Социально-музыкальная среда дошкольника в условиях ДОУ и семьи
В настоящее время представители педагогической и музыкальной наук ищут наиболее совершенные, действенные формы и методы работы всех звеньев системы музыкально–эстетического воспитания детей. Одним из наиболее значимых и сложных элементов социальной системы, оказывающих влияние на формирование и развитие личности ребенка, являются семейные отношения. Все родители мечтают разглядеть в собственном ребенке хотя бы маленький росток будущей талантливой личности, порадоваться рано проявившимся у него способностям. Кроме того, каждый хочет видеть своего ребенка добрым, чутким, отзывчивым, понимающим и ценящим красоту в окружающем, человеческих отношениях, искусстве. Эти прекрасные человеческие качества могут быть воспитаны музыкой, если начать с самого раннего детства [1]. Педагогизация музыкальной атмосферы семьи проявляется в понимании, готовности и умении родителей осуществлять данный вид воспитания с учетом особенностей развития, возможностей, интересов ребенка. На основании социологических исследований у нас и зарубежом было установлено, что увлечение музыкой у большинства любителей и профессиональных музыкантов начиналось, прежде всего, под влиянием семьи. Дети от природы наделены яркими способностями, но взрослым нужно как можно раньше создать максимально благоприятные условия для их развития. Из родника музыки начинал пить каждый еще в младенчестве, слушая колыбельную песню. Веками матери пели у колыбели ребенка самые нежные, самые задушевные песни. И первые музыкальные воспоминания связаны у многих детей с ощущением счастья, любви, нежности. В настоящее время народные колыбельные песни почти забыты. Многие современные дети выросли без них. Сегодня песня всё больше уходит из семейной жизни. Матери стали петь реже. Забывая народные обычаи, песни, мы, безусловно, что-то невосполнимо теряем.
Осью индивидуальной музыкальной культуры ребенка, как отмечает О.П.Радынова, целесообразно считать его музыкально - эстетическое сознание. Его первоначальные формы у детей выявляются довольно рано. Влияние семьи на формирование начал музыкальной культуры ребенка определяется ее традициями, отношением членов семьи к музыкальному искусству, даже генофондом. Истинная музыка - это источник духовного насыщения, питания ребенка [5]. Если ребенок в раннем детстве имеет возможность слушать подлинную музыку, у него сформируются правильные ориентиры, способность отличать прекрасное от банального и безобразного. Наш опыт научно - практического решения проблемы свидетельствует, что всякая музыкальная деятельность в семье осуществляется, прежде всего, в общении с родителями. Она связана с социальными условиями, в которых ребенок воспитывается дома, интересами взрослых членов семьи, мотивами их отношений к музыкальному воспитанию, общей культурой. Социологические исследования, проведенные в форме анкетирования и опроса родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста в республике Марий-Эл в 2008 году показали, что музыка выходит на первое место и является самым любимым, предпочитаемым видом искусства. Из 700 человек опрошенных музыке как виду искусства отдают предпочтение 78 %. Сегодня можно отметить и значительный рост музыкальной образованности родителей. Более 20 % респондентов имеют специальное музыкальное образование. Однако при всех успехах системы музыкального воспитания было бы глубоко ошибочно характеризовать уровень музыкальной культуры современных родителей лишь с позитивной точки зрения. Анализ результатов исследования показывает, что за количественным благополучием «потребления» музыки скрываются порой сложные противоречия ее бытования. Это, прежде всего, односторонняя ориентация большинства родителей и детей на эстрадно-развлекательную музыку, ту, которая не требует больших интеллектуальных и нравственных усилий для постижения. Такой уровень культуры восприятия формирует поверхностно-потребительский тип музыкальной культуры [6].
