Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-педагогические основы музыкального воспитания




Детей в семейном социуме

 

С тех пор как существует семья, главной заботой человека является воспитание детей. Семья изменяется вместе с развитием общества, она болеет теми же болезнями и достигает тех же успехов, что и общество. История семьи доказала, что чем совершеннее общество, тем более высокой культуры воспитания оно требует.

Насущные проблемы семьи сегодня концентрируются вокруг основных вопросов семейной педагогики: нравственная позиция родителей, взаимоотношения родителей и детей, совместная деятельность всех членов семьи.

Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни - основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни. Родители, хорошо зная своего ребенка, его характер, увлечения, склонности и найдя нужный подход, могут заинтересовать его музыкой, постепенно обогащая музыкальные впечатления.

«Хорошие родители важнее хороших педагогов». Именно так выразился видный пианист и педагог Генрих Нейгауз, имея в виду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители равнодушны к музыке. Здесь закон строгий и почти не знающий исключений. Потому что именно папы и мамы должны «заразить» ребенка любовью к музыке, проявить интерес к его музыкальным занятиям, правильно организовать эти занятия, наконец, если нужно отвести в музыкальную школу, кружок или студию.

Семья является одной и наиболее важной ступенькой для вхождения маленького ребенка в мир музыки. Именно родители закладывают основы его мировоззрения, морали, эстетических вкусов. Естественность и непринужденность обстановки, совместное слушание музыки, та особая атмосфера, которая создается во время занятий с любимым человеком - все это определяет большие возможности для приобщения ребенка к музыке.

На основании социологических исследований у нас и за рубежом было установлено, что увлечение музыкой у большинства любителей и профессионалов музыкантов начиналось под влиянием музыки.

Иногда родители считают, что музыкальные задатки ребенка развиваются сами собой. Надо только ни во что не вмешиваться и предоставить детям свободу. Отечественные психологи доказали, что это не так. Если задатки специально не развивать, они увядают и гаснут.

Венгерский педагог Дьюлане Михайи говорил: «Нельзя терпеть потерю ни одного ребенка для музыки…» Каждый ребенок с нормальными музыкальными данными располагает также и способностями музыкальными. Способности эти могут развиться, если воспитывать ребенка с детства подходящим способом. Мера этих способностей зависит от врожденных данных, но они подаются совершенствованию.

Д.Б. Кабалевский отмечал: «Главной задачей массового воспитания является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, на их нравственность».

У ребенка мало знаний, опыта, но его эмоциональный мир необыкновенно ярок и сложен. Он обостренно чувствует добро и зло, фальшь и неискренность. Очень важно сохранить в детях эту свежесть и непосредственность чувств.

Известный американский педагог Бенджамин Спок писал: «Каждому ребенку необходимо, чтобы его ласкали, улыбались ему, разговаривали с ним, любили его и были с ним нежны. Дети с неразвитой эмоциональной сферой вырастают холодными и замкнутыми.

Одним из важнейших средств эмоционального развития ребенка становится музыка, для каждого язык эмоций родной. Слушая музыку, пытаясь выразить чувства, охватившие их при этом, немного выдумывая, дети учатся доброте, душевной тонкости. Полезно приобщать ребенка к вспомогательным средствам воздействия: рассказывать сказки, читать книги, рассматривать картинки и т.д.

Музыкальное воспитание в семье имеет свои возможности: слушание радио и телепередач, грампластинок, дисков и магнитофонных записей детских музыкальных сказок, фрагментов классической музыки, обучение детей игре на музыкальных инструментах, самостоятельной музицирование. Слушание музыки обладает большой силой воздействия на детей.

Музыка - большая и серьезная часть жизни, мощное средство духовного обогащения человека, его идейного и нравственного развития. Поэтому немаловажное значение имеет отношение родителей к музыке.

Мы глубоко убеждены, что в семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется культура, развивается музыкальный вкус. Музыкальный вкус определяется отношением к серьезной и легкой музыке, характером предпочтения одного из видов.

В легкой музыке даже серьезные темы выражены в легкой форме и несложными средствами, вследствие чего не требуется подготовки к ее восприятию. Сюда относятся танцевальная музыка и эстрадные песни. Серьезной считается классическая музыка. Она использует многообразные и сложные выразительные средства, удовлетворяет взыскательный музыкальный вкус.

Можно сказать, что зарождающийся музыкальный вкус у детей зависит от музыкального вкуса родителей. Музыка для слушания детям должна быть высокохудожественной, лучшие произведения музыкальной культуры. К музыке для детей вполне подходит определение, которое С.Я. Маршак дал для детской литературы: «Она должна быть написана как для взрослых, но только немного лучше». Методисты рекомендуют, чтобы музыка, которую слушают малыши, отличалась ясной мелодичностью, светлым характером, четкой формой. Ребенок может и должен слушать Чайковского, Бетховена, Моцарта. Надо, чтобы с детства его слух был воспитан на классике, приучен к настоящей, хорошей музыке.

