Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подкрепление: лучше, чем вознаграждение




 

Что такое положительное подкрепление

 

Положительное подкрепление — это событие, совпадающее с каким-либо действием и ведущее к увеличению вероятности повторного совершения этого действия.

Запомните это положение. В нем заложен секрет успешно­го обучения.

Существуют два вида подкрепления: положительное и отри­цательное. Положительное подкрепление — это нечто, желае­мое субъектом: пища, ласка или похвала. Негативное подкреп­ление — это то, чего субъект хотел бы избежать: шлепок, нахмуривание бровей, неприятный звук (предупреждающий зуммер в машинах, который раздается, если вы забыли пристегнуть ре­мень безопасности, — это отрицательное подкрепление).

Поведение, которое уже встречается вне зависимости от того, насколько оно спорадично, всегда можно усилить с помощью положительного подкрепления. Если вы зовете щенка, и он под­ходит к вам, а вы его ласкаете, то в дальнейшем подход щенка на зов становится все более и более надежным даже безо вся­кого другого обучения. Предположим, что вы хотите, чтобы кто-то позвонил вам — ваш отпрыск, родитель или любимый. Если он или она не звонит, то тогда уж ничего не поделаешь. Самое главное в обучении с подкреплением то, что вы не мо­жете подкрепить поведение, которое не встречается. С другой стороны, если вы всегда проявляете радость, когда любимые вам звонят, то это значит, что их поведение положительно под­крепляется, вероятность частоты их звонков, очевидно, увели­чится. Конечно, если вы примените отрицательное подкрепле­ние «Почему ты не позвонил, почему я должна тебе звонить, ты мне никогда не звонишь» и т. д., замечания, которые вызы­вают раздражение, вы создаете ситуацию, при которой звоня­щий избегает неприятностей тем, что не звонит; фактически вы обучаете их не звонить. Простое введение положительного под­крепления за поведение является наиболее элементарной час­тью этого вида обучения методами. Это совсем не означает, что они использовали весь арсенал приемов, описанных в этой книге; они могут и не знать о них. Однако введение положи­тельного подкрепления часто является единственно необходи­мым мероприятием. Кстати, например, наиболее действенный способ приучить ребенка не мочиться в постель — лично по­хвалить его и выразить свое удовольствие, если утром про­стынки оказались сухими. Положительное подкрепление мож­но применить и к себе.

Подкрепление относительно, не абсолютно. Дождь являет­ся положительным подкреплением для уток, отрицательным для кошек, довольно безразличен, по крайней мере, во влажную погоду, для коров. Пища не является положительным подкреп­лением, если вы сыты. Улыбки и похвалы могут быть непригод­ными в качестве подкрепления, если субъект хочет вывести вас из себя. В качестве подкрепления надо выбирать нечто желае­мое субъектом.

Положительное подкрепление приносит пользу и при вза­имоотношениях между людьми. Оно лежит в основе искусст­ва делать подарки: точно угадать, что будет иметь подкрепля­ющее действие (правильный выбор является подкреплением и для делающего подарок). У нас чаще всего принято доверять выбор подарков женщинам. Я даже знаю одну семью, в кото­рой мать покупает рождественские подарки всем и ото всех. И очень забавно, когда рождественским утром братья и сестры говорят: «Смотрите, это Биллу от Энни», хотя все знают, что Энни тут ни при чем. Но это не совершенствует у детей навы­ка выбирать способы поощрения других. В нашем мире чело­век, выработавший в себе наблюдательность в отношении поло­жительного подкрепления, имеет большие преимущества перед другими. Как мать, я сделала все, чтоб мои сыновья научились делать подарки. Например, однажды, когда они были еще маленькими — семь и пять лет, я повела их в довольно фешене­бельный магазин и предложила каждому выбрать по платью для их младшей сестренки. Им понравилось, развалясь в плю­шевых креслах, одобрять или не одобрять платья, которые она примеряла, как нравится какому-нибудь миллионеру помогать своей подружке выбирать норковую шубку. Их маленькая сестренка тоже получила удовольствие. Так, благодаря этому и подобным упражнениям, урок был усвоен: как по-настоящему проникнуться интересом к тому, что хочет другой человек, как находить радость в поисках положительного подкрепления для тех, кого любишь.

