Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика условий для музыкального развития ребенка в семье




 

Первейшей задачей работников дошкольных учреждений является формирование у родителей воспитанников детского сада и других взрослых членов семьи глубокого убеждения в огромной роли семьи в деле воспитания ребенка и возможности каждой семьи участвовать в воспитании детей; убеждения, что только единство семейного и общественного воспитания приведет к должному воспитательному эффекту. Музыкальному педагогу, ведущему работу с семьей по вопросам музыкального воспитания, следует учитывать следующие условия эффективности музыкального воспитания в семье:

- организационные;

- психолого-педагогические;

- педагогические.

Каждая из перечисленных групп включает в себя следующие компоненты:

1. Организационные условия:

- изучение и выявление возможностей семейного воспитания в процессе музыкальной социализации молодого человека;

- наличие у родителей желания и подготовки к организации и проведению музыкального воспитания ребенка;

- наличие традиций музыкального воспитания в семье и создания для этого материального базы, необходимой для его осуществления (музыкальные инструменты, ноты, книги, грамзаписи и т.д.);

- целенаправленная деятельность музыкальных педагогов, обеспечивающих теоретическую, методическую, психолого-педагогическую поддержку детей и родителей в ходе семейных музыкальных занятий;

- создание системы оптимальной взаимосвязи семьи с музыкальной средой.

2. Психолого-педагогические:

- изучение и выявление музыкальных способностей ребенка, его потребностей, умений, которые могут быть развиты, реализованы, сформированы в ходе семейных музыкальных занятий;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка при выборе формы музыкальных занятий, видов музыкальной деятельности;

- создание возможностей для творческого роста ребенка в процессе реализации его музыкальных потребностей, способностей, интересов и умений в музыкальной деятельности;

- построение социально-значимой по своему содержанию музыкально-воспитательной работы в быту;

- обеспечение ребенку его личной значимости в процессе музыкальной занятия;

- развитие субъектной позиции ребенка в процессе восприятия музыки;

- реализация родителями, организаторами музыкального воспитания, собственных личностных качеств в процессе подготовки и проведения музыкальных занятий с детьми.

 

3. Педагогические:

- адекватность содержания домашней музыкальной деятельности интересам ребенка, социальным условиям, возможностям организации воспитательной работы;

- комплексный характер музыкальной деятельности ребенка в семье, соответствующий его возрастным и индивидуальным особенностям, а также воспитательным и развивающим функциям занятий;

- сочетание индивидуальных и групповых форм в процессе организации музыкальных занятий в быту;

- оптимальное соотношение музыкально-педагогического руководства и саморазвития ребенка в процессе бытовой музыкальной деятельности;

- формирование социально ценных мотивов и саморазвития ребенка в процессе организации его музыкальной деятельности;

- создание субъект субъектных отношений между участниками в ходе семейных музыкальных занятий;

- сохранение и развитие членами семьи традиций бытового музицирования.

Соблюдение вышеперечисленных условий обеспечивает эффективность организации музыкального воспитания ребенка. Реализация данных условий непосредственно связана с подготовленностью родителей и музыкальных педагогов к организации воспитательного процесса.

Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развивать у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, формировать у них положительное отношение к ней. Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкального воспитании в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень. Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке, общей культурой.

Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта, часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка. Родители стараются дать детям музыкальное образование, развить их способности. В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с хорошими задатками. К музыке у них отношение лишь как к развлечению.

Вместе с тем в семье имеются все возможности для применения различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность).

Важно, чтобы ребенок постоянно находился в музыкальной среде, с первых дней жизни получая разнообразные и ценные впечатления. Дома ребенок может слушать музыку в профессиональном исполнении (грамзапись, магнитофонная запись).

Среди видов исполнительства наиболее доступны пение и игра на музыкальных инструментах. Во многих семьях есть музыкальные инструменты - игрушки (металлофон, арфа, дудочки). Родители могут обучать игре на этих инструментах, если умеют подбирать мелодию по слуху.

Реже всего в семьях занимаются с детьми музыкальным творчеством. Однако способные дети могут творить спонтанно, «сочинять» музыку во время игр - напевать марш, ритмично стуча солдатиками и, изображая, что они маршируют; петь колыбельную, убаюкивая куклу, импровизировать мелодии на музыкальных инструментах.

