Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Власть как способ влияния на партнера




Власть – это гарантированное влияние, обеспеченное особыми полномочиями влияющего.

К власти прибегают в тех случаях, когда все другие способы оказываются неэффективными (активное сопротивление объекта).

Власть А над Б (по К. Левину) – отношение максимальной силы воздействия А на Б к максимальному сопротивлению со стороны Б, где А – субъект воздействия, Б – объект воздействия.

Ресурс власти - воздействие на мотивационную сферу партнера – возможность заблокировать мотивы другого или способствовать удовлетворению потребностей другого человека.

Основные типы власти:

  1. Власть наказания (влияние через страх).
  2. Власть вознаграждения (влияние через подкуп).
  3. Законная или нормативная власть (влияние через традиции).
  4. Эталонная или харизматическая власть (влияние через слепую веру).
  5. Экспертная власть (влияние через разумную веру).

Власть наказания основана на блокаде потребностей того человека, на которого мы оказываем влияние. Это влияние через страх. Могут быть блокированы не любые потребности, а те, которые являются значимыми. Такой власти подчиняются достаточно активно, т.к. за неподчинение человеку грозит наказание. Но власть наказания оказывается приемлемой или эффективной тогда, когда субъект власти может контролировать поведение объекта. В противном случае, объект влияния не подчиняется власти. Использование власти наказания унижает того человека, в отношении которого она используется. Она порождает враждебность по отношению к субъекту влияния и желание при случае ему отомстить.

Власть вознаграждения основана на том положении, что субъект может не блокировать потребности, а способствовать их достижению. В этом случае объект подчиняется власти, т.к. получает вознаграждение в виде удовлетворения значимой потребности. Такой власти более охотно подчиняются, т.е. нет страха перед наказанием, а есть предвкушение вознаграждения. Для того чтобы использовать эту власть нужно знать меру вознаграждения и потребности другого человека (что для него значимо). Если использовать власть вознаграждения постоянно, то потребность в вознаграждении растет. Для субъекта воздействия эта власть дорогостоящая. Использование такой власти позволяет быстро добиться подчинения. Прекращение вознаграждения приводит к прекращению подчинения со стороны объекта власти.

Законная или нормативная власть – влияние через традиции Она основана на сложившихся в обществе традициях или законах, когда субъект власти имеет право требовать от объекта подчинения. Законной властью обладает начальник над подчиненным, родители над ребенком. Законная власть носит безличный характер: мы подчиняемся не конкретной личности в силу его психологических качеств, а статусу этого человека.

Харизматическая власть основана на личностных качествах влияющего человека. Субъект воздействия является образцом для подражания, авторитетом, объектом поклонения и восхищения. Всякое требование с его стороны рассматривается как внимание. Поэтому таким людям охотно подчиняются, чтобы заслужить его одобрение. Для того чтобы обладать властью харизмы, нужно обладать определенными личностными качествами:

Энергичность (энергетический магнетизм).

Привлекательная внешность.

Независимость характера.

Уверенность в себе.

Самостоятельность.

Умение отстаивать свою позицию.

Зрелость суждений.

Высокий уровень развития волевых качеств.

Высокий уровень развития вербальных или риторических способностей.

Экспертная власть – власть знатока. Осуществляется влияние не через слепую веру, а через разумную. Субъект власти является экспертом в какой-либо области, ему подчиняются потому, что он знает что-то лучше, чем субъект. Такой властью обладает над людьми любой специалист в какой-либо области: врач над больным, юрист над клиентом. Эта власть завоевывается человеком с большим трудом. Для того, чтобы обладать ею, нужно много знать. Такую сласть легко утратить, если совершить профессиональную ошибку.

Каждый из нас использует разные типы власти. Предпочтение вида власти зависит от ресурсов влияющего. Самым действенным типом власти является власть наказания. Более слабые люди прибегают к более сильным способам власти.

 

Конфликты в общении

 

План

  1. Понятие конфликта в психологии и роль конфликта в общении.
  2. Виды конфликтов.
  3. Основные причины возникновения конфликтов.
  4. Управление конфликтом (профилактика и способы разрешения).
  5. Техника конфликтного поведения.

 

Слово «конфликт» в переводе с латыни означает «столкновение, несогласие, баталия, война».

Конфликт – это трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми негативными эмоциональными переживаниями.

Конфликт – отсутствие согласия между двумя или более сторонами общения, которыми могут быть конкретные лица и целые социальные группы.

Конфликт – это столкновение противоположно направленных тенденций в психике человека (внутриличностный конфликт), во взаимоотношениях людей (межличностный конфликт) или групп (межгрупповой конфликт).