По-настоящему «хорошей» музыкой многие педагоги, музыканты склонны считать, конечно, серьезную музыку. «Хорошей» в том смысле слова, что увлечь можно лишь глубокими мыслями и глубокими чувствами. Развлечь можно чем угодно, любым пустячком, лишь бы он занятно был сделан и «щекотал» нервы.

Д.Б. Кабалевский говорил: «Развлекательная музыка не только развлекает. Она тоже наполняет душу и сознание человека. Она тоже воспитывает его чувства, формирует мировоззрение и его нравственность…Она часто растлевает сознание и калечит души, особенно молодых людей. Когда развлекательной музыки много и тем более, конечно, когда она плохая, она обладает способностью отуплять человеческое сознание…. Все это ведет к девальвации музыки как искусства и как следствие - потере ее могучего, идейного, нравственного влияния на человека, потере ее познавательной и воспитательной силы».

Великолепные исполнители народных песен, прирожденные музыканты, воспитанные на фольклоре, воспроизводящие с неподражаемой легкостью самые трудные народные мелодии, остаются равнодушными к песням Шуберта. Эти песни ничего им не говорят, потому что никто не настроил их музыкальный талант и на другие лады. Любовь к музыке имеет большее значение, чем сама музыка. Это обязательно нужно учитывать и родителям и педагогам. У ребенка должна быть свобода выбора, но для этого должен быть выбор. Если в доме звучит разнообразная хорошая музыка, детские предпочтения будут, по всей вероятности, такими же разнообразными.

В процессе слушания (и, как следствие, музицирование в любой из форм - пение, игра на гитаре, рояле и т.д.) большое место должно быть уделено классической музыке, шедеврам джаза (Эллинготон, Армстронг, Гудмэн, Гершвин) или лучшего рока («Битлз», «Дип перпл», «Пинк флойд», «Джетро талл»). Очень хорошо, если в семье постоянно звучит музыка Моцарта и Бетховена, Глинки и Римского-Корсакова, Шостаковича и Свиридова. Даже если этот процесс будет бессистемным.

Итак, если ребенок живет в семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и классика, и народная музыка, он естественно привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности (активных и более пассивных, нацеленных на непосредственное занятие музыкой и использование ее как фона для другой деятельности). Считаем важным, чтобы родители, создавая музыкально-звуковую среду для своих малышей, учитывали требования доступности и художественности музыкального репертуара.

 

Содержание музыкального воспитания детей дошкольного возраста

 

Нет родителей, которые не желали бы добра своему ребенку. Трудно найти семью, где бы не стремились приобщить детей к художественной культуре. Поэтому практически все родители хотят познакомить своих детей с миром музыки. Однако, чтобы сделать это успешно, с хорошей отдачей, сами родители должны иметь представление хотя бы в общих чертах о том, что входит в содержание музыкального воспитания.

Главная цель музыкального воспитания - это выработка у слушающего способности восприятия музыкально-слуховых образов, через которые человек выражает свое отношение к миру, формирование как бы музыкального видения мира.

Музыкальное восприятие мира не сводится только к умению воспроизводить мелодию или ритм прослушанного произведения. Это восприятие имеет сложную структуру, включающую следующие компоненты: познавательный, эмоциональный и эмоционально-оценочный.

Познавательный процесс - это, с одной стороны, распознавание звуковой структуры произведения (аккорд, тональность, тематические отношения и др.), а с другой стороны - постижение художественного замысла произведения.

Эмоциональный процесс - это переживание чувственного наслаждения от восприятия музыки. Эмоционально - оценочный компонент представляет собой соотнесение своего состояния с тем настроем, который заключен в произведении.

Таким образом, музыкальное восприятие не носит ограниченного слухового характера. Оно включает равно как мыслительные, так и нравственные стороны, а также часто сопровождается включением других модальностей, прежде всего, - зрительных.

Способность адекватного восприятия музыки требует специальной подготовки слушателя и, прежде всего, понимания языка музыки. Язык музыки - это особый язык, непохожий на естественную речь или обыденную игру эмоций. Для того чтобы понять язык музыки, необходимо слушать ее систематически, целенаправленно и многократно обращаться к одному и тому произведению. Процесс обращения к музыке и есть так называемая музыкальная практика. В организации такой практики и состоит одна из задач музыкального воспитания. Правильно понять и оценить музыку может только тот, кто обладает навыками ее слушания, кто уже как бы приобщен к музыке.