В результате анкетирования выявлено, что 78,5 % опрошенных предпочитают слушать современную эстрадную музыку. На втором месте по предпочтению - классическая музыка. Ей отдают свое предпочтение 15,5 % родителей. Наименьшей популярностью пользуется народная музыка – 6 %. Выявлено, что музыкальная активность многих родителей находится на уровне ниже среднего. К сожалению, высокохудожественная музыка постепенно уходит из семейного воспитания, что связано с несогласованностью семейного и общественного воспитания, пассивной позицией определенной части родителей и низким уровнем их педагогической культуры, недооценкой музыки как действенного вида искусства в духовном становлении ребенка [7]. Многих родителей смущает собственная их недостаточная, как они полагают, музыкальная подготовленность. На наш взгляд, уже эта заинтересованность, эта ответственность взрослых сама по себе, независимо от уровня специальной подготовленности, дает ощутимый результат. Анализ результатов исследования позволил нам выделить одно из наиболее печальных родительских заблуждений - музыкой должны заниматься только одаренные дети. Заблуждение это многолико и в разных семьях проявляется по-разному. Можно сказать без преувеличения, что совсем немузыкальных детей практически нет. Большое значение, как уже подчеркивалось выше, имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Немузыкальные взрослые - это как раз те дети, способности которых вовремя не выявили и потому загубили. Таким образом, семья является важнейшим институтом музыкальной социализации ребенка. Современное изменение её статуса привело к переосмыслению роли родителей в выполнении своих воспитательных функций. Появилась необходимость использовать музыку в качестве условия семейного воспитания, обусловленного музыкально-образовательной и педагогической компетентностью родителей, активностью их гражданской позиции; взаимосвязью домашних занятий музыкой с национальными культурными традициями; гуманным демократическим стилем общения взрослых и детей, близостью их музыкальных интересов [2].
Мы считаем, что возникновение дефицита музыкального воспитания в современной семье связано с такими факторами, как неподготовленность значительной части родителей к данному виду воспитания, отказ от активной роли собственного участия в воспитательном процессе, утрата идей народной музыкальной педагогики. Как показал опрос, в большинстве семей отсутствует понимание того огромного влияния, которое обучение музыке оказывает на формирование духовного мира ребенка, на нравственно - эстетическое развитие личности, его сознание, чувства и поведение. В настоящее время пропаганда вопросов, связанных с музыкальным воспитанием в семье, приобретает особое значение. Консультируя родителей, педагогу - музыканту необходимо рассказывать об опыте музыкального воспитания, накопленном ребенком в ДОУ, чтобы они могли использовать его дома, давать рекомендации по применению доступных и эффективных методов и приёмов музыкального воспитания детей в семье. Как бы хорошо ни велась работа по музыкальному воспитанию детей педагогами в ДОУ, а затем в школе, семья, ее музыкальный «микроклимат» продолжает оказывать существенное влияние, которое может носить как положительный, так и, к сожалению, отрицательный характер [5]. Поэтому мы считаем, что ДОУ и семья должны представлять собой единую воспитательную систему, и разрешение данной проблемы мы видим в попытке - интегрировать усилия педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей в музыкальном воспитании и развитии детей. Цель нашего экспериментального исследования состоит в разработке новых форм взаимодействия ДОУ с семьей, позволяющих наиболее эффективно решать задачи музыкального воспитания детей, в выявлении музыкально-воспитательных возможностей родителей и разработке эффективных методов управления процессом создания музыкального «микроклимата» семьи, формирующих музыкальные интересы дошкольников, их духовно-нравственное становление.
В ходе экспериментальной работы мы стремимся решить следующие задачи: 1. Разработать авторскую модель и методику музыкального воспитания детей в семье. 2. Апробировать разработанную модель и методику по использованию разнообразных форм сотрудничества ДОУ и семьи в музыкальном воспитании дошкольников. 3. Обобщить полученные данные, подготовить методические рекомендации по формам взаимодействия ДОУ с семьёй в приобщении детей к музыкальному искусству. Работа экспериментальной площадки на базе МДОУ № 92 «Искорка» г. Йошкар-Ола по теме «Взаимодействие ДОУ и семьи в музыкальном воспитании детей» ведется с 2003 года согласно научно-исследовательскому проекту. Мы убеждены, что ДОУ и семья должны представлять собой единую воспитательную систему и разрешение данной проблемы мы видим в попытке - интегрироватьусилия педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей во всестороннем воспитании и развитии детей средствами различным видов искусства. Эксперимент осуществляется в триаде: педагоги, родители, дети. При ДОУ № 92 «Искорка» функционирует психолого-педагогическая служба, ориентированная на реализацию всех трех направлений. Работа с педагогами проводится как в традиционных, так и нетрадиционных формах: это - консультации, тренинги, направленные на личностный и профессиональный рост педагогов, на повышение их уровня общей и эстетической культуры; - проведение круглых столов, дискуссий, педагогических советов в форме деловых игр с целью развития самостоятельной творческой активности педагогов ДОУ, их профессиональных умений: «Диалог в прямом эфире», «КВН», «Брей-ринг», «Служба доверия», «Телефон радости», «Счастливый случай», «Звездный час», «Ярмарка идей» и др.; - разработка конспектов встреч, бесед, родительских собраний в форме деловых игр, дискуссий для их практического применения педагогами; - оформление стендовых материалов и др. Важной задачей педагогов дошкольного учреждения является формирование у родителей воспитанников детского сада и других взрослых членов семьи глубокого убеждения в огромной роли семьи в деле воспитания ребенка и возможности каждой семьи участвовать в воспитании детей; убеждения, что только единство семейного и общественного воспитания приведет к должному воспитательному эффекту.
