Понятие общения в современной психологии
Стр 1 из 12Следующая ⇒ Общение и его психологическая структура
План 1. Понятие общения в современной психологии: а) место общения в системе исходных понятий (общение, отношения, деятельность); б) функция общения; в) значение общения в жизни личности. 2. Виды общения. 3. Психологическая структура общения.
Понятие общения в современной психологии Общение является способом, формой реализации общественных отношений, поэтому в общении реализуются и раскрываются как общественные, так и межличностные отношения. Общественные отношения являются предметом изучения других дисциплин (философии), а межличностные отношения – предмет социальной психологии. Общественные отношения – это устойчивые связи между индивидами как членами объективно существующих социальных групп. Это отношения между различными социальными группами или между индивидами как представителями этих социальных групп. Например, отношение работника к работодателю, фермеру к земельному собственнику и т.д. Специфической особенностью общественных отношений является то, что они имеют безличный характер. Они являются более устойчивыми. Межличностные отношения обусловлены личностными особенностями индивидов. Такие отношения строятся на эмоциональной основе: симпатии и антипатии партнеров по общению. Общественные и межличностные отношения реализуются только в процессах общения между людьми. В реальных актах общения реализуются оба вида общения. Общественные и межличностные отношения влияют как на содержание, так и на формы общения. Одним из методологических принципов современной психологии является принцип единства сознания и деятельность. Связь между общением и деятельностью трактуют по-разному. Большинство психологов считают, что общение и деятельность тесно связаны друг с другом.
Ломов наиболее четко разграничивает деятельность и общение, считая их относительно независимыми и самостоятельными. Он считает их двумя сторонами социального бытия человека. Деятельность и общение имеют принципиальные различия. В основе деятельности лежат субъект-объектные отношения, т.е. в результате субъект преобразует объект. В основе общения лежит субъект-субъектное отношение, при этом обе стороны этого отношения занимают активную позицию, и конечным продуктом общения являются отношения людей друг к другу. Однако деятельность и общение тесно связаны друг с другом, они могут взаимно переходить друг в друга. Леонтьев рассматривает общение как одну из сторон деятельности, т.о. общение, по Леонтьеву, - одна сторона деятельности. Общение всегда включено в деятельность и является ее элементом. Деятельность выступает как условие возникновения общения. Леонтьев находит более тесную связь между общением и деятельностью, но не относит общение к самостоятельному виду деятельности. Основные виды деятельности отличаются друг от друга по содержанию мотивов и целей деятельности, а общение всегда имеет полимотивированный характер, поэтому общение всегда многоцелевое. Ананьев и Эльконин рассматривают общение как самостоятельный вид деятельности. Вывод: нет единого взгляда на соотношение общения и деятельности. Это приводит к отсутствию единого определения общения. Общение (Ломов) – это особая самостоятельная форма активности субъекта, результатом которой является не преобразованный предмет (материальный или идеальный), а отношения между людьми. Общение (Леонтьев) – это система целенаправленных и мотивированных процессов, обеспечивающих взаимодействие людей в коллективной деятельности и реализующих общественные и межличностные отношения; это система, использующая специфические средства (язык).
Общение (Андреев) –это процесс обмена информацией и взаимодействия людей на основе восприятия и понимания друг друга. Функции общения (Ломов): Информационно-коммуникативная функция. Регуляционно-коммуникативная функция. Регуляция деятельности и отношений. Аффективно-коммуникативная функция. Выстраивание эмоциональных отношений между людьми. Общение является одним из важнейших факторов формирования личности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|