Для постижения языка музыки и ее специфики необходимы некоторые предварительные условия, в первую очередь элементарная подготовленность слушателя к ее воспроизведению: музыкальный слух, музыкальная память, музыкальное воображение и устойчивое произвольное внимание. Ведущее место среди этих компонентов принадлежит музыкальному слуху. Он представляет собой необходимейшую предпосылку восприятия музыки, поскольку обеспечивает различение музыкальных звуков по высоте, ритмичным соотношениям, степени громкости, тембру, особенностям формы и т.д.

Музыкальный слух, память и воображение в обиходе зачастую считают полностью врожденными свойствами человека. Это ошибочное мнение. Конечно, люди, различающиеся между собой по своим природным задаткам. Но отсюда вовсе не следует, будто названные свойства будут предопределены от рождения. Когда говорят о ребенке, что у нет музыкального слуха, а поэтому его не стоит учить музыке, совершают двойную ошибку, педагогическую и нравственную: не считаются с выводами современной психологической науки об огромных возможностях развития человеческого слуха посредством упражнения и наносят моральную травму ребенку, вешая на него ярлык неспособного и непригодного.

Вообще при вынесении приговора о «немузыкальности» ребенка необходимо учитывать следующие обстоятельства. К музыкальным данным относят обычно такие компоненты, как музыкально-слуховые представления, ладовое чувство и чувство ритма. Решающим звеном здесь являются музыкально-слуховые представления, т.е. представления о звуковысотных и ритмических соотношениях звуков. Их можно формировать и совершенствовать в процессе обучения. Основная задача здесь – научить ребенка представлять то или иное звуковысотное или ритмическое соотношение звуков «в уме», до того, как они будут пропеты. Далее стоит задача координирования музыкально-слуховых представлений с голосом. Однако эти недостатки можно устранить систематическими занятиями пением, воспитания слухового внимания и самоконтроля, т.е. воспитания сознательного отношения к каждому воспроизводимому звуку.

Другие недостатки оказываются следствием неразвитости голоса. Ребенок не в состоянии повторить мелодию точно не потому, что он ее не слышит и не запоминает, а потому, что его голосовой аппарат не дает ему такой возможности. «Развитие диапазона голоса и слуха, их координация, приобретение навыков владения голосом, наконец, лечение в необходимых случаях, регулярные занятия хоровым пением бывают достаточными средствами для формирования полноценного слуха у детей, ранее считавшимися совершенно немузыкальными».

Совсем немузыкальных детей практически нет. Нет ребенка, который не любил бы слушать, музыку, хотя бы из «мультиков», не узнавал бы знакомый мотив. Музыкальность - это целый комплекс способностей, какие-то из них обязательно присутствуют у ребенка. Встречаются дети, которые хорошо слышат и чувствуют музыку, но плохо поют из-за отсутствия координации между слухом и голосовым аппаратом. Другие ничего не могут спеть, но зато ритмично «произносят» песню, обладают живым и острым ощущением ритма, что тоже является признаком музыкальности. Немузыкальные взрослые - это как раз те дети, способности которых вовремя не выявили и потому загубили.

Проблемой музыкальных способностей занимались многие ученые, в том числе Б.М. Теплов, К.В. Тарасова и другие. Музыкальность, по Теплову, - это «тот компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятия именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, и притом необходим для любого вида музыкальной деятельности».

1. Способность эмоционального переживания и различения ладовых функций - ладовое чувство.

2. Способность произвольного пользования слуховыми представлениями, отражающими движение мелодии. Это уже элемент музыкального слуха, который лежит в основе гармонического. Высокая степень его развития является основой музыкальной памяти и воображения (основой и внутреннего слуха).

3. Способность активного (двигательного) переживания музыки, ощущения эмоциональной выразительности ее ритма, его точного воспроизведения - ритмическое чувство.

В организации музыкального воспитания используются такие средства, как игра, общение, познание, а также учение. В рамках слушания музыки и пения, особенно хорового, реализуется потребность в общении и познании. Ритмичные движения удовлетворяют потребность в игре. Музицирование отвечает сразу нескольким устремлениям ребенка: общению, игре, познанию.

Процесс музыкального воспитания имеет свои конечные итоги, по которым можно судить о его эффективности. Прежде всего, это наличие устойчивого интереса к музыке, что выражается желанием слушать музыкальные произведения, в чтении музыкальной литературы, накапливание музыкальной эрудиции, грамотном оперировании музыкальной терминологией. Еще одним показателем сформированности устойчивого интереса к музыке является стремление к самостоятельной музыкальной деятельности (пению, исполнительству, музицированию).

Совокупным и поэтому более трудным для конкретного определения показателем является избирательный музыкальный вкус. О его наличии свидетельствуют несколько признаков:

- ребенок уже не прибегает к языку - посреднику для выражения своих чувств и эмоциональных состояний при восприятии музыки (т.е. не описывает зрительные впечатления, вызванные музыкой, не прибегает к словесным характеристикам музыкальных произведений такими как прилагательные, в сравнительной степени), а оперирует музыкальной терминологией;

- слушание музыки носит у него активный и избирательный характер;

- наблюдается ощутимое преобладание интереса к серьезной музыке.

