Организация образовательного процесса.
1.1. Проектная наполняемость ГБОУ школы №46 «Центр РиМ» составляет 245 человек. Численность обучающихся составила: в 2012 - 2013 учебном году – 244 чел. в 2013 – 2014 учебном году – 254 чел. в 2014 – 2015 учебном году – 265 чел. 1.2. В ГБОУ школу №46 «Центр РиМ» принимаются граждане с согласия В первый класс общеобразовательного учреждения принимаются граждане Прием на обучение в более раннем или более позднем возрасте осуществляется Прием на обучение граждан, проживающих на территории, за которой закреплено общеобразовательное учреждение, осуществляется на общедоступной основе.
1.3. Учебный план государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы № 46 Калининского района Санкт-Петербурга «Центр Реабилитации и Милосердия» составлен в соответствии со следующими нормативными документами: ¨ Федеральным Законом от 29.12.2012г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ¨ Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
¨ Приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии»; ¨ Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011); ¨ Распоряжением Комитета по образованию от 13.05.2015 № 2328-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих программы общего образования, на 2015-2016 учебный год», ¨ Распоряжением Комитета по образованию от 06.05.2015 №2158-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2015-2016 учебном году»; ¨ Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.10.2010 № ИК-1494/19 «О введении третьего часа физической культуры» и является одним из элементов государственных образовательных стандартов, отражает идеологию специального образования, отвечающую социальному заказу общества в культурно-экономических условиях, региональных особенностей Санкт-Петербурга.
Реализуемые основные общеобразовательные программы: ü Начального общего образования коррекционно-развивающей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (VIII вида) с легкой умственной отсталостью (0-4 классы); ü Начального общего образования коррекционно-развивающей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (VIII вида) с умеренной умственной отсталостью (1-12 классы);
ü Основного общего образования коррекционно-развивающей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (VIII вида) с легкой умственной отсталостью (5-9 классы); ü Основного общего образования, коррекционно-развивающей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (с легкой умственной отсталостью) с углубленной трудовой подготовкой по выбранным модулям обучения (VIII вида) (10-12 классы) Сроки освоения образовательных программ: Ø начального общего образования для 0 - IV классов – 4-5 лет. Продолжительность учебного года составляет в 0-I-х классах - 33 учебные недели, во II – IV классах - 34 учебных недели; Ø основного общего образования для V - IX классов – 5 лет. Продолжительность учебного года в V – IX кл. составляет 34 учебных недели; Ø основного общего образования с углубленной трудовой подготовкой в X - XI классах – 2 года. Продолжительность учебного года в X- XI кл. – 34 учебных недели. Учебный план сохраняет структуру, перечень учебных предметов и максимально допустимое количество часов по классам при 5-ти дневной учебной неделе в каждом классе. Занятия в школе проводятся в форме уроков разных типов, продолжительность которых в 0-1 классах – 35 минут, во 2-11 классах – 40 минут. В 0 и 1 классах урок не превышает 35 минут. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся после 15-20 минут работы на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению, математике. Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий. Дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. Учебный план ГБОУ школы №46 «Центр РиМ» см. в Приложении №1
1.4. В соответствии с внешней средой и государственным заданием в рамках разработанного учебного плана обучающимся был оказан в полном объеме обязательный минимум образовательных услуг. О качестве выполнения образовательных услуг можно судить по следующим критериям: I. Качество успеваемости. II. Уровень удовлетворенности родителей системой работы школы.
I.1.Качество успеваемости по основным предметам (I вариант обучения): Начальная школа
Основная школа
I.2. Качество успеваемости в классах «особый ребенок» (II вариант обучения): I.3. Качество успеваемости по трудовому обучению представлено результатами экзаменов и квалификационных испытаний.
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКЗАМЕНОВ в 2012 - 2013 уч. году Квалификационные экзамены.
Экзамены по трудовой подготовке.
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКЗАМЕНОВ в 2013 - 2014 уч. году Квалификационные экзамены.
Экзамены по трудовой подготовке.
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКЗАМЕНОВ в 2014 - 2015 уч. году Экзамены по трудовой подготовке.
II. В ГБОУ школе № 46 «Центр РиМ» с 2012 года проводится мониторинг удовлетворенности родителей качеством образовательного процесса. Анкетирование родителей проводится в апреле каждого учебного года. В анкетировании, проводимом в апреле 2013 года, приняло участие 64 родителя, в апреле 2014 года – 72 родителя, в апреле 2015 года – 68 родителей. Анкета №1 Цель - получение количественно выраженной информации об оценке родителями роли образовательного учреждения в воспитании у детей качеств жизненной компетентности, положительных поведенческих и морально-психологических качеств.