 

Отрицательное подкрепление

 

Психологи спорят по поводу определения отрицательного подкрепления. Для наших целей отрицательное подкрепление можно определить как то, что субъект будет стараться избегать. Отрицательные подкрепления имеют градации от слегка неприятных стимулов — едва заметный сквозняк от кондиционера в ресторане, который все-таки заставляет вас перейти за; другой столик, — до всевозможных крайностей, например удара электрическим током. Наказание происходит после поведения, на которое оно должно воздействовать. Таким образом, вы не можете избежать наказания, изменив взгляды или поступ­ки, так как неправильное поведение уже осуществилось. Ма­лыш, которого отшлепали за плохой табель успеваемости, мо­жет в дальнейшем учиться лучше или хуже, но уже не сможет изменить того табеля, который он уже принес. Напротив, от­рицательное подкрепление можно остановить или избегнуть сиюминутным изменением поведения. Допустим, сидя в гос­тиной у тетушки, я случайно положила ноги на кофейный сто­лик. Тетушка неодобрительно поднимает брови. Я ставлю ноги на пол. Ее лицо мягчяет. Я чувствую облегчение. И поскольку я смогла остановить сигнал нерасположенности, совершивше­еся поведение было подкреплено. Я усвоила: в тетушкином доме держи ноги подальше от мебели. Поведение может быть пол­ностью сформировано на основе отрицательного подкрепле­ния, как в большинстве случаев традиционной дрессировки животных: лошадь учится поворачивать налево, когда тянут за левый повод, потому что поворот прекращает неприятное дав­ление; лев вспрыгивает на тумбу, чтобы избежать назойливо­го хлыста или острой палки, которые держат около его морды. В общем, термин «подкрепление» в этой книге относится к положительному подкреплению; если я захочу обсудить отри­цательное подкрепление, я оговорю это особо. Вообще же оба вида подкрепления подчиняются одинаковым правилам при­менения.

 

Время подачи подкрепления

 

Как уже говорилось, подкрепление должно совершаться в связи с действием, которое предполагается видоизменить. Под­крепление — это информация. Оно говорит субъекту, что имен­но вам нравится. Когда субъект пытается обучиться, инфор­мационное содержание подкрепления становится важнее само­го подкрепления. В тренировке спортсменов или при обучении танцоров именно восклицания инструктора «Да!» или «Хоро­шо!», отмечающие нужное движение, а не разбор тренировки или репетиции в раздевалке, дают требующуюся информацию. Запоздалое подкрепление является наибольшим недочетом на­чинающего дрессировщика. Собака садится, но к тому времени, когда хозяин говорит: «Хорошая собака», собака уже снова сто­ит. За что, думает животное, его хвалят? За то, что оно встает. Мы всегда слишком запаздываем, подкрепляя друг друга. «Послушай, дорогая, вчера вечером ты выглядела замечатель­но», — звучит совсем не так, как та же фраза, сказанная вовре­мя. Отсрочка подкрепления может даже оказать вреднее воз­действие («А что, разве я сейчас не выгляжу замечательно?»). Мы свято верим, что сила слов перекроет ошибки во времени подкрепления. Слишком раннее подкрепление тоже неэффек­тивно. В зоопарке Бронкса служители замучились с гориллой. Им было нужно, чтобы она выходила в вольер, чтобы можно было почистить внутреннюю клетку, но она взяла манеру сидеть в дверном проеме, и, обладая недюжинной силой, не давала за­крываться скользящей двери. Когда же служители клали пищу снаружи или подманивали ее бананами, горилла либо не обра­щала на них внимания, либо хватала пищу и бежала обратно к своей двери, прежде чем ту успевали закрыть. Дрессировщи­ка, работавшего при зоопарке, попросили разобраться. Он объяс­нил служителям, что размахивание бананами и подбрасывание пищи, было, попыткой подкрепить действие, которое еще не совершилось. Это называется взяточничеством. Надо было не замечать животное, пока оно сидело в дверях, но подкреп­лять пищей, если оно выйдет оттуда самостоятельно. Проблема была решена.

