться с пожарной охраной ВОХР. Также не разрешается складирование каких-либо материалов или оборудования на нефтеучастке и нефтеналивных причалах без предварительного согласования с представителем ВОХР. 17. Дежурный диспетчер порта обязан не позднее чем за 2 ч до прибытия танкера под налив или слив летучих нефтепродуктов известить пожарную охрану порта: указать название судна, род нефтепродуктов и номер причала. 18. Ограждение и охрана нефтеучастка должны полностью гарантировать отсутствие на территории лиц, не связанных с работой на нефтеучастке и судах, стоящих у причалов. Допуск в нефтегавань лиц в нетрезвом состоянии НЕ РАЗРЕШАЕТСЯ. 19. Грузовые шланги для шланговки судов должны быть исправны и качественно смонтированы. 20. Кромка концевых фланцев не должна иметь видимых механических повреждений, снаружи или внутри шлангов должен быть медный провод, соединяющий оба конца фланца. 21. После монтажа грузовые шланги должны испытываться гидравлическим давлением с составлением акта. Все грузовые шланги должны быть пронумерованы, и учет их должен вести механик нефтеучастка (нефтебазы). 22. Инструмент, струбцины и другие приспособления должны быть специального назначения и содержаться в хорошем техническом состоянии. 23. Перед началом шланговки необходимо заземлить корпус судна, для чего причалы должны быть оборудованы специальным заземляющим устройством. 24. При соединении и разъединении грузовых шлангов с береговыми и судовыми трубопроводами необходимо инструмент и прочие приспособления класть на заранее приготовленный коврик или мат у места работы. 25. Давление в грузовых шлангах не должно превышать рабочего, указанного в их паспорте. 26. При обнаружении течи в грузовых шлангах, компенсаторах, береговых и судовых трубопроводах налив и слив нефтепродуктов прекращаются до устранения неисправностей. 27. На берегу, у корня причала, на трубопроводах должны устанавливаться приспособления для быстрого перекрытия потока нефтепродуктов в случае пожара или аварии. 28. Перед отдачей грузовые шланги должны быть освобождены от остатков нефтепродуктов, отсоединены от судовых приемников, выгружены с судна на причал, и только после этого разрешается отключать кабель заземления судна от колонки. 29. У каждого причала нефтеучастка должны быть оборудованы места для подъезда и установки двух пожарных автомашин и обозначены табличками "Пожарный подъезд не загромождать". Проезжие дороги и подъезды к местам установки пожарных насосов должны всегда содержаться в исправном состоянии и не загромождаться. 30. Каждый причал должен быть оборудован пожарным постом с первичными средствами тушения (огнетушители пенные - 5 шт., ящик с 1 куб. м песка и совковые лопаты - 2 шт.). На каждом нефтеучастке должны быть: аварийный запас не менее 10 т жидкого пенообразователя, необходимое количество пеногенераторов, шлангов, стволов и другого пожарного инвентаря. 31. На нефтеучастке должна быть надежная телефонная связь с ближайшей пожарной командой. У каждого телефона вывешена табличка с указанием номера телефона ближайшей пожарной команды. 32. Из персонала нефтеучастка должна быть организована добровольная пожарная дружина (ДПД), с которой не реже раза в месяц должны проводиться практические занятия по пожарной подготовке. На видных местах должен быть вывешен табель боевого расчета с перечнем обязанностей по пожарной тревоге каждого члена ДПД. 33. Каждый вновь поступивший на работу на нефтеучасток должен обязательно ознакомиться с правилами пожарной безопасности на нефтеучастке, и только после этого он может быть допущен к работе.