На первом этапе исследования нам важно было выявить и проанализировать состояние музыкального воспитания в семьях, охваченных экспериментом. Для этого нами были разработаны анкеты для родителей по выявлению: - уровня их музыкальной культуры; - отношения и мотивации к проблеме семейного музыкального воспитания детей. Для исследования специальная выборка семей не производилась. Среди родителей были лица с различным уровнем образования, представители различных видов профессиональной деятельности, различных возрастных групп и т.д. Как показали результаты нашего исследования, в семьях дошкольников большой интерес проявляют к таким активным формам приобщения детей к музыкальному искусству, как участие в вокальных, танцевальных, театральных и других кружках при ДОУ и Дворце Творчества Юных. Для родителей важно не только то, что это один из методов приобщения детей к музыкальному искусству, но и действенное средство укрепления их здоровья. Мы разделили всех опрошенных родителей по отношению к музыке и взглядам на необходимость музыкального воспитания детей условно на 3 основные группы: - 1 группа – позитивный тип; - 2 группа – нейтральный тип; - 3 группа – негативный тип. В первую группу (32 %) нами включены родители, которые любят и понимают музыку. Представителей этой группы объединяет большая любовь к музыкальному искусству и потребность в общении с ним. Все они признают, что музыка обогащает их духовную жизнь, дает полноту мироощущения, приносит радость, делает их выше и чище. Во вторую группу (62 %) нами внесены родители, безразличные к любой музыке: они не стремятся к ней, но и не избегают её. На вопрос: «считаете ли Вы музыкальное воспитание детей необходимым?» мы получили ответы, носящие общий характер: «Раз такие занятия в ДОУ программой установлены, то, очевидно, они нужны, но и без них можно обойтись». Музыкальное воспитание детей не занимает значительного места в системе воспитания этих родителей. Они сами не предпринимают в этом направлении каких-либо усилий, но и не препятствуют воспитательным воздействиям на своих детей других лиц. Представители этой группы, как нам кажется, при определенной работе с ними педагогического коллектива ДОУ, могут стать сторонниками музыкального воспитания детей и помощниками ДОУ. И, наконец, третья группа весьма не многочисленная (6%), но высказывания ее представителей вызывают тревогу. Родители, отнесенные нами к этой группе, убежденные, принципиальные противники музыкального искусства, вообще и музыкального воспитания детей в частности. Они не любят музыку, заявляя, что признают ее лишь как определенную забаву в жизни, когда больше нечем заняться, либо как своеобразную «приправу» за праздничным столом. В их понимании «музыка - это не серьезно». В этих семьях, как правило, слушают только такую эстрадную музыку, которая не всегда отвечает требованиям хорошего вкуса. Это позволяет нам сделать некоторые выводы о состоянии «музыкального климата» в семьях: 1. У большинства родителей есть стремление к общению с музыкальным искусством. В семьях используются различные каналы музыкальной информации. В этом можно видеть объективные предпосылки для формирования музыкальных интересов детей. 2. Обнаруженные нами в результате исследования ошибочные отношения некоторых родителей к музыкальному воспитанию детей требуют специального внимания со стороны ДОУ с тем, чтобы привить правильные взгляды на эту сторону воспитательного процесса. На основании изложенных выше фактов мы можем утверждать, что, не смотря на внешнее проявление интереса к музыкальному искусству, уровень музыкальной культуры в семьях не достаточно высок. Далее для нас крайне важно было вызвать желание родителей в сотрудничестве с ДОУ по музыкальному воспитанию детей. Для решения этой задачи осуществлялся поисковый эксперимент по разработке форм и способов музыкального воспитания в семейном социуме. Мы считаем, что наиболее приемлемыми формами работы ДОУ с семьей являются игровые, тренинговые, клубные. Нами разработана авторская модель музыкального воспитания детей в условиях семьи, которая включает в себя следующие блоки: учебно-воспитательный процесс, организованный семейный досуг, самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников и музыкальная психотерапия для всей семьи. Разработана и апробирована модель осуществления разнообразных форм работы ДОУ с семьей по музыкальному воспитанию детей, которая включает в себя следующие блоки: педагогический всеобуч, организованный досуг, средства наглядной агитации и творческая лаборатория. Позднее, когда создалась обстановка взаимного доверия между родителями и исследователями, в период проведения формирующего эксперимента, стало возможным вносить некоторые коррективы в организацию музыкальной жизни семьи, досуга ее членов при помощи советов, консультаций, практических рекомендаций и т.