Условия проведения активно-игровых технологий
Для выбора помещения прежде всего следует учитыватьобстановку и общую атмосферу в нем. В выбранном помещении должно быть достаточно естественного света и мало шумов. При этом имеет значение величина помещения, которое должно быть достаточно просторным, а у стены могут стоять столы, которые при необходимости возможно использовать. Стулья должны быть прочными и с прямыми спинками. Стены или часть стены должны позволять использовать наглядные пособия, устраивать выставки работ участников, писать мелом или фломастерами. Площадь для творческой работы участников должна быть достаточно большой. При этом имеет значение расстановка стульев. Когда участники сидят за столами, атмосфера в комнате совсем иная, чем в том случае, когда они сидят по кругу и могут видеть друг друга. Для реализации небольшой технологии лучше всего расставить стулья по кругу. Это единственная геометрическая фигура, которая не предполагает иерархии. Преподаватель находится в кругу, как «первый среди равных». Все видят друг друга, нет столов, за которыми можно спрятаться. Любой физический барьер увеличивает психологическую дистанцию и нарушает коммуникацию. Лучше всего, когда размер комнаты позволяет использовать различные варианты расстановки стульев. (Это выгодно и для участников, так как они смогут использовать увиденное в повседневных ситуациях для улучшения коммуникации). Ниже приведены классические способы расстановки стульев, преимущества и недостатки этих способов, а также обстоятельства, в которых их целесообразно использовать, предлагаемые известным специалистом по активно-игровым технологиям К. Фопелем, и доработанные авторами.
М одель «классная комната» подходит для больших групп (40-60 человек). Участники по двое или по четверо сидят за столами, если возможно, некоторые столы расставляют полукругом. Стол ведущего стоит перед первым рядом. При такой расстановке ведущий находится в центре внимания и контролирует процесс коммуникации. За столами участникам удобно делать записи. Это иерархическая модель обучения, и служит она передаче «поверхностных знаний». Недостаток такой модели: участники быстрее устают, затруднено групповое взаимодействие. Однако возможна их совместная работа за столами. Другая модель предполагает, что столы стоят в свободном порядке, за каждым из них сидят 2-3 участника, все могут относительно неплохо видеть друг друга. Стол ведущего включен в этот «неправильный» порядок. Эта планировка все еще следует иерархической модели. Она подходит для тех форм работы, где надо много писать. Вместе с тем, существует модель «работы в команде». Для нее вы можете либо использовать столы длиной около 2 метров, либо соединить несколько столов, чтобы за ними могли работать группы из 6-8 человек. Так как команды работают самостоятельно, не так уж важно, где находится стол ведущего. Возникает автономная демократическая ситуация обучения. Помещение должно быть достаточно просторным, чтобы команды не мешали друг другу.
В целом предпочтительно, чтобы команды могли уединиться в маленьких комнатах, чтобы не отвлекаться. Когда участники работают в разных комнатах, возвращение в зал пленарных заседаний в установленное время почти всегда проблематично, так как команда развивает свой собственный рабочий ритм. Такой подход уединенной работы в командах часто использует известный специалист по активно-игровому обучению О.С. Анисимов. Модель «конференции» не предполагает ограничений по количеству участников, вместе с тем, существенно затрудняет активно-игровой процесс, трансформируя его в лекционное занятие с элементами так называемых «блиц-игр» (Н.В. Борисова. А.М. Князев)
Существующая модель «аудитории» подходит для очень больших групп, численностью от 50 до 100 человек, для чтения докладов или для демонстраций каких-либо материалов, когда реализация собственно активно-игровых технологий затруднена. Можно сделать расстановку посадочных мест чуть более открытой, создав два блока мест, сходящихся под углом друг к другу. В этом случае ведущий или докладчик могут на время покинуть кафедру и использовать пространство между рядами. Из всех моделей эта в наибольшей степени делает акцент на классической однонаправленной коммуникации, хотя и позволяет на сцене создать командную работу представителей из аудитории. Единственная модель, позволяющая всем видеть всех и интегрирующая ведущего в группу, - модель «круга». Круг — прежде всего символ автономии каждого участника. Он дает понять, что все заслуживают одинаковой степени внимания, имеют одинаковое право говорить, и каждый самостоятелен и уникален. Это самая старая форма групповой встречи и в то же время — одна из наиболее удобных форм для активно-игрового обучения. Каждый виден полностью, нет никаких барьеров. Свободное место в середине круга можно использовать для разных действий: ролевых игр, демонстраций и т. п. Круг — хорошая исходная позиция для всевозможных видов двигательной активности — работы с партнером, образования рабочих групп. Круг как бы приглашает участников открыться, поговорить друг с другом и обсудить идеи. Происходит настоящая многосторонняя коммуникация.
Заметим, что расстановка стульев имеет существенное значение для участников. Физически разделенная группа, в которой учащиеся сидят за столами или в большой аудитории, существенно отличается от группы, сидящей в кругу, где все могут поддерживать контакт глазами. Если какой-либо участник не может видеть всех остальных (кто-то сидит в углу комнаты либо позади других, или же есть какие-либо физические барьеры), то можно ожидать возникновения определенной психологической дистанции между участниками и фрагментации группы. Кроме того, у участников не должно возникать ощущения, что они сидят слишком тесно. Комната должна быть достаточно просторной, чтобы близость не была вынужденной.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|