Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Условия проведения активно-игровых технологий




Для выбора помещения прежде всего следует учитыватьобстановку и общую атмо­сферу в нем. В выбранном помещении должно быть достаточно естественного света и мало шумов. При этом имеет значение величина помещения, которое должно быть достаточно просторным, а у стены могут стоять столы, которые при необходимости возможно исполь­зовать. Стулья должны быть прочными и с прямыми спинками. Стены или часть стены должны позволять использовать наглядные пособия, устраивать выставки работ участников, писать мелом или фломастерами. Площадь для творческой работы участников должна быть достаточно большой.

При этом имеет значение расстановка стульев. Когда участники сидят за столами, атмосфера в комнате совсем иная, чем в том случае, когда они сидят по кругу и могут видеть друг друга. Для реализации неболь­шой технологии лучше всего расставить стулья по кругу. Это един­ственная геометрическая фигура, которая не предполагает иерархии. Преподаватель находится в кругу, как «первый среди равных». Все видят друг друга, нет столов, за которыми можно спрятать­ся. Любой физический барьер увеличивает психологическую ди­станцию и нарушает коммуникацию. Лучше всего, когда размер комнаты позволяет использовать различные варианты расстановки стуль­ев. (Это выгодно и для участников, так как они смогут использо­вать увиденное в повседневных ситуациях для улучшения коммуникации).

Ниже приведены классические способы расстановки стульев, преимущества и недостатки этих способов, а также обстоятель­ства, в которых их целесообразно использовать, предлагаемые известным специалистом по активно-игровым технологиям К. Фопелем, и доработанные авторами.

М одель «классная комната» подходит для больших групп (40-60 человек).


Участники по двое или по четверо сидят за столами, если воз­можно, некоторые столы расставляют полукругом. Стол ведуще­го стоит перед первым рядом. При такой расстановке ведущий находится в центре внимания и контролирует процесс коммуни­кации. За столами участникам удобно делать записи. Это иерар­хическая модель обучения, и служит она передаче «поверхност­ных знаний». Недостаток такой модели: участники быстрее устают, затруднено групповое взаимодействие. Однако возмож­на их совместная работа за столами.

Другая модель предполагает, что столы стоят в свободном порядке, за каждым из них сидят 2-3 участника, все могут относительно неплохо видеть друг друга. Стол ведущего включен в этот «неправильный» порядок. Эта пла­нировка все еще следует иерархической модели. Она подходит для тех форм работы, где надо много писать.

Вместе с тем, существует модель «работы в команде». Для нее вы можете либо исполь­зовать столы длиной около 2 метров, либо соединить несколько столов, чтобы за ними могли работать группы из 6-8 человек. Так как команды работают самостоятельно, не так уж важно, где на­ходится стол ведущего. Возникает автономная демократическая ситуация обучения. Помещение должно быть достаточно простор­ным, чтобы команды не мешали друг другу.

 


В целом предпочтительно, чтобы команды могли уединиться в маленьких комнатах, чтобы не отвлекаться. Когда участники работают в разных комнатах, возвращение в зал пленарных заседаний в установ­ленное время почти всегда проблематично, так как команда раз­вивает свой собственный рабочий ритм. Такой подход уединенной работы в командах часто использует известный специалист по активно-игровому обучению О.С. Анисимов.

Модель «конференции» не предполагает ограничений по количеству участников, вместе с тем, существенно затрудняет активно-игровой процесс, трансформируя его в лекционное занятие с элементами так называемых «блиц-игр» (Н.В. Борисова. А.М. Князев)

Существующая модель «аудитории» подходит для очень больших групп, чис­ленностью от 50 до 100 человек, для чтения докладов или для де­монстраций каких-либо материалов, когда реализация собственно активно-игровых технологий затруднена.


Можно сделать расстановку посадочных мест чуть более от­крытой, создав два блока мест, сходящихся под углом друг к дру­гу. В этом случае ведущий или докладчик могут на время покинуть кафедру и использовать пространство между рядами. Из всех моделей эта в наибольшей степени делает акцент на клас­сической однонаправленной коммуникации, хотя и позволяет на сцене создать командную работу представителей из аудитории.

Единственная модель, позволяющая всем видеть всех и интегрирующая ведущего в группу, - модель «круга». Круг — преж­де всего символ автономии каждого участника. Он дает понять, что все заслуживают одинаковой степени внимания, имеют оди­наковое право говорить, и каждый самостоятелен и уникален. Это самая старая форма групповой встречи и в то же время — одна из наиболее удобных форм для активно-игрового обучения. Каждый виден полностью, нет никаких барьеров. Свободное место в середине круга можно использовать для разных действий: ролевых игр, демонстраций и т. п. Круг — хорошая исходная позиция для всевозможных видов двигатель­ной активности — работы с партнером, образования рабочих групп. Круг как бы приглашает участников открыться, погово­рить друг с другом и обсудить идеи. Происходит настоящая мно­госторонняя коммуникация.

 

Заметим, что расстановка стульев имеет су­щественное значение для участников. Физически разделенная группа, в которой учащиеся сидят за столами или в большой ауди­тории, существенно отличается от группы, сидящей в кругу, где все могут поддерживать контакт глазами. Если какой-либо участ­ник не может видеть всех остальных (кто-то сидит в углу комна­ты либо позади других, или же есть какие-либо физические барьеры), то можно ожидать возникновения определенной пси­хологической дистанции между участниками и фрагментации группы. Кроме того, у участников не должно возникать ощуще­ния, что они сидят слишком тесно. Комната должна быть доста­точно просторной, чтобы близость не была вынужденной.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...