Сокращение (аббревиация) – это образование новых слов на базе существующих слов и словосочетаний. Аббревиация отражает тенденцию экономии языковых средств (сокращению обычно подвергается многосложные слова).
Различают два основных вида аббревиации: усечение (troncation) и сокращение словосочетаний (siglaison), в результате последнего образуются инициальные сложно-сокращенные слова.
Аббревиация путем усечения характерна для разговорной речи, а также для некоторых видов арго (студенческое арго, например). Различают два типа усечения:
Усечение не всегда происходит по морфемному шву: bac – baccalauréat, d’acc – d’accord, fac – faculté. В словах, состоящих из греко-латинских корней, первый из которых оканчивается на о, усечение происходит по морфемному шву: géo – géographie, psycho – psychologie, socio – sociologie и т.д. По аналогии с данной моделью образованы слова métallo, mécano, apéro, frigo. Многие ученые рассматривают формант о как особый суффикс для усеченных слов.
Второй тип сокращения слов – сложносокращенные слова (siglaison) включает два подтипа:
а) сложносокращенные слова, состоящие из алфавитных названий начальных букв слов (альфабетизмы), где каждая буква читается как в алфавите: CGT [segete], PTT [petete].
б) сложносокращенные слова, которые произносятся как обыкновенные слова, то есть включают гласные (акронимы): ENA, OVNI, CAPES, ONU, OTAN.
Оба типа могут служить базой для образования новых слов: onusien – ONU, cégériste – CGT, smigard – SMIG.
В отличие от усеченных слов, сложносокращенные слова относятся к нейтральному стилю и широко употребляются в научной литературе и публицистике. Понимание таких слов возможно лишь в контексте. Это связано с все возрастающей омонимией буквенных сокращений. Например: RCC – réacteur à compresseur centrifuge
- régiment de chars de combat
- régiment de chasseurs à cheval
- registre central du commerce и некоторые другие.
Словослияние (téléscopage) или телескопия относительно новый способ словообразования, совмещающий в себе словосложение и аббревиацию одновременно:
в) апокопа + целое второе слово: agritourisme (agriculture + tourisme).
Ономатопея служит для создания новых слов путем звукоподражания. Эти слова фонетически мотивированы, так как воспроизводят различные звуки, шумы, крики животных (chuchoter, déchirer, glousser, miaou, coucou). Иногда подобные слова создаются путем редупликации (повторение основной формы): ronron, glouglou.
ЛИТЕРАТУРА
Левит З.Н. Лексикология французского языка. М., 1979. – С.114–134.
Lopatnikova N.N., Movchovitch N.A. Lexicologie du français moderne. M., 2001. – С. 85–122.
Цыбова И.А. Французский язык. Словообразование. М., 1996.
Халифман Э.А., Макеева Т.С., Раевская О.В. Словообразование в современном французском языке. М., 1983.
ВОПРОСЫ, ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ
Назовите основные способы словообразования, распределите их по степени продуктивности.
Сделайте морфемный анализ слов: bassesse, bonté, franchise, modestie, lenteur, monopoliser, verdâtre, amoral, revivre, encadrement, poétesse. Дайте определение суффиксу и префиксу, суффиксу флективному и словообразовательному.
Выберите все суффиксальные и префиксальные слова из одной страницы текста по домашнему чтению. Прокомментируйте результаты.
Назовите имена существительные, образованные от следующих глаголов, уточните словообразовательную функцию суффиксов: chômer, conserver, changer, amuser, ouvrir, livrer, abonder, bavarder, fiancer.
Образуйте имена существительные от следующих прилагательных: bon, généreux, curieux, franc, jaloux, vaniteux, prudent, ambitieux, égoïste, paresseux, vicieux, sincère.
Уточните значение префикса re- в следующих словах: rebattre, regagner, relever, remonter, replier, repousser, revivre, reconnaître, recourir, récompenser, rejoindre.
Образуйте глаголы с префиксом en-, со значением “ loin de ” и со значением “ dans ”: sable, voler, poison, prison, porter, clore, dormir, riche, casse, fuir.
Объясните значение префикса sur- в словах: surmener, survivre, surnager, surpasser, surprendre, surexciter.
Что отличает сложное слово от префиксального, аналитического и от словосочетания?
Назовите наиболее продуктивные модели образования имен существительных способом словосложения. Приведите примеры.
Распределите следующие слова на простые, производные и сложные: antiroman, auto-route, extralinguistique, promettre, congé, gendarme, plombier, logicien, minibus, maltraiter, lexicologie, super-marché, aérospatial, homme-sandwich, couvre-lit, cosmodrome, tournesol.
Объясните модель образования слов: diathèque, franglais, eurovision, motel, restauroute.
Назовите типы конверсии. Приведите примеры.
Объясните продуктивность субстантивации.
Сгруппируйте слова по способу образования: un curieux, un permis, un pas grand’chose, les yeux marron, une robe feu, tenir ferme, chanter faux, une erreur type, un prix choc, une femme modèle, manger chaud, un café nature, une mère monstre, un bleu, un vaincu, un étudiant, coûter, cher, un air gamin, voir clair, sentir bon, manger russe, jeunesse galère.
Объясните способ образования существительных: la communale, la nationale, le documentaire, la générale, le quotidien, le pétrolier, les riches.
Назовите типы аббревиатур. Сгруппируйте следующие примеры по типам образования: USA, OVNI, sympa, écolo, ricain, pitaine, sana, apéro, dactylo, SMIG, math, anar, DEA, DEUG, O.K., hebdo, etc., av. J-C.