Приложение 14 Справочное
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПРИНЯТЫЕ В НАСТОЯЩИХ ПРАВИЛАХ
Балластная операция (балластировка) - процесс, в ходе которого в судовые емкости принимается, или из судовых емкостей откачивается, или в пределах судна из одной емкости в другую перекачивается вода, предназначенная выполнять роль балласта. Бункеровочная операция (бункеровка) - процесс, в ходе которого осуществляется прием любым судном нефтяного топлива или смазочных материалов наливом с берегового сооружения или другого судна или осуществляется их перекачка в пределах судна. Береговая база - база для накопления, перевалки нефтепродуктов, топлива, накопления и переработки грязного балласта. Взрывоопасные помещения и пространства - помещения и пространства, в которых имеются или могут образовываться взрывоопасные концентрации паров, газов. Взлив - высота слоя груза в танке, измеренная от днища до поверхности груза. Грязный балласт - нефтеводяная смесь, которая образуется в неочищенных от нефти судовых танках после приема в них воды, ее нефтесодержание превышает 15 частей на 1 млн. частей смеси. Грузовые операции - процесс, в ходе которого осуществляется прием (налив) или сдача (слив) груза с берега на судно или с судна на берег, с одного судна на другое или осуществляется перемещение (перекачка) груза из одного отсека в другой в пределах судна. Гидравлический удар - возникает при производстве грузовых операций вследствие резкого изменения скорости потока жидкости в трубопроводе, может создать быстрое и незначительное повышение давления в трубопроводе. Зона грузовых танков - часть судна, в которой размещаются грузовые емкости, грузовые насосные отделения, включая примыкающие к ним или расположенные над ними коффердамы и другие помещения. Изолирующий фланец - изолирующее устройство между металлическими фланцами для предотвращения электрической проводимости между трубопроводами, секциями трубопроводов, шланговыми линиями и грузовыми стендерами. Инертный газ - газ, не способный поддерживать горение и не вступающий в реакцию с грузом, содержание кислорода в котором не должно быть выше 5%. Изолированный балласт - вода, принятая в качестве балласта в танк, которая полностью отделена от нефтегрузовой и топливно-масляной систем и специально предназначена только для балласта или для балласта и перевозки грузов, не являющихся нефтью или другими вредными для окружающей среды веществами. Конвенция "МАРПОЛ-73" - Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. МК-54 - Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. с поправками, принятыми конференциями в 1962 и 1969 гг. Мгновенная интенсивность сброса нефти - интенсивность сброса нефти в литрах в час в море в любой момент, деленная на скорость судна в узлах в тот же момент. Нефть - нефть в любом виде, включая сырую нефть, жидкое топливо, нефтесодержащие осадки, нефтяные и очищенные нефтепродукты, не являющиеся химическими ядовитыми веществами. Нефтесодержащая смесь - смесь любого жидкого или твердого вещества или материала с нефтью в любом соотношении. Неоткачиваемый остаток - нефть, которую невозможно откачать из грузовых и топливных танков с помощью нормально работающих и обычно используемых для этой цели средств. Нефтяной остаток - нефть, которая при эксплуатации судна накапливается в отстойных или других подобных танках, но в соответствии с требованиями по предотвращению загрязнения не может быть сброшена в море. Нефтесодержащий остаток - смешанные с нефтью песок, ржавчина, глина, а также прочие выпавшие из нефти твердые и мягкие частицы различного происхождения, остающиеся на днище и наборе грузовых, отстойных, топливных танков после откачки из них жидкой нефти или остающиеся после мойки танков. Огневые работы - работы, связанные с открытым пламенем или температурами, достаточно высокими, чтобы вызвать воспламенение газов. Сюда входят любые работы, связанные с применением открытого огня, сварки, горелок и паяльников, автогенных резаков, инструментов с электроприводом, электрооборудования, не снабженного противовзрывной защитой, пескоструйных аппаратов и оборудования с двигателями внутреннего сгорания. Ответственный представитель берега - лицо, отвечающее за все операции на берегу, связанные