Мне кажется, что иногда и детей мы подкрепляем слишком рано, находясь под ложным впечатлением, будто мы их под­бадриваем («Молодец, хорошо, ты уже почти все сделала правильно»). Возможно, при этом мы подкрепляем попытки. Но существует разница между попыткой сделать что-то и выполнением этого. Причитания типа «я не могу» иногда отражают фактическое положение вещей, но они могут являться и признаками того, что часто подкреплялись просто попытки. Вооб­ще, подкрепление поведения, которое еще не совершилось, — подарками, обещаниями, комплиментами или чем-нибудь в этом роде — ни капельки не подкрепляет это поведение. Если что-то и подкрепляется, так это поведение, совершающееся в дан­ное время: вероятнее всего — выпрашивание подкрепления. Соблюдение времени очень важно и при обучении с отрица­тельным подкреплением. Лошадь учится поворачивать нале­во, когда тянут за левый повод, но только если после поворота натяжение ослабевает. Прекращение натяжения является под­креплением. Вы садитесь на лошадь, пришпориваете ее, и она движется вперед — тогда вам надо перестать ее пришпоривать (если, конечно, вы не хотите, чтобы она двигалась быстрее). Начинающие наездники часто тычут лошадь в бока непрерыв­но, как будто шпоры это своего рода педаль газа в автомобиле, необходимая для движения. Пришпоривание не прекращает­ся и тем самым не несет никакой информации для лошади. Так в школах верховой езды появляются лошади с железными бо­ками, которые передвигаются черепашьим шагом независимо от того, как часто их пришпоривают.

То же происходит и с людьми, к которым постоянно при­дираются и бранят родители, начальство или учителя. Если отрицательное подкрепление не прекращается в момент до­стижения желаемых результатов, то оно не является подкреп­лением и не несет информации. Оно становится как букваль­но, так и в терминах теории информации «шумом».

Когда я смотрю по телевизору футбол или бейсбол, я все­гда поражаюсь замечательной своевременности подкреплений, вновь и вновь получаемых игроками. Как только забивают гол или бегун пересекает финишную линию, рев толпы сигнали­зирует полное одобрение; а только посмотрите на бешеный об­мен взаимоподкреплений игроков в тот момент, когда счет от­крыт или игра выиграна. С артистами, особенно с киноактерами, дело обстоит совершенно иначе. Даже на сцене аплодисменты раздаются после того, как работа кончается. У артистов кино не существует своевременного подкрепления, за исключени­ем редкого отзыва режиссера или оператора об их работе или рукопожатия; письма поклонников и положительные рецен­зии, приходящие спустя недели и месяцы, бледнеют в сравне­нии с неистовством американского стадиона в минуту успеха. Нет ничего удивительного, что некоторые звезды кино прояв­ляют болезненную страсть к низкой лести и сенсациям; рабо­та может совершенно не удовлетворять, если подкрепления, даже самые блестящие, всегда опаздывают.

 

Величина подкрепления

 

Начинающие тренеры, использующие пищевое подкрепле­ние при работе с животными, часто не знают, какова должна быть величина каждого подкрепления. Ответ таков: чем мень­ше, тем лучше. Чем меньше подкрепление, тем быстрее живот­ное съест его. Это не только экономит время, но и позволяет дать большее количество подкреплений за один сеанс, прежде чем животное насытится. В 1979 г. Национальный зоопарк в Вашингтоне, штат Колумбия, пригласил меня в качестве кон­сультанта для обучения группы работников зоопарка технике положительного подкрепления. Одна из смотрительниц в моей группе жаловалась, что обучение панды продвигается у нее очень медленно. Мне показалось это странным, потому что ин­туитивно я чувствовала, что панды — эти большие, прожорливые, активные животные – должны легко поддаваться обучению с пищевым подкреплением. Я понаблюдала за её занятиями и обнаружила, что когда смотрительнице удавалось добиться какого-либо движения, она давала панде целую морковку. Панда долго смаковала каждую морковку, поэтому в течение 15 минут отведенного ей времени она зарабатывала только три подкрепления (а кроме того, морковь ей надоела). Один ломтик моркови на подкрепление был бы лучше.

Вообще, подкрепление величиной в один глоток животного вполне достаточно для поддержания его заинтересованности – одно - два зернышка для цыпленка, кубик мяса в 6 мм для кошки, половина яблока для слона. Служители Национального зоопарка обучали белых медведей многим полезным вещам, таким как переход по команде в другую клетку, используя изюминки.

Размер подкрепления зависит также от сложности задачи. В океанариуме "Жизнь моря" мы сочли необходимым давать каждому дельфину по большой макрели за их олимпийские 6-7 метровые прыжки. Они просто отказывались делать это за обычное вознаграждение в виде двух корюшек. У людей почти всегда более трудная работа вознаграждается лучше. А если этого нет, то как мы ненавидим тяжелую работу, если нам приходится её делать.