Вывод: роль образовательного учреждения в воспитании у детей качеств жизненной компетентности, положительных поведенческих и морально-психологических качеств носит достаточный уровень, т.к. средний показатель оценок опрошенных родителей по каждому блоку анкеты № 1, предложенной родителям, а также общий средний показатель по всей совокупности предложенных пятнадцати качеств выше 3-х баллов. Сводный график общего среднего показателя по анкете №1 за три года:
Анкета №2 Цель: получить количественно выраженную информацию об оценке родителями помощи образовательного учреждения в воспитании у их детей способности к решению основных жизненных проблем. Вывод: роль образовательного учреждения в воспитании у детей способности к решению основных жизненных проблем носит достаточный уровень, т.к. средний показатель оценок опрошенных родителей (анкета № 2) выше 3-х баллов. Сводный график среднего показателя по анкете №2 за три года:
Воспитательная работа в ГБОУ школе №46 «Центр РиМ» строилась на основе «Программы по созданию условий для воспитания школьников» на 2011-15 года. Целью программы было п риобщение ребенка с интеллектуальной недостаточностью к общечеловеческим ценностям, к богатству духовной, морально-нравственной и художественной культуры; подготовить учащихся к жизни в социуме с учётом показателей здоровья, личностных характеристик и индивидуальных возможностей каждого; подготовить к получению в будущем, профессии, трудоустройству, пониманию и защите своих прав и интересов, достаточной коммуникации с другими членами общества. Задачи: · совершенствование системы воспитания для обеспечения эффективности образовательной деятельности ГБОУ школы №46 «Центр РиМ» Калининского района Санкт-Петербурга в соответствии со стратегией развития российского образования; · создание условий для полноценного духовно-нравственного воспитания и развития личности школьника с ограниченными возможностями здоровья на основе традиционных культурных и религиозных ценностей российского народа; · развитие здоровьесберегающей среды, способствующей формированию у школьников потребности в ведении здорового образа жизни; · снижение уровня асоциальных проявлений среди школьников; · поддержка инновационной деятельности педагогов по воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья;
· формирование единого информационного пространства для обеспечения процесса воспитания, усиление на этой основе взаимодействия всех участников образовательного процесса (учитель – ученик – родитель). · подготовка учащихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни в обществе после окончания школы.
Ожидаемым результатом являлось воспитание социально-адаптивной личности, которая: · Способна интегрироваться в общество. · Обладает нравственными качествами и сформированной культурой поведения. · Владеет достаточными коммуникативными навыками. · Имеет достаточные профессиональные возможности для самостоятельной жизни в современном мире.
Воспитательная работа в школе на протяжении всех лет ведется в соответствии с традиционным кругом годовых дел, планами воспитательной работы классных руководителей и воспитателей ГПД, с учетом основных воспитательных направлений: «Здоровье», «Я – Петербуржец», «Путёвка в жизнь», «Культура поведения». Следует отметить, что за последнее время Годовой круг дел пополнился новыми мероприятиями, которые стали традиционными. Это фестиваль дружбы «Радуга», Фестиваль танца «Апрельская феерия» и Семейные проекты, посвященные памятным датам. Анализируя работу классных руководителей, можно сделать вывод о том, что наиболее востребованное воспитательное направление в работе – «Культура поведения». Особенно это касается классов «Особый ребенок». Далее идут направления: «Я – Петербуржец» и «Здоровье». Работа по направлению «Путевка в жизнь» ведется только в 9-11 классах, обучающихся по первому варианту. В течение 2012 – 2015 годов воспитателями ГПД 1-го варианта проводился мониторинг уровня воспитанности учащихся 1-го варианта обучения. Мониторинг охватывает учащихся 1-4 классов школы. Цель мониторинга: выявить уровень воспитанности учащихся начальной школы. Задачи мониторинга: 1. определить состояние уровня воспитанности учащихся; 2. оценить и выявить тенденции в развитии воспитательного процесса; 3. по результатам мониторинга наметить управленческие решения и составить программу регулирования и коррекции уровня воспитанности учащихся. 4. отследить траекторию развития учащихся 1-4 классов, в процессе воспитательной работы школы.
