Таким образом, музыкальное воспитание детей дошкольного возраста в семье формирует и развивает личность детей, оказывает огромное влияние на все стороны их развития.
1.2. Социально-исторический аспект музыкального воспитания детей в семье
«Еще мне не было двух лет, как я уже хорошо различал все мелодии, которые пела мне мать; затем трех или четырех лет я отлично бил в игрушечный барабан в такт, когда отец игра на фортепиано… Я часто певал с ним вместе; затем и сам начал подбирать на фортепиано слышанные от него пьесы с гармонией», - вспоминает Н.А.Римский- Корсаков. Этот пример, - лучшая иллюстрация того, сколь благотворны были в России традиции «домашнего музицирования». Практически у всех людей знакомство с музыкальным искусством - будь то пение, танец или игра на инструменте - начиналось в семье. Из поколения в поколение души людей питал фольклор, заменявший крестьянину оперу или симфонические оркестры. Дети, услышав первые колыбельные, подрастая, вскоре сами начинали петь веснянки, колядки, запевки, считалки, слушали пение взрослых. Слушали, как звучали егорьевские песни на первый выгон скота, как «музыкально» плакали на могилах. И не было для крестьянских детей лучшего учителя музыки, чем сами народная песня и обряд. А путь к ним начинался в избе, от песен и причетов бабушки. К середине XIX века зародились традиции русской национальной композиторской школы, музыкального театра, меценатства, прогрессирующих эстетических и педагогических идей в обществе. Последнее получило активное распространение в широких слоях населения через постоянно развивающуюся периодическую музыкальную печать, книгоиздательство. Впервые в это время в России была высказана мысль о важнейшем влиянии окружающей среды на формирование ребенка, получившая впоследствии реализацию в разнообразных социальных явлениях музыкальной жизни общества.
Уже в начале ХХ века в России сложились разнообразные устойчивые музыкальные традиции. Они представляли собой совокупность социальных музыкальных явлений, которые редко существовали изолированно, чаще в различных сочетаниях, образуя музыкальную среду русского народа. Некоторые направления музыкальных традиций были связаны с развитием культовой музыкальной деятельности, народными вокальными и инструментальными формами, бытового музицирования, эффективной формой передачи народных музыкальных традиций из поколения в поколение. Одной из устойчивых традиций было использование музыки в русской семье, которое представляло собой явление весьма развитое и свидетельствовало о высоком уровне народа. Среди народных масс бытовое музицирование осуществлялось в основном в вокальной и инструментальной форме. Народ, не знавший музыкальной грамоты, тем не менее, сохранял традиции семейного музицирования по слуху и обучение игре на музыкальных инструментах на основе подражательности. Устным путем развивались народно-певческие традиции. В еще не столь далекие времена, когда музыкальная культура была неотъемлемой частью признанной обществом духовных ценностей, дети, несмотря на разницу сословий, получали богатые, разнообразные впечатления. В быту ребенок слушал колыбельные песни матери, народную музыку, среди которой рос. Все народные праздники, обряды сопровождались пением, танцами, звучанием народных инструментов. В обеспеченных семьях дети могли часто слушать музыку в исполнении членов семьи, коллективное домашнее музицирование было широко распространено. Детей тоже обучали игре на музыкальных инструментах. Большое влияние на формирование начальной музыкальной культуры оказывала религия. С детства ребенок слушал музыку в церкви во время торжественной, величественной службы, в атмосфере всеобщего влияния. Эмоциональные впечатления от музыки углублялись и усиливались самим таинством духовности, которую проповедовала церковь. Поэтому, несмотря на отсутствие в те времена радио, телевидения, а может быть, и благодаря этому, ребенок получал эстетически ценные музыкальные впечатления.