Конфликт – это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется противоборством между ними, вызванным наличием противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок, принципов).

Необходимые условия возникновения конфликтов:

  1. Наличие противоположно направленных мотивов и суждений.
  2. Противоборство субъектов социального взаимодействие, которое сопровождается нанесением любого ущерба другой стороне.

Роль конфликта в общении

Долгое время в психологии конфликт рассматривался как негативное явление. Анализ конфликтов показывал, что конфликт трудно оценить с положительной точки зрения. В последнее время отношение к конфликту изменилось. Конфликт – это обязательное явление, поэтому в нем есть и позитивная сторона: в процессе конфликта при правильном разрешении решается возникшая проблема, что приводит к восстановлению отношений. Т.о. оценка конфликта зависит от его последствий.

В зависимости от последствий и от роли конфликта в общении выделяют 2 вида конфликтов:

1. Функциональные или конструктивные конфликты, когда нарушенные отношения восстанавливаются.

2. Дисфункциональные конфликты, когда проблема не решается, отношения портятся.

Оценка конфликта определяется позицией человека в конфликте. Если человек является стороной, победившей в конфликте, то конфликт имеет положительную оценку. Для стороны, проигравшей в конфликте, он оценивается негативно (понижение самооценки).

Виды конфликтов:

  1. Внутриличностный конфликт – это столкновение между двумя примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями, мотивами и т.д. Борьба мотивов является проявлением внутриличностного конфликта. Основные варианты конфликта:
    1. Конфликт реакций.
    2. Познавательный конфликт.
    3. Ролевой конфликт.
  2. Межличностный конфликт – это столкновение между людьми в силу несовместимости их интересов, целей, ценностей или личностных качеств. Это ситуация, где действующие лица либо преследуют несовместимые цели и реализуют противоречивые ценности, либо в конкурентной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели.
  3. Межгрупповой конфликт – это противодействие двух или нескольких групп в силу несовместимости их целей, интересов, потребностей.
  4. Конфликт между личностью и группой возникает, когда сталкиваются интересы группы и ее отдельных представителей.

Основные формальные характеристики межличностных конфликтов:

Глубина конфликта определяется предметом возникшего противоречия и степенью вовлеченности партнеров в конфликтную ситуацию. Выделяют крупные и мелкие конфликты.

Длительность конфликта обуславливается предметом (глубиной) конфликта и характером партнеров. Выделяют кратковременные и затяжные конфликты.

Частота конфликта, в свою очередь, может влиять на глубину и длительность конфликта: частые конфликты могут привести к более глубокому и затяжному конфликту.

Характер проявления конфликта в поведении конфликтующих. Выделяют скрытые или мысленные конфликты (существует противоречие, но люди открыто не предъявляют друг другу претензии) и явные или открытые конфликты (проблема обсуждаются, возникают ссоры, люди открыто выказывают свое недовольство). В результате скрытого конфликта отношения становятся более холодными, недовольство проявляется на невербальном уровне.

Статус конфликтующих сторон. Конфликты могут возникать между людьми с одинаковым статусом (горизонтальные конфликты) и между людьми с разным статусом (вертикальные конфликты).

Причины конфликтов:

  1. Объективные причины – это объективные, не зависящие от субъекта конфликта, обстоятельства, предрасполагающие к разного рода противоречиям и столкновениям:

Нарушение принципа дистрибутивной справедливости.

Нарушение принципа делегирования – это отсутствие четкого распределения обязанностей между взаимодействующими людьми.

Взаимозависимость функций.

Нарушение коммуникаций.

Несоответствие поведения одного партнера ролевым ожиданиям другого.

Ограниченность ресурсов.

Объективные причины не всегда приводят к конфликтам. Для того, чтобы произошел конфликт, они должны выступать в совокупности с субъективными причинами.

  1. Субъективные причины – индивидуально психологические особенности общающихся, которые могут стать источником конфликта:

Различия между людьми в целях, представлениях, ценностях, манере поведения, уровне образования, стаже, возрасте и нетерпимости к этим различиям.

Отсутствие у партнеров по общению навыков общения и поведения в конфликтных ситуациях.

Степень конфликтности личности.

Два типа личностной конфликтности:

1) Ситуативно конфликтная личность – человек, который становится конфликтным в зависимости от ситуации: чувство обиды, усталость, раздражение.

2) Постоянно конфликтная личность отличается высоким уровнем конфликтности независимо от ситуации.

