Значение общения в жизни личности
Общение является одним из важнейших факторов формирования и развития личности. Процесс воспитания является общением между ребенком и взрослым. По мере развития личности общение является средством удовлетворения наиболее важных социальных потребностей личности. Социальные потребности личности, которые удовлетворяются в процессе общения (Э. Фромм): Потребность в социальных связях или в связях с другими людьми. Каждому человеку важно ощутить свою принадлежность к какой-либо группе, почувствовать свою связь с другими людьми. Потребность в самоутверждении или в собственной значимости для других людей. Потребность в привязанностях или в том, чтобы иметь возможность проявлять заботу, внимание по отношению к кому-то. Потребность в самосознании или представлении самого себя как уникальной личности. Потребность в системе ориентации и объекте поклонения. В процессе общения имеются нормы и правила поведения. Значение общения наиболее ярко проявляются в трех ситуациях:
Виды общения
1) По количеству участников в процессе общения: a) Аутообщение – общение с самим собой. Количество участников общения: 1. b) Общение в диаде – общение между двумя индивидами. Оно носит свернутый характер, т.е. реплики, которыми обмениваются общающиеся, обычно более краткие, простые по своей грамматической структуре. Большое значение имеют невербальные средства общения. Присутствует большая эмоциональная экспрессивность, вплоть до большей эмоциональной напряженности. Происходит более глубокий обмен информацией. Такое общение носит более интимный характер. c) Внутригрупповое общение. Форма общения определяется статусными позициями людей в группе, характером отношений в группе. Большая нагрузка возлагается на рефлексивные процессы, процессы самоанализа. d) Общение между группами, коллективами. В социальной психологии этот вид общения изучен меньше всего. e) Общение между поколениями (это предмет социологии, в социальной психологии эта проблема практически не затрагивается). 2) Степень опосредованности: a) Непосредственное общение. Оно реализуется в процессе реального контакта людей друг с другом, т.е. без посредников или каких-либо вспомогательных средств. b) Опосредованное общение. Оно предполагает наличие посредников или каких-либо вспомогательных средств. Например, разговор по телефону, письма. 3) Направленность общения: a) Одностороннее общение осуществляется в отсутствии реальной аудитории. Коммуникатор не имеет возможности наблюдать за реакцией аудитории, т.е. общение носит односторонний характер. b) Двустороннее общение предполагает обратную связь коммуникатора с аудиторией.
4) Содержание общения: a) Смысловое общение – общение между собеседниками на определенную тему, преследующее какую-то определенную задачу или цель. b) Ритуальное общение. Смысл общения лежит вне контекста самого общения. Общение – дань традициям, например, формы приветствия и прощания, различные обряды, правила этикета и т.д. 5) Степень формализованности: a) Формальное общение строго регламентировано как по форме, так и по содержанию. Это обусловлено социальными ролями людей, вступающих в процесс общения. Например, общение преподавателя и студента, продавца и покупателя. Важной особенность формального общения является его безличный характер. Оно не зависит от личностных особенностей общающихся. Формальное общение является реализацией общественных отношений. b) Неформальное общение нерегламентировано ни по содержанию, ни по форме, зависит от личностных особенностей индивидов. Неформальное общение является реализацией межличностных отношений. Высшим проявлением является дружба. 6) Предмет и субъект общения (Леонтьев): a) Предметно ориентированное общение – это общение, которое осуществляется в ходе или в процессе некоммуникативной деятельности (предметной) и обслуживает эту деятельность. Такое общение наиболее ярко проявляется на ориентировочной стадии деятельности, когда деятельность планируется, определяется цель, ход выполнения, последовательность, распределяются функции между участниками, и на стадии выполнения деятельность (регуляция взаимодействия между людьми). Субъектом является группа людей или коллектив. Предмет общения – взаимодействие между людьми. Функция предметно ориентированного общения – организация взаимодействия между людьми в процессе выполнения деятельности. b) Чистое общение – общение, которое не включено в некоммуникативную деятельность. i) Социально ориентированное общение предполагает воздействие коммуникатора на социальную группу или на общество в целом. Оно предназначено для решения социальных задач, оно направлено на изменение общественных отношений. Задачами социально ориентированного общения являются побуждение аудитории к социальной активности, внедрение в сознание аудитории идей, систем ценностей и социальных установок. Предмет – социальное взаимодействие. Субъект – отдельная личность как представитель определенной социальной группы.
ii) Личностно ориентированное общение подразделяется на деловое (диктальное) и модальное общение. Деловое общение по своему конкретному содержанию, форме сходно с предметно ориентированным общением. В данном случае оно осуществляется не в группе, а в диаде. Предметом общения является взаимодействие в диаде, а субъектом - диада. Модальное общение не связано с содержанием совместной деятельности, поэтому это общение в быту называют выяснение отношений. Продуктом является согласование своих взглядов, мнений. Результатом является достижение/недостижение согласия. Субъектом такого общения является диада. Предмет – достижение согласия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|