 

Условное подкрепление

Очень часто, особенно при работе с пищевым подкреплени­ем, его невозможно дать в тот момент, когда субъект делает то, что хотели бы поощрить. Если я учу дельфина прыгать, то я никак не могу дать ему рыбку в тот момент, когда он находит­ся в воздухе. Если за каждым прыжком следует брошенная рыб­ка (отставленное подкрепление), то у животного, в конце концов, образуется связь между прыжком и едой, и оно будет пры­гать чаще. Однако это не несет информации о том, какой из аспектов прыжка мне нравится. На какую высоту? С каким про­гибом? Может, надо войти обратно в воду со всплеском? Таким образом, потребуется очень много повторений, чтобы животное установило, какой именно прыжок я имела в виду. Чтобы обой­ти эту трудность, мы используем условное подкрепление. Условное подкрепление представляет собой какой-либо из­начально ничего не значащий сигнал — звук, свет, движение, — который умышленно связывают с подачей подкрепления. Тре­неры дельфинов остановили свой выбор на полицейском свист­ке: его хорошо слышно даже под водой и он не связывает руки, чтобы можно было давать сигналы и бросать рыбу. С другими животными я обычно использую «сверчка», десятицентовую игрушку, которая щелкает, когда на нее нажимаешь, или осо­бые поощряющие слова, выбранные и приберегаемые для ис­пользования в качестве условного подкрепления: «хорошая со­бака», «хорошая лошадка». Школьные учителя часто прибегают к некоторым таким ритуальным и тщательно нормированным словам похвалы «замечательно» или «очень хорошо», — за кото­рые дети страстно работают и ждут их. Наша жизнь изобилует условными подкреплениями. Нам нравится слышать, как звонит телефон или видеть набитый почтовый ящик, даже если полови­на звонков неинтересна и большая часть корреспонденции — утиль, потому что множество случаев научили нас связывать звонок или конверт с хорошим. Нам нравится рождественская музыка, и мы ненавидим запах зубного кабинета. Мы храним окружающие нас вещи — картины, посуду, трофеи — не пото­му, что они красивы или полезны, а потому, что они напоми­нают нам о временах, когда мы были счастливы, или о людях, которых мы любили. Они представляют собой условные подкрепления. Прежде чем начать выработку поведения как такового, пока субъект еще ничего особенного и не делает, вы учи­те его понимать значимость условного подкрепления, сочетая его с пищей, поглаживанием иди другим истинным подкреп­лением. Иногда, по крайней мере, при работе с животными, вы можете уловить, когда субъект начинает узнавать ваш сигнал, означающий «Хорошо!». Видно, как животное вздрагивает при действии условного подкрепления и начинает искать истинное подкрепление.