Таким образом, мы считаем, что каждая семья имеет возможности осуществлять музыкальное воспитание детей через создание высокохудожественной музыкальной среды в семейном социуме. Если ребенок посещает детский сад, то «двойное» музыкальное образование позволяет успешнее развивать его музыкальные способности, формировать основы музыкальной культуры. Педагог в своей работе должен учитывать специфику каждой семьи, ориентироваться на различные условия, в которых воспитываются дети, на их домашнее музыкальное окружение.

Рассмотрим условия для музыкального развития дошкольников в семье.

Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Большинство детей до 3 лет не посещают до­школьные учреждения. Поэтому родители, взяв на себя ответст­венную роль педагога, должны помнить, что этот период чрезвы­чайно важен для последующего развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музы­ке, сформировать у них положительное к ней отношение. Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкального воспитания в семье, понимать значение музыкального вос­питания, повышать свой собственный культурный уровень.

Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденны­ми музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традиция­ми, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой.

Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и класси­ческой музыке, профессии музыканта, часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком. Родители, понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование, развить их способности.

В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспита­нием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьез­ной» музыке его родители безразличны.

Вместе с тем в семье имеются все возможности для примене­ния различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная дея­тельность). В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспи­танием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, форми­руется музыкальная культура. Дома ребенок может слушать музы­ку по своему желанию в профессиональном исполнении и качест­венном звучании (грамзапись, магнитофонная запись).

Среди видов исполнительства наиболее доступны пение и игра на музыкальных инструментах. Ребенок без специальных занятий способен усвоить песни, которые он слышит. Игра на фортепиано требует профессионального обучения. Во многих семьях есть музы­кальные инструменты-игрушки (металлофон, ксилофон, арфа, дудочка). Родители могут обучать детей игре на этих инструмен­тах, если сами умеют подбирать мелодию по слуху. Иначе дети будут видеть в этих инструментах лишь игрушки, предназначенные только для забавы.

Реже всего в семьях занимаются с детьми музыкальным твор­чеством, за исключением семей профессиональных музыкантов. Однако способные дети могут творить спонтанно, «сочинять» музы­ку во время игр — напевать марш, ритмично стуча солдатиками и изображая, что они маршируют; петь колыбельную, убаюкивая куклу; импровизировать мелодии на фортепиано, детских музы­кальных инструментах.

Музыкально-образовательной деятельностью в семье занима­ются в основном дети, которые обучаются игре на музыкальном инструменте. Большинство же дошкольников получают музыкаль­ные знания стихийно, без какой-либо системы.

Таким образом, в семье дети получают различное музыкальное воспитание. Если ребенок посещает детский сад, то «двойное» музыкальное образование позволяет успешнее развивать его музыкальные способности, формировать основы музыкальной культуры.

Педагог в своей работе должен учитывать специфику каждой семьи, ориентироваться на различные условия, в которых воспиты­ваются дети, на их домашнее музыкальное окружение.

Рассмотрим задачи музыкального воспитания детей в условиях семьи.

Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспита­ния детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреж­дении, а именно:

- обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатле­ниями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего наро­да, сформировать основы музыкальной культуры;

- развить музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности (восприятие, испол­нительство, творчество, музыкально-образовательная деятель­ность);

- способствовать общему развитию детей средствами музыки.

Если ребенок музыкально одарен, то уже в дошкольном воз­расте необходимо заложить основы для будущего профессиональ­ного обучения.

Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стре­мятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.

Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, ее общекультурного уровня. Для развития музыкальных способ­ностей детей, формирования основ музыкальной культуры необхо­димо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа. Если ребенок слышит народные мелодии с ран­него детства, он, естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребенку важно прочувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт ее восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться восприни­мать и старинную, и современную музыку, как «взрослую», так и написанную специально для детей.

Для слушания следует отбирать произведения, в которых вы­ражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестров­кой (пьесы Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, П.И. Чайков­ского) и более скромная по выразительным средствам, но вызыва­ющая чувство восхищения старинная музыка А. Вивальди, И.С. Баха, В.А. Моцарта.

Основные педагогические методы (наглядный, словесный, пра­ктический) применимы и в музыкальном семейном воспитании.

Наглядно-слуховой метод - основной метод музыкального воспитания. Если ребенок растет в семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и классика и народная музыка, он, естественно, привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности (активных и более пассивных, нацеленных на непосредственное занятие музыкой и ис­пользование ее как фона для другой деятельности).