Типы постоянно конфликтной личности:

ü Демонстративная личность. Основная черта – стремление быть в центре внимания окружающих. Такая личность не терпит равнодушия. Для них конфликт – средство привлечения к себе внимания. Это приводит к возникновению эмоциональных конфликтов, а не рациональных. Рациональный конфликт изначально направлен на устранение возникшего противоречия, цель эмоционального конфликта – унизить партнера по общению. Это истероидная личность.

ü Ригидная личность. Ригидная личность не способна изменять свои позиции, учитывать точку зрения партнера. Такая личность отличается также высоким честолюбием. Она отличается большой недоверчивостью и подозрительностью. Поведение ригидной личности в конфликтной ситуации отличается болезненной обидчивостью. Это вязкий эпилептоид.

ü Импульсивная личность – неуправляемая личность. Основная черта – слабый самоконтроль. Импульсивные люди действуют по первому импульсу, не анализируя ситуации, не просчитывая последствия. Их поведение носит более агрессивный и вызывающий характер. Конфликтными таких людей делает легкость возникновения агрессивных реакций. Они честолюбивы, склонны обвинять других людей в сложных ситуациях. Это аффективно вспыльчивый эпилептоид, гипертим.

ü Педантичная личность или сверхточная личность. Основные черты личности: чрезвычайная добросовестность, мелочная скрупулезность, ответственность. Такая личность отличается требовательностью, прежде всего, к самому себе, к окружающим людям. Это приводит к возникновению конфликтов. Такие люди очень тревожные, эмоционально сдержанные, поэтому их тревога, беспокойств, агрессивные стремления подавляются. От конфликтов страдает сама педантичная личность. Это психостеник, сензитив.

ü Бесконфликтная личность. Это человек, который постоянно стремиться избежать конфликта, идти на поводу у других людей. Но постоянная готовность угождать становится причиной конфликта, т.к. угодить всем нельзя. Это конформная личность.

Управление конфликтом можно осуществлять двумя основными способами

  1. Изменение конфликтной ситуации – устранение причины конфликта.
  2. Изменение поведения участников конфликта. Это приводит к разрешению конфликта.

Устранение конфликта:

1) Изменение причины, устранение причины.

2) Изоляция одной из конфликтных сторон.

Способы разрешения конфликта (Томас):

Уход или уклонение от конфликта. Это стремление человека не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, или отказ от обсуждения возникшей проблемы. Обвиняемая сторона может ссылаться на недостаток времени. Позитивные моменты: отношения не делаются более напряженными, возникшая проблема является несущественной, люди очень заинтересованы в сохранении сложившихся отношений. Негативная сторона: постоянный уход от конфликта приводит к тому, что негативные эмоции по отношению к партнеру накапливаются, что, в конечном итоге, может привести к более серьезному конфликту. Уход от конфликта могут использовать обе конфликтующие стороны.

Сглаживание. Обычно используется обвиняемой стороной. Сглаживание сводится к системе обещаний или оправданий. Человек, дающий обещания, не собирается впредь их выполнять. Главная цель сглаживателя – не устранить конфликт, не разрешить противоречие, а снять возникшее эмоциональное напряжение и успокоить партнера (восстановить нарушенные отношения). Сглаживание рождает недоверие. Сглаживание не позволяет устранить возникшее противоречие: проблемы накапливаются, что может привести к более серьезным нарушениям отношений.

Компромисс. Это наиболее оптимальная стратегия конфликтного поведения. При компромиссе открыто обсуждается возникшая проблема. Каждый говорит другому то, что хочет от него. Оба пытаются найти взаимовыгодное решение. Компромисс – согласие, достигнутое путем взаимных уступок. Решение принимается добровольно, в последствии выполняется. Компромисс способствует сохранению сложившихся межличностных отношений.

Подчинение или принуждение. Это тактика прямолинейного навязывания того варианта решения, которое устраивает инициатора. Инициатор конфликта использует власть. Это унижает того человека, которого заставили подчиниться, и порождает ответное желание отомстить. Принуждение всегда действенно, позволяет быстро и оперативно добиться желаемого. Это эффективно в экстремальных ситуациях, официальных отношениях. Оно не способствует сохранению сложившихся отношений.

Конфронтация. Это принуждение, используемое обеими сторонами. Оно обычно заводит отношения в тупик. Для разрешения конфликта привлекается третья сторона (вплоть до суда). Конфронтация приемлема, когда люди готовы к разрыву отношений. Это наименее приемлемый способ разрешения конфликта.

Сотрудничество. Это такой способ разрешения конфликта, когда принимается решение, способное удовлетворить обе стороны. Это самый сложный для оппонентов способ разрешения конфликта.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...