Акмеологические задачи и задания как средство формирования акмеологической компетентности кадров управления.
⇐ ПредыдущаяСтр 26 из 26 (II группа акмеологичности, коэффициент – 0,45)
Акмеологические задачи и задания являются одним из основных средств формирования акмеологической компетентности кадров управления. Специфика формирования акмеологической компетентности кадров управления в процессе повышения квалификации определяет необходимость разработки минимума акмеологических задач, а также программ эвристико-алгоритмических предписаний. При этом выделяются следующие группы учебно-познавательных акмеологических задач: методологические, теоретические, методические, а также практические. Методологические задачи способствуют формированию общего акмеологического подхода, общего способа самопознания и самосовершенствования. Теоретические задачи направлены на выявление закономерностей, механизмов, условий и факторов, содействующих саморазвитию человека и его высоким достижениям в различных сферах жизнедеятельности. Методические задачи способствуют овладению гуманитарными технологиями, которые оптимизируют движение человека к акме. Практические задачи способствуют реализации поставленных целей в области саморазвития. В каждую из групп включаются задачи и задания четырех типов: логико-поисковьие, познавательно-поисковые, исследовательские, творческие. Включение логико-поисковых задач в систему определяется, прежде всего, недостаточной логической подготовкой кадров управления. Логико-поисковьие задачи необходимы еще и потому, что использование эвристико-алгоритмических предписаний в обучении приводит к необходимости усиления предварительной логической подготовки. Под логико-поисковыми задачами понимаются такие задачи, которые для своего решения требуют определенной совокупности действий, направленных на применение логических операций или логических законов и связанных определенной последовательностью.
Второй тип задач — познавательно-поисковые задачи. Познавательная задача в самом общем смысле — это задача совершенствования знаний человека, решающего задачу. Наиболее обоснованными представляются классификации познавательных задач, построенные в соответствии с целями обучения (формирований, умений, навыков, развитие творческих способностей и познавательной самостоятельности. Под познавательно-поисковыми задачами понимаются такие задачи, в результате решения которых слушатель на основе известных ему знаний и способов решения добывает новые для него знания или способы решения. К третьему типу задач и заданий относятся собственно исследовательские задачи и задания. К исследовательскими задачами и заданиями отросятся такие, в ходе выполнения которых слушатели, решая познавательные проблемы, используют известные им и осваивают новые методы и приемы научных исследований и в результате приходят к самостоятельным выводам, представляющим интерес для теории и практики обучения. Под творческими задачами понимаются задачи, в ходе решения которых у слушателя формируется система знаний, умений и интеллектуальных качеств, характерных для творческой ориентации личности. При разработке системы задач и заданий для самостоятельной работы с целью подготовки слушателей к творческому решению самообразовательных и саморазвивающих задач необходимо учитывать: психологическую структуру дидактической деятельности; специфику изучаемого предмета и необходимый минимум проблемно-содержательных задач курса; специфику профессиональной деятельности слушателей; типы самостоятельных работ: репродуктивный, репродуктивно творческий, творческий; познавательно-поисковую сложность выполнения задач, корректируемую и усиливаемо за счет углубления содержания и изменения методов, способов руководства; взаимосвязь задач между собой; активизацию мыслительной деятельности; развитие творческих возможностей; возможности дифференциации в обучении; объективные способы контроля и самоконтроля (задачи-тесты).
Существует следующий комплекс процедур, отражающих алгоритмическую сторону решения любой задачи: - ознакомление с задачей и поиск идеи решения; - составление плана решения задачи; - реализация общей стратегии решения задачи; - анализ и оценка решения задачи; -отнесение полученного результата в общую структуру акмеологической компетентности. Каждый вид процедуры включает следующие операции: ориентирование; планирование; исполнение; контроль; самоконтроль. Творческое решение познавательно-поисковых задач характеризуется следующими показателями: 1) правильность решения; 2) выдвижение нескольких способов решения; З) выбор оптимального из предложенных решений; 4) владение способами творческой деятельности; 5) разработку новых знаний для последующего поиска способа решения. Творческое решение исследовательских задач характеризуется следующими показателями: 1) правильность решения; 2) постановка гипотезы и системы задач; 3) владение методами и технологиями исследования проблемы; 4) выбор оптимального из методов; 5) интерпретация полученных результатов; б) разработка перспектив дальнейших исследований.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Анисимов О.С. Стратегии и стратегическое мышление. М.: Агро-Вестник, 1999. – 605 с. 2. Балаев А.А. Активные методы обучения. – М.: Профиздат, 1986. – 96 с. 3. Бельчиков Я.М., Бернштейн М.М. Деловые игры. – Рига: Авотс, 1989. – 304 с. 4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – СПб: Лениздат, 1992. – 400 с. 5. Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. – М.: Знание, 1969. – 48 с. 6. Боголюбов, В.И. Принципы конструирования педагогических. Пермь – 54 с. 7. Большаков В.Ю. Психотренинг: социодинамика, игры, упражнения – СПб: Изд-во «Социально-психологический центр», 1996. – 384 с.
8. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.- 146 с. 9. Брэдлик У. Менеджмент в организации.- М.: «ИНФРА-М», 1997. 10. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие / А.А. Вербицкий. – М.: Высш. шк., 1991. – 207 с. 11. Вишнякова С.М.Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.,1999, 528 с. 12. Деркач А.А. Акмеологические технологии диагностики и актуализации личностно-профессионального роста. – М.: Изд-во РАГС, 2001. – 541 с. 13. Деркач А.А., Маркова, А.К. Профессиограмма госслужащего – М., 2000. 14. Деркач А.А., Ситников А.П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: Социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии, Вып.1-2. – М.: Луч, 1993. – 72 с. 15. Кириченко А.В. Современные психологические технологии влияния на личность в профессиональных целях. – М.:Тесей, 2003. – 224 с., 16. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). – Рига: НЦП "Эксперимент", 1995 – 176 с. 17. Князев А.М., Лопатинская В.В. Игровые формы и методы в работе преподавателя: Учебное пособие. – М.: ИПКРТР, 2003. –92 с. 18. Князев А.М. Активно-игровое обучение в подготовке военных кадров регулярной армии России. – М.: Академия ФПС России, 2002. –128 с. 19. Князев А.М. Основы активно-игрового обучения. – М.:РАГС, 2006. – 164 с. 20. Князев А.М., Одинцова, И.В. Системные деловые игры в образовании. – М: Изд-во РАГС, 2006. – 154 с. 21. Князев А.М., Одинцова И.В. Акмеологические технологии активно-игрового обучения. – М.: РАГС. – 227 с. 22. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756 –р. 23. Мардахаев Л.В. Основы социально-педагогической технологии. - Рязань, 1999. – 47 с. 24. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996. 25. Маркова С.М. Системный подход к проектированию целостного педагогического процесса. – Н.Новгород: ВГИПА – 41 с.
26. Неверкович С.Д. Игровые методы подготовки. – М.: Высш. Шк., 1995. – 207 с. 27. Организация, формы и методы проведения учебных занятий и самостоятельной работы: требования, условия, механизмы: Учебно-методическое пособие / под ред. Н.А.Волгина, Ю.Г. Одегова. – М., 2004, 88 с. 28. Пави П. Словарь театра: пер. с фр. – М.: Прогресс. 1991. 29. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник. – М.: Профиздат, 1991. 30. Проблемное обучение в системе общественно-государственной подготовки личного состава / под ред. Климова С.Н. – М., 1999. 31. Прутченков А.С. Учимся и учим, играя. (Игровая технология экономического воспитания школьников. – М.: МПА, 1997. – 320 с. 32. Ситников А.П. Акмеологический тренинг. – М.: Технологическая школа бизнеса, 1996. – 428 с. 33. Ситников А.П. Современные прикладные психотехнологии: процесс и язык коммуникации. – М.: РАУ. Политологический центр, 1992. 34. Смирнов Е.Н. Структура и временная организация игры // Игровое моделирование: методология и практика. - Новосибирск: Наука, 1987. 35. Смолкин А.М. Методы активного обучения. – М.: Высшая школа, 1991. – 176 с. 36. Станиславский К.С. Начало сезона // Статьи, речи, беседы, письма / Сост. Г. Кристи, Н. Чушкин. – М., 1953. – С. – 194 – 195. 37. Станиславский К.С. Работа актера над собой // Собр. соч.: В 8 т. – Т.2. – С. 388 – 389. 38. Степнова Л.А. Развитие аутопсихологический компетентности: овладение акмеологическими технологиями: Учебное пособие. – М.: Изд-во РАГС, 2001. 39. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М., 2001. 40. Суслова Е.А. Акмеологическая модель диагностики профессиональной и личностной компетентности.//Личностно-профессиональная компетентность государственных служащих: акмеологический подход.//Под. Ред. А.А.Деркача – М.:РАГС, 2005. 41. Фейгенберг И.М.. Проблемные ситуации и развитие личности. – М.: Знание, 1981 42. Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. Пер с нем. - М.: Генезис, 2003. –272 с. 43. Фопель К. Эффективный воркшоп. Динамическое обучение. Пер. с нем. – М.: генезис. 2203. 44. Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий / Пер. с нидерл. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 352 с. 45. Холл М. Игры, в которые играют аулы бизнеса. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 336 с. 46. Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр. – М.: Высшая школа, 1991. – 320 с. 47. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978. 48. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.