Содержание музыкального воспитания в семейном социуме многогранно. Родители, организуя музыкальную деятельность в семье, имеют возможность использовать разнообразные виды и формы совместной музыкальной деятельности. Для успешного осуществления музыкального воспитания в семье считаем важным знание родителей об особенностях развития музыкальных способностей детей.

В работе с родителями педагоги должны обращать их внимание на роль семьи в воспитании детей, начиная с дошкольного детства, привлекая фактический материал, что цель и задачи государства и семьи - формирование личности человека. Дети очень активно осваивают окружающий мир, постигают нормы и отношения общественной жизни. Однако их духовный потенциал еще недостаточно высок для выработки самостоятельных и правильных мнений. Им необходимо руководство взрослых, особенно тех, кто пользуется бесспорным авторитетом и достаточной властью, т.е. в первую очередь - родителей. Им требуется наглядный образец для своего поведения, личный пример отца и матери.

В игре детям нужен умелый и интересный партнер, в общении - активный и увлекательный собеседник, в познании - тактичный и эрудированный руководитель. Воспитатель в детском саду просто физически не в состоянии выполнить такие функции. Это под силу только родителям. Их роль особенно ответственна в первое десятилетие жизни ребенка, поскольку в этот период складываются основные черты характера и свойства личности. Все сказанное относится также и к музыкальному воспитанию. Родители в силах очень многое сделать для приобщения своих детей к миру музыкальной культуры. Но для этого они должны сами обладать «элементарным музыкальным комплексом», который включает: способность переживания музыки, музыкальный слух, чувство ритма, произвольное внимание в восприятии музыки, навыки чтения нот. Родители должны владеть основами музыкальной грамоты, понимать язык музыки, чтобы быть авторитетным в вопросах музыкального воспитания.

Многие взрослые люди, закончившие среднюю школу, где были обязательными уроки пения, плохо или совсем не знакомы с азами музыкальной грамоты, не говоря уже о более сложных явлениях.

Особое место в семейном воспитании принадлежит домашнему музицированию, лучше всего - коллективному. Такое активное освоение музыки в процессе самостоятельной музыкальной деятельности ведет к подлинному восприятию, пониманию и переживанию художественных ценностей.

Итак, музыкальное воспитание - необходимая сторона совершенствования личности, и потому оно стоит самых больших затрат ума, воли и чувств родителей.

1. Музыкальное воспитание является одним из важных факторов формирования личности ребенка, могучим средством воспитания будущего человека. Значимость музыки для ребенка определяется тем, что музыкальная деятельность становится одним из ранних способов познания окружающего мира.

2. Семья является важнейшим институтом первичной музыкальной социализации ребенка. Она играет огромную роль в приобщении ребенка к музыкальной культуре. Все это делает своевременным и актуальным постановку проблемы музыкального воспитания детей в семейном социуме.

3. Музыкальное воспитание детей в семье обусловлено историческим развитием общества, воспитания и образования. Семейное музыкальное воспитание берет свои истоки от народных традиций использования музыки в русской семье. Бытовое музицирование осуществлялось в вокальной и инструментальной форме. С 70-80-х г. ХХ века и по настоящее время в ДОУ используются разнообразные формы сотрудничества с семьей. Сегодня наблюдаются тенденции в поиске разнообразных форм сотрудничества ДОУ и семьи в педагогической науке, в том числе и по вопросам музыкального воспитания.

4. Музыкальное воспитание в семье имеет свои возможности: слушание радио - и телепередач, грампластинок, дисков, магнитофонных записей детских музыкальных сказок, фрагментов классической музыки, обучение детей игре на детских музыкальных инструментах, самостоятельное музицирование, которые способствуют развитию музыкальных способностей детей и формированию их музыкального вкуса и предпочтений.

Вопросы и задания

1. Раскройте значение семейного воспитания как важнейшего средства музы­кального развития детей.

2. Социально-исторический аспект музыкального воспитания детей в семье.

3. Социально-педагогические основы музыкального воспитания детей в семейном социуме.

4. Каковы особенности музыкального воспитания в семье?

5. Охарактеризуйте индивидуальный подход как основной способ музыкаль­ного воспитания ребенка в семье.

6. Проанализируйте структуру взаимосвязи семейного музыкального воспитания с другими воспитательными институтами.

7. Дайте оценку совместной музыкальной деятельности родителей и детей.

8. Составьте музыкальную программу детского семейного праздника.

9. Составьте творческие задания музыкальной викторины для семейного праздника.

10. Определите роль семьи в развитии музыкальных данных ребенка.

11. Назовите объективные показатели музыкальной одаренности детей. Прокомментируйте их.

 

Часть 2

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...