По результатам мониторинга можно проследить повышение суммы баллов на конец учебного года каждого учащегося начальной школы. Результаты мониторинга уровня воспитанности в начальной школе в 2013-14 учебном году:
Результаты мониторинга уровня воспитанности в начальной школе в 2013-14 учебном году:
В ГБОУ школе №46 «Центр РиМ» осуществляется работа психолого - медико - педагогической службы сопровождения (ПМПС), в задачу которой входит помощь в преодолении трудностей в обучении, работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, обеспечению условий для развития личности ребенка с ОВЗ, защите прав, реализации ИПР, а также дальнейшей успешной социализации. Целью работы ПМПС в 2012-2015 уч. годах была организация психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса для обеспечения максимально возможного развития обучающегося с ОВЗ и ТМНР и социализации ребёнка в группе сверстников, окружающем социуме. Общие задачи психолого-педагогического сопровождения: 1. Постоянное повышение качества организации работы службы сопровождения. 2. Психологическая помощь (содействие) педагогам в решении актуальных задач развития, обучения, социализации учащихся с ОВЗ: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями и др.; 3. Помощь (содействие) семье в решении актуальных задач развития ребенка с ОВЗ, его обучения и социализации 4. Проведение консилиумов с целью коллегиального обсуждения успешности обучения ребенка с ОВЗ и координации коррекционно-развивающей работы, выработка единых подходов и методов работы с конкретным ребенком. 5. Изучение зарубежного опыта, апробация и внедрение эффективных технологий коррекционно-развивающей работы. 6. Методическая работа. 7. Просветительская деятельность, консультационная работа с участниками образовательного процесса.
Результаты работы за 2012-2015 годы: Проведение скрининговой диагностики психологами службы выполнялось по планам работы и по запросу администрации. Кроме планового мониторинга, проводился мониторинг здоровья школьников и опросы педагогов и родителей. Анализ динамики показателей работы психологов по статистическим отчетам, предусмотренным в рабочем журнале психолога под редакцией Семаго за 2012-2015 годы. Увеличивается количество приемов взрослых, что говорит о повышении спроса на консультацию педагога-психолога как со стороны сотрудников школы, так и родителей. В 2014-15 уч. году были проведены 5 анонимных опросов по вопросам здоровьесбережения, 2 среди педагогов и 3 среди родителей. Таким образом, отмечается запрос школьной администрации и социума на работу психологов в направлении социального исследования в форме анкетирования и опросов для самооценки работы учреждения, выбора наиболее актуального направления работы. Результаты социологического опроса можно считать удовлетворительными. Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес учащихся, способствует коррекции их недостатков развития, творческой активности. Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения дети с ограниченными возможностями здоровья имеют больший шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к обучению.
Использовались следующие технологии: ü личностно – ориентированные технологии ü метод проектов ü игровые технологии ü информационно-коммуникационные технологии ü здоровьесберегающие технологии ü ABA(Прикладной анализ поведения) ü TEACCH (Комплексная программа) В своей работе педагоги активно используют проактивное вмешательство: Ø Зонирование помещений (класс разделен на несколько зон: игровую, учебную, зону для индивидуальной работы) Ø Рутины (ежедневные ритуалы): - проведение круга - ежедневно на первом уроке. В процессе проведения круга учащиеся настраиваются на рабочий лад. - релакс – ежедневно в начале 4 урока учителя проводят комплекс релаксирующих упражнений на снятие статического напряжения. - зумба – ежедневно на 3 и 4 переменах проводятся танцевальные паузы. Ø Визуальная поддержка осуществляется путем работы со зрительным расписанием. Зрительное расписание представляет собой систему карточек, на которых изображены определенные этапы режима дня во время пребывания ребенка в школе. Педагогами школы были разработаны программы педагогической поддержки для детей с нежелательным поведением, но тем не менее, в связи с принятием ФГОС структура программы и её содержание требуют изменений. Эффективно велась работа по внедрению визуальной поддержки и структурированному подходу в обучении детей с ТМНР. Но, тем не менее, задания, которые используют педагоги на уроках, не соответствует возрастному уровню детей, что снижает их уровень самостоятельности. Начата работа по внедрению альтернативной коммуникации. Но на сегодняшний день низкий процент детей используют альтернативную коммуникацию. Это связано с недопониманием педагогами и родителями важности этого направления работы Недостаточно ведётся работа по обеспечению двигательной активности учеников и проведению динамических перемен. Активно использовался в работе педагогов школы метод проектов. Важным положительным качеством метода