Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ основных состояний Я




Состояние Я – позиция человека в процессе общения. Это система чувств или набор согласованных поведенческих схем (определенных моделей поведения).

Состояние Я родителя (Родитель)

Это состояние формируется у человека достаточно рано (5 лет). Маленький ребенок, наблюдая за тем, как ведут себя его родители, начинает усваивать их модель поведения, нормы и правила поведения.

Состояние Я родителя – это традиции, нормы, правила, ценности, усвоенные ребенком в процессе взаимодействия с родителями, внесенные в психику человека значимыми для него людьми.

Содержание этого состояния – это модели родительского поведения и высказывания родителей, воспринятые и усвоенные ребенком в первые годы жизни. В содержание этого понятия входят наставления, правила, предостережения, которые ребенок слышал от своих родителей. Это индивидуальная мораль или основа этики.

Состояние Я проявляется на 3 уровнях: поведенческом (модели и образцы поведения), вербальном (типичные высказывания) и невербальном.

На поведенческом уровне выделяют 3 типа состояния Я родителя:

1. Подавляющий родитель. Он ищет недостатки, склонен к запретам, угрожает, приказывает, указывает, требует беспрекословного подчинения и не терпит возражения. Это авторитарный родитель.

2. Контролирующий родитель. Требует ответственного поведения и строгого соблюдения правил, при этом он оценивает поведение (выражает одобрение или неодобрение).

3. Заботящийся родитель. Он опекает, защищает, ограждает от трудностей, сочувствует, не наказывает, успокаивает, помогает в трудной ситуации, поддерживает, одобряет, вдохновляет, требования разъясняет.

На вербальном уровне типичными высказываниями являются можно, нельзя (различные формы запретов), любые высказывания, начинающиеся с частицы «не», «всегда», «должен».

Жизненный девиз родителя – «надо». В поведении он руководствуется общепринятыми правилами и нормами.

На невербальном уровне: указательные жесты, нахмуренный лоб, одобрительные и неодобрительные жесты.

Сильная сторона данного состояния личности:

ü Уверенность в себе.

ü Способность к защите и поддержке.

Слабая сторона:

ü Догматизм.

ü Чрезмерный авторитаризм.

ü Слабая склонность к сочувствию и к эмпатии.

ü Повышенное стремление к контролю, подчинению своей воли.

Состояние Я ребенка (Дитя)

Это совокупность эмоций, чувств и импульсивных нерациональных желаний.

Состояние Я ребенка формируется рано (к 5ти годам).

Основные состояния Я ребенка:

  1. Естественный ребенок. Спонтанность поведения, импульсивность, самопотворствующееся поведение. Характерен свободный выход энергии, естественность самовыражения. Ребенок не желает никому подчиняться и ни от кого зависеть. Этому состоянию Я приписывают склонность человека к творчеству.
  2. Адаптированный ребенок. Это человек, подчиняющийся предъявляемым ему требованиям.

a. Уступающий или подчиняющийся ребенок. Он ведет себя так, как от него требовали родители (или чрезмерно зависимо или не по годам самостоятельно). Основная цель – угодить своим родителям, заслужить одобрение. Если ему не удается выполнить требования родителя, он испытывает чувство вины, стыда, укоры совести, страх перед наказанием. Такой человек ориентирован на соблюдение норм и правил. Для него характерна ориентация на авторитеты. В своем поведении он склонен полагаться на других.

b. Отгороженный или отчужденный ребенок. Он стремится соблюдать дистанцию в общении с другими людьми, отгородиться от них. Для него характерно избегание ответственности, стремление быть беззаботным, застенчивость, стеснительность, робость. Он чаще переживает чувство обиды или досады, разочарования.

c. Бунтующий ребенок. Основная черта – негативизм – поведение ребенка полностью противоречит требованиям. В этом состоянии возникает гнев и возмущение.

Вербальный уровень: хочу, не хочу, не знаю, мне все равно.