Наглядно-зрительный метод в семейном воспитании имеет свои преимущества. В детском саду для работы с детьми исполь­зуются обычно крупные по размеру репродукции картин, иллюст­рации, качество которых не всегда высоко. Дома же имеется воз­можность показать детям книги с репродукциями картин, расска­зывая об эпохе, когда была сочинена музыка, народных традици­ях, обрядах, познакомить их с изображениями предметов быта, одежды. Рассматривание репродукций картин, соответствующих по настроению звучащей музыке, обогащает представления детей об искусстве.

Словесный метод также очень важен. Краткие беседу о музы­ке, реплики взрослого помогают ребенку настроиться на ее вос­приятие, поддерживают возникший интерес. Во время слушания взрослый может обратить внимание ребенка на смену настроений, на изменения в звучании (как нежно и печально поет скрипка, а теперь тревожно и сумрачно зазвучала виолончель, как сверкают и переливаются звуки челесты, треугольника, как грустно звучит мелодия).

Практический метод (обучение игре на музыкальных инстру­ментах, пению, музыкально-ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества.

Успешность применения всех этих методов зависит от общекультурного и музыкального уровня взрослых, их педагогических знаний и способностей, терпения, желания заинтересовать детей музыкой.

Иногда родители, стремясь, чтобы их ребенок достиг непремен­но наивысших результатов (например, в игре на музыкальном инструменте), насильно заставляют его подолгу заниматься, часа­ми играть упражнения. Если же малыш не справляется с задания­ми, его наказывают. Любой насильственный метод неприемлем в воспитании, тем более на занятиях искусством.

К сожалению, некоторые учителя музыкальных школ, занима­ясь с маленькими детьми, допускают излишнюю строгость, требо­вательность, не учитывая желаний и возможностей ребенка. Это часто приводит к тому, что даже одаренные дети теряют интерес к музыкальным занятиям, а иногда и к музыке вообще. У ребят надолго закрепляются отрицательные эмоции, полученные во вре­мя учебы, которые порождают затем негативное отношение к му­зыке.

Педагог должен суметь убедить родителей, что только заинте­ресованностью можно добиться успеха в музыкальном развитии детей. Нужно широко использовать игровые ситуации, соблюдать меру в занятиях, следить, чтобы дети не переутомились, не начали скучать. Необходимо учитывать, что дошкольники не в состоянии подолгу заниматься одним делом, требуется смена музыкальной деятельности, применение разных ее видов, наглядности.

Известно, что заинтересовать детей чем-либо взрослый может только когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отно­шение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый прояв­ляет равнодушие, оно передается и малышам. Поэтому очень важ­на культура общения взрослого с детьми.

Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит инди­видуально. Ребенок должен чувствовать себя защищенным, люби­мым, находиться в насыщенном положительными эмоциями окру­жении.

Консультируя родителей, педагогу-музыканту дошкольного уч­реждения необходимо рассказывать об опыте музыкального вос­питания, накопленном ребенком в детском саду, чтобы они могли использовать его дома, давать рекомендации по применению до­ступных и эффективных методов и приемов музыкального воспита­ния детей в семье.

Музыка в семье может использоваться как в виде занятий с детьми, так и в более свободных формах - как развлечение, само­стоятельное музицирование детей, она может звучать и фоном для другой деятельности. В занятиях с детьми роль взрослого (родителей или педагога) активна - это совместное слушание музыки, совместное музицирование (пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения, игры с му­зыкой).

К менее активным формам руководства взрослого относятся слушание грамзаписей музыкальных сказок, музыки к мультфиль­мам, самостоятельное музицирование детей. Взрослый может вмешиваться в эту деятельность, лишь чтобы помочь ребенку - перевернуть пластинку, подобрать мелодию и т. д. Ребенок должен чувствовать, что ему всегда окажут поддержку, уделят внимание.

Более свободная форма музыкальной деятельности - слуша­ние музыки одновременно с другой деятельностью (тихими играми, рисованием). Восприятие музыки в таком случае может быть фрагментарным. Музыка звучит фоном для других занятий. Но и такое восприятие, свободное, не сопровождающееся беседой, по­лезно для развития и обогащения музыкальных впечатлений до­школьников, накопления слухового опыта. Рекомендуется исполь­зовать такое слушание музыки и с маленькими детьми, чтобы они привыкали к интонациям различной по стилям музыки.

Музыка может звучать и во время утренней гимнастики. В этом случае нужно подбирать легкие, танцевальные, ритмичные мелодии. Таким образом, семейное музыкальное воспитание очень важ­но для разностороннего развития детей. И родители должны стре­миться наиболее полно использовать его возможности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...