Предмет и методы лексикологии
После изучения темы вы сможете:
ПЛАН
ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА Предмет и задачи лексикологии, место лексикологии в системе лингвистических дисциплин Лексикология (от греч. lexicos – относящийся к слову и logos – учение) – раздел языкознания, изучающий словарный состав, лексику языка. Основной единицей лексического уровня является лексема. Лексема – абстрактная единица структуры языка, представляющая собой слово во всей совокупности его форм и значений. Предметом изучения лексикологии являются следующие аспекты лексического состава языка:
Место лексикологии среди других лингвистических дисциплин определяется местом лексем в иерархии других языковых уровней: синтаксема – синтаксис лексема – лексикология морфема – морфология фонема – фонология Фонемы – строительный материал для морфем, слова состоят из морфем. Слова (формы слов) являются составными частями предложения, Из этого следует, что лексические единицы (ЛЕ) наиболее связаны с морфемами и предложениями. Соответственно лексикология наиболее связана с морфологией и синтаксисом.
Как и морфология, лексикология изучает слово, но с разных точек зрения. Морфология изучает грамматические характеристики слова, его структурно-формальные признаки, проблему лексико-грамматической классификации слов. Лексикология занимается словообразованием, этимологией слов, сферой употребления слов (см. схему 1). Лексикология, как и синтаксис, занимается проблемой словосочетаний (свободных и устойчивых), способом их разграничения, реализацией значения многозначных слов в зависимости от контекста, от синтаксической конструкции. Связь лексикологии с фонетикой проявляется в вопросе о словесном ударении (вне контекста слова ударны, в потоке речи на первый план выдвигается ударение синтагмы), об особенностях диалектального произношения, о произношении заимствований и их фонетической ассимиляции. Многочисленны связи лексикологии и стилистики: стилистическая дифференциация словаря (книжный, разговорный, устный, письменный и прочие стили речи), синонимия и антонимия, семантический перенос значения ЛЕ и некоторые другие аспекты. Связь лексикологии и истории языка наглядно проявляется при изучении этимологии слова, омонимии, смешанного характера этимологических гнезд, а также при изучении процессов грамматикализации. Схема 1 Предмет лексикологии
Виды лексикологий
Различают общую, частную, историческую, сопоставительную и прикладную лексикологию. Общая лексикология изучает общие закономерности строения, развития и функционирования лексики. Частная лексикология исследует словарный состав конкретного языка (например, лексикология французского языка). Историческая лексикология исследует динамику словарного состава, либо описание конкретного исторического слова, либо ЛСГ слов, формы семантических изменений слов. Сопоставительная лексикология изучает генетические родства слов, схождения и расхождения языков независимо от родства через сопоставительный анализ любых аспектов лексики (синонимия, антонимия, полисемия, различные ЛСГ). Прикладная лексикология занимается вопросами лексикографии и перевода. Это проблемы описания значений слов, его сочетаемости, синонимии. Лексика как система Лексика представляет собой систему (подсистему), входящую в общую систему языка. Это значит, что все ЛЕ взаимосвязаны и взаимообусловлены определенными отношениями. Ученые выделяют три основных типа лексических отношений: парадигматические, синтагматические и эпидигматические (деривационные). В основе парадигматических отношений лежат отношения противопоставления, объединяющие разновременные элементы. Примерами парадигматических отношений могут служить синонимические серии (ЛЕ отличаются друг от друга по семантическим и стилистическим оттенкам), антонимы, единицы лексико-семантических групп (ЛСГ), лексико-семантических полей. Синтагматические отношения объединяют ЛЕ, одновременно употребляющиеся в одних и тех же речевых актах. Например, реализация значений некоторых прилагательных зависит от их позиции по отношению к имени существительному (une femme curieuse – une curieuse femme). Эпидигматические отношения объединяют и противопоставляют ЛЕ по формальным и семантическим признакам и выражают связи между производящей и производными единицами. Например, colonie, colonial, colonialiste, décolonisation и т.п. К семантической эпидигматике относятся также отношения между исходными и производными значениями (renard: лиса → хитрец), между свободными и фразеологическими сочетаниями (tourner la tête: повернуть голову → вскружить голову).
Каждая лексическая единица и каждое значение в той или иной форме входит одновременно в парадигматические, синтагматические и эпидигматические отношения. Например, существительное mort входит в синонимический ряд trépas, décès, fin, agonie, в антонимический ряд vie, naissance, образует синтагматические группировки mort subite, naturelle, accidentelle; condamner, mettre à mort и является исходным словом эпидигматического ряда mourir, mortel, mortellement, mortalité и т.д. Изучение системных отношений в лексике труднее, чем в фонологии и морфологии, поскольку фонемы и морфемы составляют закрытые списки, в то время как лексика языка находится в постоянном изменении и количество ЛЕ практически не ограничено. Методы изучения лексики Термином метод (от греч. methodos – путь исследования) обозначается совокупность приемов или операций теоретического или практического освоения действительности, подчиненных решению определенных задач. Лексикология, наряду с другими лингвистическими дисциплинами, использует как общенаучные, так и общелингвистические и специальные методы познания. К общенаучным методам относятся анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и абстрагирование, сравнение, моделирование и др. Например, при изучении словарного состава широко применяются модели, которые фиксируют наиболее типичные лексические явления (словообразовательные модели, модели метафорического и метонимического переноса и др.). К общелингвистическим методам исследования в лексикологии относятся дистрибутивный (определение границ слова, его морфологической структуры, разграничение значений) субституции (изучение синонимии, значений слова), трансформационный (в словообразовании, а также при выявлении семантической нагрузки слова в контексте через свертывание или развертывание синтаксических структур), количественно-статистический метод (определение частотности лексических единиц), сравнительно-типологический метод изучения лексики (сходство и различие языков).
К специальным метода лексикологии относятся компонентный и контекстологический анализы. Компонентный анализ применяется при изучении значений слов, образующих те или иные лексико-семантические группы (ЛСГ) или семантические поля. Этот анализ заключается в разложении значения на мельчайшие семантические элементы (семы), которые либо объединяют, либо различают единицы ЛСГ (например: глаголы, обозначающие чувства; существительные, обозначающие термины родства и т.д.). При помощи контекстологического анализа выделяются отдельные значения (лексико-семантические варианты – ЛСВ) многозначного слова, актуализация которых зависит либо от лингвистического, либо от социально-культурного контекстов. Этимологический анализ способствует объяснению таких явлений как этимологические дублеты, смешанный характер словарных гнезд, мотивированность и немотивированность значений слов. ЛИТЕРАТУРА
ВОПРОСЫ, ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ
ТЕСТ 1
а) словосочетания, предложения, сверхфразовые единства; б) морфемы, лексемы, ФЕ; в) морфемы, фонемы.
а) омонимия; б) полисемия; в) аффиксация.
а) вопросами лексикографии; б) этимологией слова; в) генетическим родством слов.
а) связи, зависящие от позиции слова в речевой цепи;
б) связи между синонимами, антонимами; в) связи между производящей и производными ЛЕ.
а) синтагматические; б) парадигматические; в) эпидигматические.
а) синтагматические; б) парадигматические; в) эпидигматические.
а) ЛСВ многозначного слова; б) мотивированности значения слова; в) границ слова. ТЕМА 2 ТЕОРИЯ СЛОВА После изучения темы вы сможете:
ПЛАН
ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|