Невербальный уровень: слезы, дрожание губ, надутые губы, потупленный взгляд, пожимание плечами, смех, чрезмерно громкий голос.

Сильные стороны:

ü Эмоциональность.

ü Жизнелюбие.

ü Любознательность.

ü Склонность к творчеству.

Слабые стороны:

ü Беспомощность.

ü Зависимость.

ü Излишняя доверчивость и наивность.

ü Несамостоятельность.

ü Безответственность.

ü Меньшая уверенность в себе.

Состояние Я взрослого

Состояния такого человека рациональное, взвешенное, обдуманное. Это требует высокой степени информированности.

На поведенческом уровне выделяют основные функции взрослого:

  1. Сбор информации.
  2. Обработка информации, оценка, определение степени достоверности.
  3. Принятие решения (это решение самостоятельное и ответственное).

Это состояние рассматривается как среднее между состояниями ребенка и родителя. Взрослый ищет компромисс между нормами и желаниями.

Вербальный уровень: вопросы, «я думаю», «я считаю», правда, ложь.

Невербальный уровень более скудный, т.к. взрослые менее эмоциональны. Вся система выразительных движений представлена более слабо: сдержанное, неэмоциональное поведение. Характерно вдумчивое и серьезное выражение лица.

Слабая сторона:

ü Эмоциональная сдержанность.

Сильные стороны:

ü Самостоятельность.

ü Ответственность

ü Рациональность поведения.

Состояние Я взрослого ориентировано на объективную оценку реальности и принятие самостоятельного разумного решения.

Виды трансакции:

Одноуровневые (простые) трансакции.

o Дополнительные.

o Пересекающиеся:

§ Реакция переноса.

§ Реакция контрпереноса.

§ Реакция раздражения.

§ Дерзость.

Двухуровневые (скрытые) трансакции.

o Угловые.

o Двойные.

В одноуровневых трансакциях принимают участие только 2 состояния Я, т.е. по одному у каждого партнера, а в двухуровневых – 3 и более состояний Я.

При дополнительных трансакциях стимул влечет уместную ожидаемую реакцию, а при пересекающихся в ответ на стимул инициатор контакта получает нежелательную неожиданную реакцию. При этом в дополнительных трансакциях векторы, задающие направление стимула и реакции, параллельны. В пересекающихся трансакциях они пересекаются.

Дополнительная трансакция:

 

Пересекающаяся трансакция (реакция переноса):

Пересекающаяся трансакция (контрперенос):

Пересекающаяся трансакция (реакция раздражения):

Пересекающаяся трансакция (дерзость):

Двухуровневые трансакции осуществляются на двух уровнях: социальном (текст) и психологическом (подтекст). Социальный уровень обозначается сплошной стрелкой, психологический – пунктиром.

Угловая трансакция:

Пример: жена приходит домой (в сумке у нее электрические лампочки) и сообщает информацию: «Я купила лампочки». На вербальном уровне это сообщение. Подтекст – вверни лампочку (обращение к ребенку). Если идет реакция на подтекст, то реакция считается успешной. Если реакция идет на текст, то неуспешной.

Пример: «Нескоро зарплата, а деньги кончились». Подтекст направлен к родителю.

Двойная трансакция:

Пример: флирт.

Условия успешности трансакции:

1. Процесс коммуникации будет бесконфликтным и эффективным при дополнительных трансакциях.

2. Наименее эффективным общение является при пересекающихся трансакциях, поэтому их нужно избегать. Они источники конфликтов, ссор, раздражения и обиды. Они могут быть причиной конфликта.

3. При скрытых трансакциях эффект общения носит неоднозначный характер. Трансакция будет успешной, если партнер отвечает на психологическом уровне, и неуспешной, если реакция осуществляется на социальном уровне.

4. Наиболее успешным является общение в том случае, если оно ведется на одном уровне.

5. Успешной трансакцией считается трансакция в состоянии взрослый-взрослый.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...