Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Слагаемые проблематизации режиссера относительно конструирования и организации активно-игровой технологии




В подготовке активно-игровой технологии мо­жно опираться на предлагаемую схему, включающую восемь факторов, особенно важных при обучении [24]. Опираясь на приведенные ниже факторы возможна оценка каждого из них относительно конкретной активно-игровой технологии. Решающую роль в этой оценке играют ваш собственный опыт и предыдущий опыт участников

1. Предыдущий опыт участников

• Что уже знают и умеют участники?

• Каким образом вы можете учитывать интересы и опыт участников?

• Какие особенности свойственны участникам?

• Каковы важнейшие характеристики этой группы?

• Как вы можете подготовить участников к учебному процес­су (предварительная организация)?

• Как лучше всего кратко рассказать участникам о предстоя­щей работе?

• О чем вы расскажете? Что будет неожиданным?

2. Среда обучения

• Как создать предпосылки успешного обучения участни­ков?

• Какие правила будут способствовать ощущению уверенно­сти участников?

• Как организовать групповое пространство таким образом, чтобы участники чувствовали себя хорошо и в то же время испытывали интерес?

• Как должны располагаться участники?

3. Предпосылки успешного обучения

• Как установить контакт с участниками?

• Как участники смогут познакомиться друг с другом?

• Как способствовать тому, чтобы участники предлагали свои формулировки целей?

• Как предложить группе участвовать в учебном процессе?

• Как добиться атмосферы доверия и открытости в группе?

• Как «привязать» ваши планы к имеющимся у членов груп­пы знаниям?

• Как установить внутреннюю связь с темой?

• Как пробудить любопытство участников и помочь им дос­тичь состояния расслабленного внимания?

4. Погружение в комплексный опыт.

• Какие учебные ситуации, позволяющие участникам глубо­ко погрузиться в опыт, вы планируете?

• Какие учебные ситуации, максимально приближенные
к реальным профессиональным и жизненным ситуациям
участников, вы можете предложить?

• Как вы позаботитесь о том, чтобы участники постоянно на­
ходились в состоянии расслабленного внимания и учи­
лись с удовольствием?

5. Активное оценивание

• Как вы можете помочь участникам лучше понять их опыт?

• Как вы обеспечите достаточную обратную связь?

• Как добиться того, чтобы участники могли связывать но­вые знания со старыми? (Пусть участники обсудят свой учебный опыт друг с другом. Позаботьтесь о партнерской работе, дискуссиях в малых группах, работе в команде и дебатах в группе; дайте участникам возможность попробо­вать себя в роли ведущего или экспертов.)

• Что еще вы можете сделать, чтобы добиться более глубоко­го понимания темы? (Возможно, нужны дополнительные демонстрации: ролевые игры, театральные сценки, экспе­рименты и т. п. Должны ли участники получать дополни­тельную информацию из видеозаписей или книг?)

6. Запоминание

• Запланируйте время для отдыха, чтобы участники могли интегрировать свой опыт, понимание и новое знание.

• Подскажите участникам, как они могут использовать это время для рефлексии. Предложите им сделать записи, помедитировать в тишине, сходить на прогулку или погово­рить с партнером и. т. п.

Дайте участникам возможность упорядочивать, анализиро­вать опыт, например, рисуя картины или создавая «ориен­тировочные карты».

• В ходе длительных игропроцессов, продолжающихся несколько дней, недель можно планировать прогулки, коллективные спортивные игры, экскурсии, походы. (Мозгу нужно время для ассимиля­ции впечатлений и понимания. Позаботьтесь о том, чтобы ваша программа не была слишком плотной, так как стресс несет в себе угрозу для успеха обучения.)

• Используйте ритуалы и церемонии, чтобы отпраздновать успех, организуйте представления, на которых можно в иг­ровой форме поработать с новым знанием.

• Поощряйте обмен мнениями. Стимулируйте позитивную обратную связь.

Функциональная интеграция и перенос в повседневную жизнь

• Дайте участникам возможность демонстрировать новое зна­ние и навыки с помощью ролевых игр, дискуссий и театрализаций.

• Разработайте варианты ситуаций, позволяющих подготовить перенос опыта в личную и профессиональную жизнь участников? (Создайте несколь­ко ситуаций «Как будто...», чтобы участники могли прове­рить результаты своего обучения.)

• Продумайте окончание работы. (Дайте участникам возможность поблагодарить друг друга. Используйте «ритуал завершения». Этим вы помо­жете участникам справиться с чувствами печали и расте­рянности при расставании. Подготовьте их к вступлению в повседневную жизнь, к возвращению домой, в семью, на работу.)

Управление временем в рамках активно-игровой технологии

Для участников и ведущего работа в рамках активно-игровой технологии связано с особенным восприятием временных рамок. Люди начинают по-другому воспри­нимать время, и происходит это прежде всего потому, что изменя­ется внутреннее восприятие в рамках динамичного, насыщенного эмоциями игропроцесса. Чем больший период времени занимает активно-игровая технология, тем сильнее изменяется чувство времени. В связи с этим от­метим некоторые важные моменты:

Акцентирование начала и окончания работы.

При пла­нировании активно-игрвоой технологии необходимо уделять особое внимание ее началу и окончанию. Следует придумать интересное, эмоционально насыщенное начало, которое подчеркива­ло бы переход из однообразной повседневности в более интенсивное время обучения. Некоторые ведущие приносят что-то особое, что соответствует теме занятия: фотографию, музыкальное произведение, куклу, мягкую игрушку, мяч и т. п. Будет правильным, если и завершение технологии обучения станет ярким и впечатляющим. Участники должны вернуться в повседневную жизнь, поняв, что их время было потрачено с пользой. Важно, чтобы они смотрели в будущее с оптимизмом, были уверены, что многое из полученного в процессе активно-игровой технологии можно будет использовать в дальнейшем.

Пунктуальность.

Следует начинать работу и каждый ее этап вовремя. Этим преподаватель показывает, что он человек надежный и ему можно доверять. Рекомендуется на начальном этапе игропроцесса огово­рить время работы и записать его на плакате или на доске.

Опыт и импровизация.

Желательно представить группе свое видение временных рамок активно-игровой технологии в связи с целями обучения. При этом следует обратить внимание участников технологии на временные ограничения, которые не позволяют уделять большее время на отработку практических элементов занятия, нежели предполагатся.

Мини-лекции.

Если преподавателю необходимо предоставить обучающимся какие –либо пояснения, теоретические выкладки, то его монолог не должен продолжаться более 10-20 минут. Следует обозначить окончание теоретической части, предложив участникам сесть свободнее и потянуться, а затем обсудить ус­лышанное.

Перерывы в работе.

За 5-10 минут до окончания этапа игропроцесса можно напомнить участникам о предстоящем перерыве. Это дает им приятное ощущение, что они контролируют вре­мя. Например, можно сказать: «Через пять минут у нас пере­рыв. Вы можете использовать оставшееся время, чтобы поделиться своими мыслями или задать вопросы».

Краткие паузы в работе.

Всегда следует прерывать работу над те­мой, когда уровень энергии в группе снижается. Можно сделать ко­роткий перерыв, предложить упражнения на физическую активность, дать дополнительное время на рефлексию или просто несколько глубоких вдохов.

Дополнительные перерывы.

Втом случае, если преподаватель теряет основную «нить» или не знает, что делать дальше, можно объявить короткий перерыв, во время которого участники смогут подвигаться, а у преподавателя будет возможность упорядочить свои мысли.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...