После выработки условного подкрепления в ваших руках оказывается реальный способ сообщения животному, что в его поведении вас интересует. Я видела, как морские млекопитаю­щие долго работали после насыщения за условные подкрепле­ния, а лошади и собаки работают по часу и более с маленьким или безо всякого безусловного подкрепления. Люди, конечно же, тоже могут бесконечно работать за деньги, являющиеся не чем иным как условным подкреплением, обозначением вещей, которые на них можно купить, особенно люди, которые уже за­работали гораздо больше денег, чем они когда-либо смогут дей­ствительно потратить, и, следовательно, пристрастившиеся к условному подкреплению. Действие условного подкрепления можно усилить, сочетая его с несколькими безусловными под­креплениями. В данный момент субъект может не хотеть, скажем, есть, но если тот же подкрепляющий звук или слово были умышленно связаны еще и с водой или другими потребностя­ми иди приятными моментами, он сохраняет свое действие и в этом случае. Мои кошки слышат слова «хорошая киса!», ко­гда получают ужин, когда их гладят, когда их впускают в дом и выпускают из дома, когда они проделывают маленькие трю­ки и получают за них вознаграждение. В результате я могу ис­пользовать эти слова для поощрения кошки, спрыгивающей с кухонного стола, и нет нужды сопровождать его каким-либо безусловным подкреплением. Быть может, причина того, что деньги оказывают на нас такое подкрепляющее действие, кро­ется в том, «что они могут связываться практически с чем угод­но. Это чрезвычайно обобщенное условное подкрепление. Как только вы выработали условное подкрепление, вы должны пользоваться им осторожно, не разбрасывать без толку, иначе его сила уменьшится. Дети, которые ездили на моих уэльских пони, очень скоро научились говорить «Хорошая лошадка!» только когда хотели подкрепить поведение. Если им просто хотелось выразить свою привязанность, они могли болтать с пони, как угодно, не употребляя этих слов. Однажды девочка, которая только что присоединилась к их компании, начала гла­дить пони, приговаривая: «Ты хорошая лошадка!» Трое осталь­ных тотчас же ополчились на нее: «Ты за что ему это говоришь? Он же ничего не сделал!» Подобным же образом можно и долж­но окружить заботой и вниманием детей, супруга, родителей, любимых и друзей безотносительно к какому-нибудь опреде­ленному поведению, но необходимо приберечь что-то специ­ально в качестве условного подкрепления чего-либо определен­ного. Существует множество реальных событий, заслуживаю­щих похвалы, подкрепления, которым щедро обмениваются в счастливых семьях. Однако фальшивая или незначимая награ­да вскоре вызывает негодование даже у маленьких детей и те­ряет всякую силу в качестве подкрепления. Можно вырабо­тать и условное отрицательное подкрепление, которое может быть очень полезным. Дети и многие животные часто момен­тально реагируют на резкое, громкое слово запрета, которое ничем не сопровождается. Возможно, оно является первичным или безусловным подкреплением. Но некоторые животные — особенно этим славятся кошки — игнорируют окрики и брань. Одна моя подруга совершенно безуспешно пыталась отучить свою кошку царапать кушетку, используя в качестве отрица­тельного подкрепления возглас «Нет!». Однажды в кухне она уронила большой латунный поднос, случайно упавший почти рядом с кошкой, и когда раздался громкий грохот подноса, вос­кликнула: «Нет!». Кошка была страшно напугана, подпрыгну­ла вверх, подняв шерсть дыбом. В следующий раз, когда кош­ка начала драть кушетку, хозяйка крикнула: «Нет!», у кошки сделался испуганный вид, и она тотчас же перестала. Двух-трех повторений ставшего условным слова оказалось достаточно, чтобы навсегда прекратить это поведение.

 

