Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ковариационная модель каузальной атрибуции Келли




Для правильного понимания причин чужого или своего собственного поведения, человеку необходимо располагать 3мя типами информации:

1. Особенности целевого объекта. Это позволяет человеку ответить на вопрос: «Может ли действие или поведение вызываться другими объектами».

2. Информация о согласованности между поведением того лица, причины поведения которого мы пытаемся понять, и других людей в данной конкретной ситуации. Это позволяет ответить на вопрос: «Поступают ли другие люди точно так же».

3. Информация о стабильности объясняемого поведения. Это позволяет ответить на вопрос: «Поступает ли данное лицо всегда одинаково».

Правильный вывод определяется специфическим сочетанием трех основных типов информации. В идеале нужно обладать всеми типами информации.

Типы информации Типы атрибуции
Ситуативная атрибуция Личностная атрибуция
  объективная ситуационная (обстоятельства)
1. Специфика объекта Ярко выражена ­­­ Высокая ­ Не выражена ¯
2. Согласованность Высокая ­­­ Средняя Низкая ¯
3. Стабильность Высокая ­­­ Низкая ¯¯¯ Высокая ­­­

Тип каузальности во многом зависит от типа объясняемого поведения: действия человека, результаты действий чаще атрибутируются относительно субъекта, т.е. личности, а объяснение эмоций, мнений, взглядов чаще атрибутируются относительно объекта

Вывод: т.к. мы далеко не всегда обладаем всеми тремя типами информации (чаще всего мы не располагаем информацией о согласованности), то процесс каузальной атрибуции носит субъективный характер. В процессе каузальной атрибуции возникает масса ошибок.

Типичные ошибки атрибуции

à Фундаментальная ошибка атрибуции (Росс впервые выделил и описал ее) – это зависимость атрибуции от позиции наблюдателя. Позиция наблюдателя заключается в ответе на вопрос: «За чьим поведением я наблюдаю». При объяснении причин чужого наблюдения мы чаще прибегаем к личностной атрибуции (т.о. поведение другого человека становится более прогнозируемым), а при объяснении собственного поведения чаще используем ситуативную атрибуцию. Фундаментальная ошибка атрибуции связана с особенностями внимания личности. Когда мы пытаемся разобраться в поведении другого человека, объектом внимания является именно он, а когда разбираемся в своем поведении, объектом внимания является ситуация, а не мы сами.

à Защитная атрибуция проявляется при объяснении результатов деятельности, достижений или поражений в какой-либо деятельности. В данном случае защищается процесс атрибуции. Существует 2 варианта результата: успех и неуспех. При объяснении собственного успеха мы прибегаем к личностной атрибуции, при объяснении чужих успехов – к ситуативной атрибуции. При объяснении собственных неудач мы прибегаем к ситуативной атрибуции, при объяснении чужих поражений – к личностной атрибуции. Это позволяет нам сохранять позитивное самовосприятие.

à Контрзащитная атрибуция возникает в условиях гласности результатов. Упреждая возможную критику в свой адрес, мы используем контрзащитную атрибуцию. При объяснении собственного успеха мы прибегаем к ситуативной атрибуции, при объяснении чужих успехов – к личностной атрибуции. При объяснении собственных неудач мы прибегаем к личностной атрибуции, при объяснении чужих поражений – к ситуативной атрибуции. Это позволяет нам сохранять позитивное самовосприятие.

à Эгоцентрическая атрибуция (проективная атрибуция). При попытке объяснить чужое поведения мы приписываем собственные мотивы людям, чье поведение мы пытаемся объяснить.

à Эффект первичности проявляется при восприятии незнакомых людей. Первое впечатление о человеке является очень устойчивым, и оно начинает впоследствии накладывать отпечаток на дальнейший процесс восприятия данного лица. Начальная информация может менять смысл последующей, которая «подгоняется» под первоначальную. Начальная информация выполняет функцию фильтра, через который просеивается вся последующая информация.

à Эффект новизны проявляется при восприятии знакомых людей, когда уже знакомый человек проявляется себя в другом качестве.

à Эффект ореола возникает при формировании специфической установки в отношении определенного человека. Информация, которую вы получаете в процессе дальнейшего знакомства, накладывается на тот образ, который был задан заранее. Ореол рассматривается как стойкое суждение об одном важном качестве или группе качеств, распространяющееся на всю личность. Эффект ореола – это тенденция воспринимающего лица преувеличивать однородность личности партнера, т.е. переносить благоприятное или негативное впечатление об одном качестве на все другие его качества.

Стереотипизация

 

Стереотипизация – это приписывание познаваемой личности набора качеств на основе отнесения ее к какому-либо классу или социальной группе.

Стереотип – это набор качеств, приписываемых познаваемому лицу или объекту.

Социальный стереотип – это обобщенный, устойчивый, эмоционально окрашенный, основанный на общественном или личном опыте образ целого класса людей.

Впервые понятие «стереотип» употребил Литман в 1922 г. в работе «Общественное мнение».

Виды стереотипов:

Стереотипы, характеризующие людей как членов определенных социальных групп. Это могут быть возрастные, половые, национальные, профессиональные, политические, статусные стереотипы.

Оценочные стереотипы – стереотипы, формирующиеся на основе оценки внешности. Они подразделяются на 3 разновидности:

o Антропологические стереотипы. Анализ чисто анатомических признаков.

o Ролевые стереотипы. Анализ манеры поведения человека, его экспрессивные проявления, оформление внешности. По внешности мы судимо социальной роли, а дальше приписываем определенный набор качеств.

o Эмоционально-эстетические стереотипы. Внешность человека оценивается по ее соответствию обще принятым эталонам красоты. Они подразделяются на эмоционально-интегративные (внешность в целом) и эмоцинально-аналитические (отдельные элементы внешности). Красивым людям приписываются положительные качества, а некрасивым людям – негативные качества.

Литман говорит, что специальные стереотипы порождаются обществом и усваиваются в процессе некритического заимствования от авторитетных лиц.

Основные формальные характеристики стереотипов:

Адекватность. Низкая степень адекватности может быть обусловлена тем, что социальные группы со временем претерпевают изменения, а стереотипы являются устойчивыми и не могут быстро изменяться, становясь неадекватными.

Устойчивость (ригидность). Устойчивость стереотипов проявляется в том, что стереотипы сохраняются у человека даже вопреки его личному опыту. Стереотип сохраняется даже тогда, когда доказана его гносеологическая несостоятельность. Степень устойчивости стереотипа обусловлена 2 типами факторов: социальными и психологическими. К социальным факторов относится уровень образования, чем образованнее человек, тем его стереотипы менее устойчивы. К психологическим факторам относится замкнутость, авторитаризм и некритичность, все это приводит к повышению устойчивости. Снижению устойчивости способствует реальный контакт с людьми, т.к. в процессе реального взаимодействия можно более глубоко узнать человека.

Вывод: стереотипы искоренить невозможно, мы вынуждены пользоваться ими, но делать это нужно с большой осторожностью. При использовании стереотипов силлогистический способ мышления (из общего вывода вытекает частный вывод) следует заменять вероятностным. К стереотипу нужно относиться как к своеобразной гипотезе, нуждающейся в проверке на собственном опыте.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...