Слагаемые проблематизации режиссера относительно конструирования и организации активно-игровой технологии
В подготовке активно-игровой технологии можно опираться на предлагаемую схему, включающую восемь факторов, особенно важных при обучении [24]. Опираясь на приведенные ниже факторы возможна оценка каждого из них относительно конкретной активно-игровой технологии. Решающую роль в этой оценке играют ваш собственный опыт и предыдущий опыт участников 1. Предыдущий опыт участников • Что уже знают и умеют участники? • Каким образом вы можете учитывать интересы и опыт участников? • Какие особенности свойственны участникам? • Каковы важнейшие характеристики этой группы? • Как вы можете подготовить участников к учебному процессу (предварительная организация)? • Как лучше всего кратко рассказать участникам о предстоящей работе? • О чем вы расскажете? Что будет неожиданным? 2. Среда обучения • Как создать предпосылки успешного обучения участников? • Какие правила будут способствовать ощущению уверенности участников? • Как организовать групповое пространство таким образом, чтобы участники чувствовали себя хорошо и в то же время испытывали интерес? • Как должны располагаться участники? 3. Предпосылки успешного обучения • Как установить контакт с участниками? • Как участники смогут познакомиться друг с другом? • Как способствовать тому, чтобы участники предлагали свои формулировки целей? • Как предложить группе участвовать в учебном процессе? • Как добиться атмосферы доверия и открытости в группе? • Как «привязать» ваши планы к имеющимся у членов группы знаниям? • Как установить внутреннюю связь с темой? • Как пробудить любопытство участников и помочь им достичь состояния расслабленного внимания?
4. Погружение в комплексный опыт. • Какие учебные ситуации, позволяющие участникам глубоко погрузиться в опыт, вы планируете? • Какие учебные ситуации, максимально приближенные • Как вы позаботитесь о том, чтобы участники постоянно на 5. Активное оценивание • Как вы можете помочь участникам лучше понять их опыт? • Как вы обеспечите достаточную обратную связь? • Как добиться того, чтобы участники могли связывать новые знания со старыми? (Пусть участники обсудят свой учебный опыт друг с другом. Позаботьтесь о партнерской работе, дискуссиях в малых группах, работе в команде и дебатах в группе; дайте участникам возможность попробовать себя в роли ведущего или экспертов.) • Что еще вы можете сделать, чтобы добиться более глубокого понимания темы? (Возможно, нужны дополнительные демонстрации: ролевые игры, театральные сценки, эксперименты и т. п. Должны ли участники получать дополнительную информацию из видеозаписей или книг?) 6. Запоминание • Запланируйте время для отдыха, чтобы участники могли интегрировать свой опыт, понимание и новое знание. • Подскажите участникам, как они могут использовать это время для рефлексии. Предложите им сделать записи, помедитировать в тишине, сходить на прогулку или поговорить с партнером и. т. п. Дайте участникам возможность упорядочивать, анализировать опыт, например, рисуя картины или создавая «ориентировочные карты». • В ходе длительных игропроцессов, продолжающихся несколько дней, недель можно планировать прогулки, коллективные спортивные игры, экскурсии, походы. (Мозгу нужно время для ассимиляции впечатлений и понимания. Позаботьтесь о том, чтобы ваша программа не была слишком плотной, так как стресс несет в себе угрозу для успеха обучения.)
• Используйте ритуалы и церемонии, чтобы отпраздновать успех, организуйте представления, на которых можно в игровой форме поработать с новым знанием. • Поощряйте обмен мнениями. Стимулируйте позитивную обратную связь. Функциональная интеграция и перенос в повседневную жизнь • Дайте участникам возможность демонстрировать новое знание и навыки с помощью ролевых игр, дискуссий и театрализаций. • Разработайте варианты ситуаций, позволяющих подготовить перенос опыта в личную и профессиональную жизнь участников? (Создайте несколько ситуаций «Как будто...», чтобы участники могли проверить результаты своего обучения.) • Продумайте окончание работы. (Дайте участникам возможность поблагодарить друг друга. Используйте «ритуал завершения». Этим вы поможете участникам справиться с чувствами печали и растерянности при расставании. Подготовьте их к вступлению в повседневную жизнь, к возвращению домой, в семью, на работу.) Управление временем в рамках активно-игровой технологии Для участников и ведущего работа в рамках активно-игровой технологии связано с особенным восприятием временных рамок. Люди начинают по-другому воспринимать время, и происходит это прежде всего потому, что изменяется внутреннее восприятие в рамках динамичного, насыщенного эмоциями игропроцесса. Чем больший период времени занимает активно-игровая технология, тем сильнее изменяется чувство времени. В связи с этим отметим некоторые важные моменты: Акцентирование начала и окончания работы. При планировании активно-игрвоой технологии необходимо уделять особое внимание ее началу и окончанию. Следует придумать интересное, эмоционально насыщенное начало, которое подчеркивало бы переход из однообразной повседневности в более интенсивное время обучения. Некоторые ведущие приносят что-то особое, что соответствует теме занятия: фотографию, музыкальное произведение, куклу, мягкую игрушку, мяч и т. п. Будет правильным, если и завершение технологии обучения станет ярким и впечатляющим. Участники должны вернуться в повседневную жизнь, поняв, что их время было потрачено с пользой. Важно, чтобы они смотрели в будущее с оптимизмом, были уверены, что многое из полученного в процессе активно-игровой технологии можно будет использовать в дальнейшем.
Пунктуальность. Следует начинать работу и каждый ее этап вовремя. Этим преподаватель показывает, что он человек надежный и ему можно доверять. Рекомендуется на начальном этапе игропроцесса оговорить время работы и записать его на плакате или на доске. Опыт и импровизация. Желательно представить группе свое видение временных рамок активно-игровой технологии в связи с целями обучения. При этом следует обратить внимание участников технологии на временные ограничения, которые не позволяют уделять большее время на отработку практических элементов занятия, нежели предполагатся. Мини-лекции. Если преподавателю необходимо предоставить обучающимся какие –либо пояснения, теоретические выкладки, то его монолог не должен продолжаться более 10-20 минут. Следует обозначить окончание теоретической части, предложив участникам сесть свободнее и потянуться, а затем обсудить услышанное. Перерывы в работе. За 5-10 минут до окончания этапа игропроцесса можно напомнить участникам о предстоящем перерыве. Это дает им приятное ощущение, что они контролируют время. Например, можно сказать: «Через пять минут у нас перерыв. Вы можете использовать оставшееся время, чтобы поделиться своими мыслями или задать вопросы». Краткие паузы в работе. Всегда следует прерывать работу над темой, когда уровень энергии в группе снижается. Можно сделать короткий перерыв, предложить упражнения на физическую активность, дать дополнительное время на рефлексию или просто несколько глубоких вдохов. Дополнительные перерывы. Втом случае, если преподаватель теряет основную «нить» или не знает, что делать дальше, можно объявить короткий перерыв, во время которого участники смогут подвигаться, а у преподавателя будет возможность упорядочить свои мысли.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|