Режимы подкрепления

Бытует неправильный взгляд, что если вы начали выраба­тывать поведение с помощью положительного подкрепления, то должны продолжать его применение на протяжении всей дальнейшей жизни субъекта, если этого не будет, то поведение исчезнет. Это неверно: постоянное подкрепление необходимо только на стадиях обучения. Вы можете несколько раз возна­градить годовалого ребенка за пользование горшком, но как толь­ко поведение заучено, предмет обучения сам о себе позаботит­ся. Мы даем или должны давать начинающему множество под­креплений — обучение ребенка езде на велосипеде идет под настоящий поток: «Правильно, крепче держи руль, у тебя по­лучилось, хорошо!». Но вы будете выглядеть довольно глупо (а ребенок решит, что вы сошли с ума), если вы будете продол­жать хвалить его после того, как навык установился. Для того чтобы поддерживать уже выученное поведение на определен­ном уровне надежности, не только не надо подкреплять его все время, а даже наоборот, следует прекратить регулярные под­крепления и перейти на эпизодическое использование подкреп­ления, подаваемого в случайном и непредсказуемом порядке. Это и есть то, что психологи называют вариабельным режимом подкрепления. Вариабельный режим гораздо более эффекти­вен для поддержания поведения, чем постоянный, предсказу­емый. Один психолог объяснил это мне так: если у вас маши­на новая и всегда хорошо заводилась, а однажды, когда вы сели в нее, повернули ключ, она не завелась, то вы, может быть, и попробуете завести ее еще несколько раз, но скоро решите, что что-нибудь не в порядке, и позвоните в гараж. Поведение, со­стоящее в поворачивании ключа, при отсутствии ожидаемого немедленного подкрепления быстро угаснет. С другой сторо­ны, если у вас вместо машины старая консервная банка, кото­рая еще ни разу не заводилась с первой попытки и каждый раз требуется целая вечность для того, чтобы привести ее в движе­ние, вы можете продолжать попытки ее завести в течение по­лучаса; ваше поведение по поворачиванию ключа происходит в низко вероятностном режиме подкрепления и поэтому силь­нейшим образом поддерживается. Если давать дельфину рыб­ку за каждый прыжок, то скоро прыжки станут невысокими, небрежными, лишь бы отделаться. Если теперь перестать да­вать рыбу, дельфин тут же перестает прыгать. Но если после того, как животное научилось прыгать за рыбку, начать под­креплять первый прыжок, затем третий и так далее наугад, поведение будет поддерживаться на более высоком Уровне: не получив подкрепления, животное станет прыгать чаще, стара­ясь угадать счастливый номер, и прыжки могут даже усилить­ся. В свою очередь это позволит подкреплять выборочно наи­более сильные прыжки, — то есть посредством вариативного режима совершенствовать деятельность. Но даже некоторые профессиональные дрессировщики не могут правильно исполь­зовать вариативный режим положительного подкрепления; многим эта концепция представляется особенно трудной, не укладывающейся в голове. Нам понятно, что нет нужды про­должать наказывать за неправильное поведение, если оно пре­кратилось, но почему бы не вознаграждать постоянно за пра­вильное поведение. Мы не так уверены в этом, только когда ставим целью добиться с помощью положительного подкреп­ления улучшения дисциплины. Действенность вариативного подкрепления лежит в основе всех азартных игр. Если каждый раз, опустив в автомат 5 центов, будете получать десять, то ско­ро вы потеряете к этому интерес. Да, вы будете делать деньги, но какой это нудный способ! Людям нравится играть с авто­матом именно потому, что невозможно предугадать заранее, то ли ничего не получишь, то ли какую-то мелочь, то ли сразу кучу денег, и когда именно будет это подкрепление (это может быть только один самый первый раз). Почему одни люди втягива­ются в азартную игру, а другие могут поиграть и бросить, это уже другой вопрос, но для тех, кто попался на крючок, этим крючком стал вариативный режим положительного подкреп­ления. Чем длительнее интервалы между подкреплениями в вариативном режиме, тем сильнее он стимулирует поведение. Однако режимы с длительными интервалами работают против вас, когда вы пытаетесь угасить поведение. Если поведение не подкреплять совсем, то скоро появится тенденция к его угаса­нию; но если оно все-таки время от времени подкрепляется — неважно сколь эпизодично — одна сигарета, одна рюмка, одна поблажка ворчуну или нытику — и поведение вместо того, что­бы угасаться, может быть значительно усилено режимом с дли­тельными интервалами между подкреплениями. Всем встреча­лись люди, которые непонятным образом привязаны к супру­гам или любовникам, которые с ними плохо обращаются. Мы привыкли думать, что так бывает только с женщинами — она чувствует влечение к тому, кто груб, невнимателен, эгоистичен и даже жесток, она его все равно любит, — но это случается и с мужчинами. Каждый знает людей, которые после развода или другого рода утраты одного негодяя находят другого, в точно­сти похожего на предыдущего. Являются ли эти люди вечны­ми жертвами по каким-либо глубоким психологическим при­чинам? Возможно. Но, может быть, они — жертвы режима с длительными интервалами между подкреплениями? Если вы вступили в связь с очаровательным, обаятельным, интересным в сексуальном плане, веселым и внимательным человеком, а затем он становится все более несговорчивым, даже обидчи­вым, но все же время от времени проявляет свои хорошие ка­чества, вы станете жить ради этих все более редких моментов, когда вы получаете это прекрасное подкрепление: полное оча­рования, обаяния, привлекательности и веселья внимание. И парадоксально с точки зрения здравого смысла, но законо­мерно с точки зрения теории обучения, что чем реже и непредсказуемей становятся такие моменты, тем сильнее становится их подкрепляющий эффект и тем дольше ваша линия поведе­ния будет сохраняться. Кроме того, легко понять, почему че­ловек, однажды оказавшийся в таких отношениях, часто ищет их повторения: ему может казаться, что во взаимоотношениях с нормальным человеком, который сдержан и доброжелателен большую часть времени, не хватает остроты того редкого, стра­стно желаемого и потому вдвойне действенного подкрепления. Посмотрите на ситуацию с точки зрения человека, управля­ющего поведением: я могу держать ее (его) в безоговорочном подчинении, так, «чтобы она (он) делала все, что я захочу, ради моего удобства и спокойствия, до тех пор, пока я даю ей (ему) все, что она (он) хочет... изредка». Это один из способов, кото­рыми сутенеры держат в повиновении своих девочек. Конеч­но, это крепкие путы, но однажды жертва осознает, что сила «очарования», по крайней мере, отчасти, зависит от режима подкрепления, и спокойно уйдет от этого типа отношений и поищет что-то другое.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...