Имущие слои населения первоначально пренебрежительно относились не только к русским народным инструментам, но и к домашнему музицированию, считая его уделом простых людей. Однако постепенно в обществе стали преобладать более демократические взгляды на домашнее музицирование и на музыкальное воспитание детей. Просветительские идеи Н.И. Новикова, А.Н. Радищева, В.Ф. Одоевского, В.Г. Белинского и др., их претворение в жизнь для передовых людей России стали задачей первостепенной важности. Развитие разнообразных форм домашнего музицирования, целенаправленное музыкальное воспитание в русской семье стало возможным в результате того, что у родителей под влиянием прогрессивных демократических идей, народно-педагогических традиций, развития музыкальной среды активно формировалось понимание значимости музыкального развития человека, позволявшее осуществлять домашнее музыкальное воспитание своих детей. В ходе семейного воспитания родители использовали традиции музыкальной среды, интерпретируя их для домашних условий с учетом возраста и индивидуального развития ребенка, осуществляя выбор музыкальных и педагогических средств для достижения гуманной цели. Немаловажным обстоятельством развития бытовых музыкальных традиций было то, что в семьях имущих слоев населения значительную роль в воспитании детей выполняли домашние музыкальные педагоги. В семьях же простых людей воспитательные функции выполняли сами родители и другие взрослые члены семьи, общины, используя при этом богатый арсенал народной педагогики. В 1917 году произошли значительные изменения в политической, социальной, культурной жизни России, оказавшие решающее воздействие на формирование новой музыкальной среды. Нравственная направленность русского домашнего воспитания всегда была обусловлена традиционным отношением любви к ребенку, стремлением дать ему разностороннее музыкальное образование. Однако в советское время эти традиции не носили поступательный, последовательный характер своего развития. Это было связано с радикальным изменением политики государства, в идеологии, в образовании, культуре, социальной работе.
В педагогической теории с 1917 года широко обсуждалась идея замены семейного воспитания общественным, что было связано с влиянием и распространением в то время мнения об отмирании семьи при новом общественном строе (Е.Ф. Арманд, А.И. Коллонтай), об обобществлении всех сторон семейного быта (Ю. Ларин, С.А. Собсович). Данные мысли высказывались на I Всероссийском съезде деятелей по охране детства в феврале 1919 г., I партийном совещании по народному образованию в декабре 1920 г. - январе 1921 г. Поддерживались они как руководителями народного образования (Г.Ф. Гринько, Д. А. Лазуркин), так и некоторыми педагогами (К.И. Корниловым, В.Н. Шульгиным). Несмотря на это, прогрессивные ученые - педагоги и деятели образования (Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий) проводили в жизнь идеи о незаменимости семейного воспитания, о необходимости тесного сотрудничества школы и семьи при доминирующей роли первой. Однако ни школа, ни другое образовательно-воспитательное учреждение не выполнили и не могли выполнить воспитательной функции семьи. Это привело к тому, что воспитание ребенка в семье стало приобретать стихийный характер, все больше отдаляясь от традиционного семейного воспитания. А отсюда чаще стали возникать ситуации педагогической запущенности детей, неконтролируемости их музыкального воспитания в домашних условиях. При этом родители не всегда использовали традиции музыкального семейного воспитания ребенка в семьях предшествующих поколений, часто отказывались от активной роли собственного участия в воспитательном процессе, не были помощниками музыкального педагогического образовательного учреждения. Бытовое музицирование взрослых и детей в его развитой форме сохранилось лишь в некоторой части семей отечественной интеллигенции, а также в среде русских эмигрантов.
Как система пропаганды педагогических знаний, в 70-е, 80-е годы XX века существовал педагогический всеобуч для родителей, целью которого было повышение уровня педагогической культуры родителей. Следует отметить, что в настоящее время ведущая роль в распространении педагогических знаний принадлежит средствам массовой информации, но все же они не могут заменить живого, непосредственного общения педагога с родителями. Поэтому и на современном этапе так остро стоит вопрос о сотрудничестве детского сада и семьи по различным вопросам. В том числе и по вопросам музыкального семейного воспитания, которому уделяется внимание, хотя, на наш взгляд, оно недостаточно. Ряд авторов, такие как Карташев Н.В., Мадорский Л.Р., Костина Э.П., Воробьева Т.А., Радынова О.П. занимаются теоретическим обоснованием проблемы музыкального воспитания детей в семье, раскрывая его значение в формировании основ музыкальной культуры личности ребенка. Таким образом, музыкальное воспитание детей в семейном социуме исторически обусловлено той эпохой, в которой оно осуществляется.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|