Техника активного восприятия информации
Что мешает нам слушать собеседника: Отвлечение на посторонние мысли. Стремление человека обдумать заранее собственные ответные реплики. Мысленное выставление оценок сказанному. Особое эмоциональное состояние человека: уязвленное состояние, обида. 3 типа восприятия информации или 3 типа слушания: 1. Нерефлексивное слушание. 2. Активное восприятие информации или рефлексивное слушание. 3. Эмпатическое слушание. Нерефлексивное слушание – это слушание без анализа и оценки воспринимаемой информации. Это умение внимательно молчать. Основные правила нерефлексивного слушания: Ã Принцип невмешательства в речь партнера. Ã Показывание того, что вы слушаете. Нерефлексивное слушание полезно использовать, когда собеседнику необходимо выговориться, в конфликтной ситуации, в случае, когда собеседник использует затруднение в выражении собственных мыслей. Нерефлексивного слушания недостаточно, когда молчание может быть принято за согласие, когда собеседник испытывает потребность в более активной поддержке. Рефлексивное слушание используется в том случае, когда важно не только воспринять информацию, но и запомнить ее. Техника активного восприятия информации включает ряд правил: Ã Настройка или установка на восприятие информации. o Поддержка визуального контакта с партнером. o Необходимо сосредоточиться на том, что говорит партнер. Для этого § Не допускать блуждания мысли. § Не думать наперед, что сказать в ответ. § Не говорить о себе. § Не менять темы разговора. § Не перебивать. o Следить за неречевыми сигналами партнера. o Необходимо показать партнеру, что мы его внимательно слушаем. Ã Выяснение или уточнение информации. Цель – уточнить информацию.
o Задавать уточняющие вопросы, которые способствуют большей искренности. Не задавать слишком много вопросов. Важно задавать вопросы, не перебивая собеседника. Ã Перефразирование. Цель – понять, насколько правильно мы поняли информацию. o Повторение сказанного, но своими словами. o Расчленение сказанного на отдельные части. Ã Резюмирование. Цель – проверка понимания воспринятой информации. o Обобщение сказанного, подведение итогов. Ã Отражение чувств партнера. o Следить за чувствами партнера и реагировать на его эмоции. o Оказание эмоционально поддержки (на словах, жестом, взглядом, мимикой). Ã Рефлексия - самоанализ. Цель – следить за собой. o Не притворяться, что слушаете. o Не перебивать партнера. o Взвешивать свои ответные реакции. o Не придаваться эмоциям: гневу, раздражению. o Излучать эмпатию и открытость. Ã Правило обратной связи. Цель – показать партнеру. Что вы его слушаете и слышите. Здесь используются те же приемы, что и при получении информации. o Определение своего отношения к тому, что сказано, и высказывание его партнеру. o Высказывание одобрительной реакции без критики и рассуждения. Не следует давать советов, заниматься критической оценкой сказанного, делать поспешных выводов. Нужно уметь высказать свою точку зрения, не отвергая позицию партнера. Каждое правило реализуется через ряд приемов. Эмпатическое слушание. Цель – понять чувства, эмоции партнера, его переживания, испытываемые им трудности и т.д. В процессе эмпатического слушания можно использовать все приемы рефлексивного слушания, но без оценки того, что говориться, без предъявления требований человеку и без советов или рекомендаций. Нужно помочь партнеру высказаться.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|