Другие типы переноса значения
Расширениезначения слова – это переход от видового понятия к родовому; происходит устранение некоторых дифференциальных сем, выражающих в значении слова уточнения идеографического, стилистического или эмоционального характера. Например: panier первоначально означало корзину для хлеба, в настоящее время “любая корзина” (включая баскетбольную); arriver – исходное значение: достигнуть берега (rive), производное значение “приезжать”. Сужение значение слова – это переход от родового понятия к видовому; происходит включение в семантему идеографического, стилистического или эмоционального компонента. Например, глагол labourer означал первоначально “работать вообще”, в настоящее время данный глагол означает “возделывать землю” (labourer la terre), существительное viande (vivere = vivre) означало любую пищу, в настоящее время: мясо животных. Пейоративное значение слова (уничижительное, sens péjoratif) образуется путем включения в семантему отрицательной эмоционально-оценочной коннотации. Например, стилистически нейтральное слово garce (женский род от gars) приобрело пейоративное значение. Мелиоративное значение слова (amélioratif) образуется путем включения положительной экспрессивно-оценочной коннотации. Например, лексема fortune изначально имела нейтральное значение “судьба”, в настоящее время fortune имеет значение “фортуна, счастье, удача”. Эвфемизмы, гиперболы, литоты. Самостоятельно разобрать и сделать конспект: Lopatnikova N.N., Movchovitch N.A. Lexicologie du français moderne. M., 2001. §§ 27, 28. При составлении конспекта обратите внимание на дефиниции явлений и механизм семантических трансформаций. ЛИТЕРАТУРА
ВОПРОСЫ, ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ
amer ® goût, reproche, regret, ironie; aveugle ® foi, passion, homme, dévouement; sourd ® colère, bruit, homme, irritation; noir ® film, marché, chagrin, couleur.
ТЕСТ 4
а) лингвистические и социальные б) лингвистические и экстралингвистические в) лингвистические и исторические
а) полисемия б) омонимия в) синонимия
а) антонимия б) омонимия в) полисемия
а) синонимия и полисемия б) метафора и метонимия в) омонимия и метонимия
а) названиях животных б) названиях неодушевленных предметов в) ассоциациях, связанных с ощущениями
а) названиях животных б) названиях частей тела человека в) географических понятиях
а) отношений действия и результата б) отношений содержащего и содержимого в) отношений части и целого
а) le cœur de l’hiver б) acheter une citroën в) boire du beaujolais
а) un accueil glacial б) un silence glacial в) un vent glacial
а) une méditation profonde б) un puits profond в) une cave profonde ТЕМА 5 СЛОВООБРАЗОВАНИЕ После изучения темы вы сможете:
ПЛАН
ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА Основные понятия теории словообразования Словообразование – раздел языкознания, изучающий разнообразные аспекты создания, классификации и функционирования производных лексических единиц. Словообразование обеспечивает процесс номинации и является одним из основных средств обогащения словаря (наряду с семантическими трансформациями и заимствованиями).
Традиционно словообразование рассматривалось как особая часть морфологии (К. Нюроп) или лексикологии (Ж. Пикош), что объясняется промежуточным положением словообразования между морфологией и лексикой. Связь словообразования с синтаксисом отражена в работах А. Гильбера и Ж. Дюбуа (morpho-syntaxe). Разграничение понятий “словоизменение” и “словообразование” – одна из сложных задач современной лингвистики. Сложность системы словообразования обусловлена рядом фактором: 1) тесными связями с другими уровнями языка; 2) большим количеством и разнообразием строевых единиц (морфем); 3) сложностью теоретических понятий, входящих в словообразовательный аппарат (словообразовательный тип, словообразовательное гнездо, словообразовательное значение, продуктивность, активность и другие). Слова в языке подразделяются на простые (непроизводные, mots non-dérivés) è производные (mots dérivés), à также сложные (mots composés, êомпозиты). Основа непроизводных слов равна корню (table, eau, frère, rouge); производные слова состоят из корня и аффиксов. Корень, аффиксы (суффиксы и префиксы) и окончания является морфемами, то есть минимально значимыми единицами языка. В словосложении участвуют минимум два однозначных слова или основы слова. Производность, как одно из основных понятий словообразования, означает способность слова делиться на основу и аффикс: anti-démocrat-ique. Словообразовательный тип – это обобщенная единица, абстрагированная от конкретных лексических единиц, характеризующаяся общностью форманта и словообразовательного значения. Например, human-iste, écolog-iste, paysag-iste и т.д. Словообразовательное гнездо – совокупность производных слов, имеющих общий корень. Например, centre ® centraliser, centralisation, décentralisation и т.д. Словообразовательное значение определяется на основе соотношения ряда производных слов с соответствующими производящими единицами. Например, словообразовательное значение “действия” выражают суффиксы - age, -ement, -ation, а значение “качества” - té, -eur, -esse и др.
Различие между словообразовательным и лексическим значениями состоит в разной степени абстрагирования: лексическое значение – единичное, конкретное значение слова, а словообразовательное значение - обобщение конкретных лексических значений. Например, разные по лексическому значению слова poliment, actuellement, brusquement, modestement включают в свою семантику обобщенное словообразовательное значение: способ действия. Понятие продуктивности включают количественную характеристику модели, а понятие активности – способность модели к образованию неологизмов. Таким образом, продуктивность – понятие диахроническое, а активность – синхроническое.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|