[1] Большой психологический словарь.//Под ред. Б.Г.Мещеряковой, В.П.Зинченко. – СПб, 2006. – С.557.
[2] Там же. – С.320-321. [3] McClelland, D.C. Testing for competence rather than for intelligence, American Psychologist, 1973., 28, 1-14.
[4] Проблемы качества образования. Книга 2. Ключевые социальные компетентности студента\\Материалы XIV Всероссийского совещания. – М.; Уфа: Исслед. центр проблем кач-ва подг. спец-тов, 2004. – С.10. [5] Современный словарь иностранных слов:\Изд-во «Рус. яз.». – М.:Рус. яз., 1993. – С.295. [6] Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996. – С. 35-36. [7] Hutmacher Walo. Key competencies for Europe\\Report of the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) a \\Secondary Edication for Europe, Strasburg, 1997. [8] Цит. по: Суслова Е.А. Акмеологическая модель диагностики профессиональной и личностной компетентности.//Личностно-профессиональная компетентность государственных служащих: акмеологический подход.//Под. Ред. А.А.Деркача – М.:РАГС, 2005. – С.42-43. [9] Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М., 2001. [10] Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996. – С.41-48. [11] Компетентность и проблемы её формирования в системе непрерывного образования в системе непрерывного образования (школа – вуз – послевузовское образование) (науч. ред. проф. И.А.Зимняя. //Материалы XVI научно-методической конференции «Актуальные проблемы качества образования и пути их решения». – М.:Исслед. центр проблем качества п-ки специалистов, 2006. – С.9. [12] Там же. – С.14. [13] Новое качество высшего образования в современной России (содержание, механизмы реализации, долгосрочные и ближайшие перспективы). Концептуально-программный подход//Труды Исследовательского центра./Под научной редакцией Н.А. Селезневой и А.И. Субетто. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1995. – С.29-33.
[14] Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие/Под ред. Н.В. Кузьминой. – Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1980. – С.58. [15] Не является неизменным и может дорабатываться в связи с оцениваемой компонентной структурой компетентности. [16] Там же.- С.14.
[17] Цит. по: Основы педагогического мастерства: Учеб. Пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / Под ред. И.А. Зязюна. – М.: Просвещение, 1989.- 302 с. – С. 51. [18] Станиславский К.С. Начало сезона // Статьи, речи, беседы, письма / Сост. Г. Кристи, Н. Чушкин. – М., 1953. – С. – 194 – 195. [19] Там же. – С. 195. [20] Станиславский К.С. Работа актера над собой // Собр. соч.: В 8 т. – Т.2. – С. 388 – 389. [21] Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.- 146 с. [22] Цит. по кн. В помощь семье и школе. Педагогическая академия в очерках и монографиях. - М., 1911 С 185. [23] Фопель К. эффективный воркшоп. Динамическое обучение. Пер. с нем. – М.6 генезис. 2203.- С.55-56. [24] Фопель К. Эффективный воркшоп. Динамическое обучение. Пер. с нем. – М.6 генезис. 2203.- С.62-65.
[25] Пави П. Словарь театра6 пер. с фр. – М.: Прогресс. 1991. – С.337. [26] Брэдлик У. Менеджмент в организации.- М.: «ИНФРА-М», 1997.- С.106. [27] Брэдлик У. Менеджмент в организации.- М.: «ИНФРА-М», 1997.- С.291 [28] Кларин М.В. Дидактическая игра // Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х томах/ Гл. Ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993: Т.1: А – М.- 1993. – С. 269 – 271. [29]Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник. – М.: Профиздат, 1991. – С. 14.
[31] Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). – Рига: НЦП "Эксперимент", 1995 – 176 с. [32] Бельчиков Я.М., Бернштейн М.М. Деловые игры. – Рига: Авотс, 1989. – 304 с. [33] Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред.Б.М. Бим-Бад. – М., 2002, 528 с. [34] Вишнякова С.М.Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.,1999, 528 с. [35] Организация, формы и методы проведения учебных занятий и самостоятельной работы: требования, условия, механизмы: Учебно-методическое пособие / под ред. Н.А.Волгина, Ю.Г. Одегова. – М., 2004, 88 с. [36] Проблемное обучение в системе общественно-государственной подготовки личного состава / под ред. Климова С.Н. – М., 1999. [37] Фейгенберг И.М.. Проблемные ситуации и развитие личности. – М.: Знание, 1981 [38] Балаев А.А. Активные методы обучения. – М.: Профиздат, 1986. – 96 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|