с грузовыми операциями танкера. Отстойный танк - любой танк, специально предназначенный для сброса в него нефтяных остатков, осадков и нефтесодержащих смесей. Особый район - морской район, где по признанным техническим причинам, относящимся к его океанографическим и экологическим условиям и специфике перевозок, необходимо принятие особых обязательных мер предотвращения загрязнения моря нефтью. Особыми являются районы, перечисленные в Приложении 1 и Конвенции "МАРПОЛ-73". Операция - процесс погрузки или выгрузки нефти с танкера, бункеровки, приема с танкера грязного балласта и остатков нефти. Ответственное лицо - лицо, на которое возложена ответственность за проведение операции. Открытый огонь - открытое пламя, раскаленный до высокой температуры материал, любой другой незакрытый источник возгорания. Пустота - высота свободного пространства, оставленного в танке над жидкостью. Погрузка "через верх" - погрузка через люк танка или другое отверстие на палубе посредством переносных труб или шлангов с открытым концом. Причал - нефтяной причал (терминал), на котором установлены сооружения, служащие для ошвартовки танкера и осуществления перегрузочных и вспомогательных операций. Промывочная вода - вода, которой промывали танки из-под груза. Приемные клинкеты - клинкеты на трубопроводе грузовой системы танкера, расположенные рядом с фланцами для присоединения шлангов или стендера. Пределами взрываемости (воспламеняемости) называются минимальное и максимальное содержание паров нефтепродуктов в воздухе, способных при воздействии источника зажигания (искры, пламени, раскаленных металлических предметов и др.) взрываться (воспламеняться). Наименьшее содержание горючих паров в воздухе, при котором возможен взрыв (воспламенение), называется нижним пределом взрываемости (воспламеняемости) (НПВ) и соответственно наибольшее содержание горючих паров в воздухе, при котором происходит взрыв (воспламенение), - верхним пределом взрываемости (воспламеняемости) (ВПВ). Сброс - по отношению к вредным веществам или стокам, содержащим такие вещества, означает любую утечку, разлив, протекание, откачку, слив, выделение или опорожнение, осуществляемые с судна в море независимо от того, какими причинами они обуславливаются. Сооружения - комплекс оборудования и систем, установленных на причале, предназначенных для погрузки нефти на танкер, грязного балласта и нефтяных остатков, бункеровки судов. Стендер - часть сооружения, состоящая из шарнирно-сочлененных труб для присоединения их к судовому трубопроводу. В конструкцию стендера может входить постоянно присоединенный шланг. Танкер - грузовое судно, предназначенное для перевозки наливных грузов в цистернах - танках. Температура самовоспламенения - самая низкая температура, до которой требуется поднять температуру жидкости, газа или твердого тела, чтобы вызвать самовозгорание без использования искры или пламени. Температура вспышки - наименьшая температура, при которой пары воспламеняющейся жидкости образуют с окружающим воздухом смесь, способную воспламениться при поднесении к ней открытого пламени. Температура вспышки воспламеняющихся жидкостей должна определяться в закрытом тигле специальным прибором. Температура воспламенения - наименьшая температура, при которой пары воспламеняющейся жидкости загораются и продолжают гореть при поднесении источника воспламенения. Чистый балласт - балласт, принятый в танк, который после перевозки в нем нефтегруза был очищен таким образом, что сток этого танка, когда он с неподвижного судна сбрасывается в чистую спокойную воду при ясной погоде, не приводит к появлению видимых следов нефти на поверхности воды или на прилегающем побережье и к образованию нефтесодержащих осадков или эмульсии под поверхностью воды или на прилегающем побережье. Если сброс балласта производится через одобренную администрацией систему автоматического замера, регистрации и управления сбросом нефти и контроля над содержанием нефти в сбрасываемой смеси, то показания такой исправной системы о том, что содержание нефти в сбрасываемом стоке не превышает 15 частей на 1 млн. частей смеси, принимаются как доказательство чистоты балласта независимо от наличия видимых следов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|