Анализ основных состояний Я
⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 Состояние Я – позиция человека в процессе общения. Это система чувств или набор согласованных поведенческих схем (определенных моделей поведения). Состояние Я родителя (Родитель) Это состояние формируется у человека достаточно рано (5 лет). Маленький ребенок, наблюдая за тем, как ведут себя его родители, начинает усваивать их модель поведения, нормы и правила поведения. Состояние Я родителя – это традиции, нормы, правила, ценности, усвоенные ребенком в процессе взаимодействия с родителями, внесенные в психику человека значимыми для него людьми. Содержание этого состояния – это модели родительского поведения и высказывания родителей, воспринятые и усвоенные ребенком в первые годы жизни. В содержание этого понятия входят наставления, правила, предостережения, которые ребенок слышал от своих родителей. Это индивидуальная мораль или основа этики. Состояние Я проявляется на 3 уровнях: поведенческом (модели и образцы поведения), вербальном (типичные высказывания) и невербальном. На поведенческом уровне выделяют 3 типа состояния Я родителя: 1. Подавляющий родитель. Он ищет недостатки, склонен к запретам, угрожает, приказывает, указывает, требует беспрекословного подчинения и не терпит возражения. Это авторитарный родитель. 2. Контролирующий родитель. Требует ответственного поведения и строгого соблюдения правил, при этом он оценивает поведение (выражает одобрение или неодобрение). 3. Заботящийся родитель. Он опекает, защищает, ограждает от трудностей, сочувствует, не наказывает, успокаивает, помогает в трудной ситуации, поддерживает, одобряет, вдохновляет, требования разъясняет. На вербальном уровне типичными высказываниями являются можно, нельзя (различные формы запретов), любые высказывания, начинающиеся с частицы «не», «всегда», «должен».
Жизненный девиз родителя – «надо». В поведении он руководствуется общепринятыми правилами и нормами. На невербальном уровне: указательные жесты, нахмуренный лоб, одобрительные и неодобрительные жесты. Сильная сторона данного состояния личности: ü Уверенность в себе. ü Способность к защите и поддержке. Слабая сторона: ü Догматизм. ü Чрезмерный авторитаризм. ü Слабая склонность к сочувствию и к эмпатии. ü Повышенное стремление к контролю, подчинению своей воли. Состояние Я ребенка (Дитя) Это совокупность эмоций, чувств и импульсивных нерациональных желаний. Состояние Я ребенка формируется рано (к 5ти годам). Основные состояния Я ребенка:
a. Уступающий или подчиняющийся ребенок. Он ведет себя так, как от него требовали родители (или чрезмерно зависимо или не по годам самостоятельно). Основная цель – угодить своим родителям, заслужить одобрение. Если ему не удается выполнить требования родителя, он испытывает чувство вины, стыда, укоры совести, страх перед наказанием. Такой человек ориентирован на соблюдение норм и правил. Для него характерна ориентация на авторитеты. В своем поведении он склонен полагаться на других. b. Отгороженный или отчужденный ребенок. Он стремится соблюдать дистанцию в общении с другими людьми, отгородиться от них. Для него характерно избегание ответственности, стремление быть беззаботным, застенчивость, стеснительность, робость. Он чаще переживает чувство обиды или досады, разочарования.
c. Бунтующий ребенок. Основная черта – негативизм – поведение ребенка полностью противоречит требованиям. В этом состоянии возникает гнев и возмущение. Вербальный уровень: хочу, не хочу, не знаю, мне все равно. Невербальный уровень: слезы, дрожание губ, надутые губы, потупленный взгляд, пожимание плечами, смех, чрезмерно громкий голос. Сильные стороны: ü Эмоциональность. ü Жизнелюбие. ü Любознательность. ü Склонность к творчеству. Слабые стороны: ü Беспомощность. ü Зависимость. ü Излишняя доверчивость и наивность. ü Несамостоятельность. ü Безответственность. ü Меньшая уверенность в себе. Состояние Я взрослого Состояния такого человека рациональное, взвешенное, обдуманное. Это требует высокой степени информированности. На поведенческом уровне выделяют основные функции взрослого:
Это состояние рассматривается как среднее между состояниями ребенка и родителя. Взрослый ищет компромисс между нормами и желаниями. Вербальный уровень: вопросы, «я думаю», «я считаю», правда, ложь. Невербальный уровень более скудный, т.к. взрослые менее эмоциональны. Вся система выразительных движений представлена более слабо: сдержанное, неэмоциональное поведение. Характерно вдумчивое и серьезное выражение лица. Слабая сторона: ü Эмоциональная сдержанность. Сильные стороны: ü Самостоятельность. ü Ответственность ü Рациональность поведения. Состояние Я взрослого ориентировано на объективную оценку реальности и принятие самостоятельного разумного решения. Виды трансакции: Одноуровневые (простые) трансакции. o Дополнительные. o Пересекающиеся: § Реакция переноса. § Реакция контрпереноса. § Реакция раздражения. § Дерзость. Двухуровневые (скрытые) трансакции. o Угловые. o Двойные. В одноуровневых трансакциях принимают участие только 2 состояния Я, т.е. по одному у каждого партнера, а в двухуровневых – 3 и более состояний Я.
При дополнительных трансакциях стимул влечет уместную ожидаемую реакцию, а при пересекающихся в ответ на стимул инициатор контакта получает нежелательную неожиданную реакцию. При этом в дополнительных трансакциях векторы, задающие направление стимула и реакции, параллельны. В пересекающихся трансакциях они пересекаются. Дополнительная трансакция:
Пересекающаяся трансакция (реакция переноса): Пересекающаяся трансакция (контрперенос): Пересекающаяся трансакция (реакция раздражения): Пересекающаяся трансакция (дерзость): Двухуровневые трансакции осуществляются на двух уровнях: социальном (текст) и психологическом (подтекст). Социальный уровень обозначается сплошной стрелкой, психологический – пунктиром. Угловая трансакция: Пример: жена приходит домой (в сумке у нее электрические лампочки) и сообщает информацию: «Я купила лампочки». На вербальном уровне это сообщение. Подтекст – вверни лампочку (обращение к ребенку). Если идет реакция на подтекст, то реакция считается успешной. Если реакция идет на текст, то неуспешной. Пример: «Нескоро зарплата, а деньги кончились». Подтекст направлен к родителю. Двойная трансакция: Пример: флирт. Условия успешности трансакции: 1. Процесс коммуникации будет бесконфликтным и эффективным при дополнительных трансакциях. 2. Наименее эффективным общение является при пересекающихся трансакциях, поэтому их нужно избегать. Они источники конфликтов, ссор, раздражения и обиды. Они могут быть причиной конфликта. 3. При скрытых трансакциях эффект общения носит неоднозначный характер. Трансакция будет успешной, если партнер отвечает на психологическом уровне, и неуспешной, если реакция осуществляется на социальном уровне. 4. Наиболее успешным является общение в том случае, если оно ведется на одном уровне. 5. Успешной трансакцией считается трансакция в состоянии взрослый-взрослый.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|