является его активная форма обучения, которая, решая общеобразовательные задачи по предмету, даёт возможность детям проявить своё творчество, фантазию, возможность реализовывать свои способности. Вместе с тем, учителями сделан вывод, что метод проекта не совсем подходит для работы с детьми 2 варианта обучения. Это связано с тем, что дети с ТМНР не могут сформулировать проблему (т. е. определить цель и задачи, спланировать свою деятельность, предвидеть результат, а так же выполнить деятельность самостоятельно). Учителя технологии в своей работе используют большое количество уроков – презентаций, позволяющих применять качественный иллюстративный материал, таблицы, опорные схемы, используя для их демонстрации ММ проекторы и переносные экраны. Внедряются в практику учебного процесса Интернет-ресурсы. Уровень своего мастерства педагоги повышают благодаря посещению семинаров и конференций, участию в вебинарах, активно занимаются самообразованием. Школа активно сотрудничает с рядом организаций, таких как: АППО, Фондом «Обнаженные сердца», Международной программой Firefly, Нижегородской региональной общественной организацией поддержки детей и молодежи с ограниченными возможностями «Верас», Реабилитационным центром для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Апрель» (г. Казань), Институтом коррекционной педагогики им. Р. Валленберга; Вашингтонским университетом, Университетом Нью-Мехико. Педагоги активно транслируют опыт своей работы на городских, всероссийских и международных семинарах и форумах.
В настоящее время всё больше уделяется внимание социализации выпускников специальных коррекционных школ. Это требует нового подхода к развитию специальной школы. Поэтому для решения этой проблемы требуется переориентация учебно-воспитательного процесса специальной школы с опорой на ряд приоритетов: практическая подготовка учащихся на основе формирования социально-значимых навыков; формирование адекватной самооценки и осознания реальных перспектив в самостоятельной жизни. Необходимость разработки данной Программы развития определяется действием как внешних, так и внутренних факторов.
К внешним факторам необходимо отнести изменения социальной, политической и экономической жизни страны. К наиболее важным из них можно отнести: • Ориентация социальной жизни страны на нормы и ценности гражданского общества, обуславливающая необходимость усвоения и применения школьниками социальных норм поведения. • Информатизация мирового сообщества, обуславливающая необходимость создания информационной образовательной среды, применения ИК технологий в образовательном процессе, делопроизводстве и управлении школы. • Внедрение компьютерных программ в образовательный процесс коррекционных школ.
К внутренним условиям относятся: • концептуальное право ребенка с отклонениями в развитии, как члена общества на охрану жизни и здоровья; • получение детьми, имеющими нарушения интеллекта образования, гуманного по своему характеру; • бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья • адаптированность системы специального образования к уровням и особенностям развития и подготовки детей; • осуществление дифференцированного подхода к обучению, и развитию На основании проведенных опросов среди родителей были выявлены критерии, которые формируют социальный заказ школы: 1. К содержанию образования: качественно новое содержание образования, предоставляющее возможность становления свободной, самостоятельной и ответственной личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям социума. 2. К результатам образования:
3. К технологиям обучения и воспитания: · личностно-ориентированные технологии, опирающиеся на всестороннее развитие личности · технологии обучения, обеспечивающие адекватное социальное поведение детей с тяжелыми формами умственной отсталости 4. К работающим педагогам: Педагоги, обладающие набором качеств, обозначенных в этическом кодексе, имеющие необходимую подготовку, достаточную для реализации качественного образования для всех учащихся, образованность, стремление к поддержке и развитию обучающихся, к конструктивному взаимодействию с их родителями, к удовлетворению запросов на получение профессиональной подготовки. Таким образом, мы можем говорить о социальном заказе на образовательную услугу, конечной целью которой является социально-адаптированная личность, способная к выбору пути достойного человека. Главной проблемой педагогического коллектива стала проблема поиска новых путей повышения качества образования и вектора развития образовательного учреждения. Проведённый нами анализ работы школы по всем направлениям выявил следующие проблемы: с одной стороны подготовленный педагогический коллектив, прошедший обучение у российских и зарубежных специалистов по внедрению эффективных образовательных технологий в учебно-воспитательный процесс, а с другой - низкий уровень самостоятельности, социального поведения и коммуникации обучающихся, низкая доля принятия внедряемых технологий со стороны родителей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|