д. Большое значение мы придавали совместному общению с музыкой родителей и детей, учитывая это как одно из значительных показателей интереса к музыкальному воспитанию. В ДОУ организованы и успешно работают клубы для родителей и детей: «Камертон», «Музыкальная гостиная», «Пока горит свеча», «Здоровье и музыка», «Синтез искусств», русский фольклорный клуб «Прялица», где родители знакомятся с особенностями музыкального воспитания детей в условиях семьи, повышают свой уровень музыкальной культуры, активно участвуют в обсуждении актуальных воспитательных проблем. Успешно функционируют хореографическая студия «В мире бального танца», вокальная студия «Серебряные колокольчики». С целью повышения уровня духовной и музыкальной культуры взрослых и детей, организован клуб любителей классической музыки «Орфей», где родители совместно с детьми знакомятся с авторской программой О.П.Радыновой «Музыкальные шедевры». Отрадно, что количество слушателей (как взрослых, так и детей) неустанно растет. Родителей привлекаем к созданию предметно - развивающей среды в ДОУ и в семьях. В ДОУ организована мастерская «Оч.умелые ручки». Силами педагогов и родителей были оформлены музыкальные и театрализованные уголки в каждой возрастной группе. В рамках объявленного конкурса «Музыкальные инструменты и игрушки мастерим сами»,силами родителей совместно с детьми были изготовлены музыкальные игрушки и инструменты-самоделки. Победители были награждены дипломами. С большим воодушевлением дети вместе с родителями играли в оркестре, используя при этом свои музыкальные инструменты-самоделки. При проведении традиционных «Недель сказки», родители приняли самое активное участие. Они совместно с детьми готовили костюмы, декорацию, а также выступали в театрализованных действиях. Совместно с родителями были проведены семейные праздники: «Музыкальный семейный архив», «Фестиваль семейного творчества», фольклорный фестиваль «А у нас на селе», театр мод «Очаровашки», «Путешествие по музыкальным островам», «Русская ярмарка», «Рождественский праздник», «Музыкальные конкурсы и викторины», «Семейный калейдоскоп», «Татьянин день», «Папа, мама, я – музыкальная семья», «Семейные музыкальные традиции», «Праздник покрова», «Домисолька», «Праздник смеха», «Чай пить - не дрова рубить», «Цвети и расцветай мой марийский край» и многие другие. Кроме того, стало традицией - организация встреч с интересными людьми: поэтами, художниками, композиторами, представителями духовенства, обобщение опыта семейного музыкального воспитания детей (на примере отдельных семей). В ДОУ также успешно функционируют творческие объединения детей и взрослых. Это оркестр «Веселые музыканты», хореографический ансамбль «Топотушки», кружок по ознакомлению детей с марийской культурой «Шонанпыл» («Радуга»), театральный кружок «Волшебная сказка», вокальный ансамбль для взрослых (педагогов и родителей) «Сударушки». Для максимального повышения уровня общей и музыкальной культуры детей и взрослых педагогами подготовлены: - авторские аудиокассеты: «Музыкальная психотерапия для всей семьи» - из трех кассет (релаксационная и активизирующая программы), «Материнская школа», «Музыкальные викторины для детей и взрослых», «Праздник в семье», «Мои любимые песни», «Пока горит свеча» и др.; - записаны видеофильмы о ходе экспериментальной работы. Опыт работы экспериментальной площадки опубликован в методических пособиях: «Ребенок в мире музыки: проблемы и пути музыкального воспитания детей»,«Социальная адаптация детей в ДОУ посредством музыкального фольклора»,«Эмоциональное развитие старших дошкольников средствами музыкальной психотерапии», «Коррекция агрессивного поведения детей средствами психогимнастики», «Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи», «Сказка о волшебной силе музыки как средство активизации самостоятельной музыкальной деятельности детей 6-7 лет в условиях ДОУ и семьи», «Формирование творческих проявлений в рисовании посредством восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста», «Формирование основ музыкальной культуры старших дошкольников посредством приобщения их к народному музыкальному творчеству» и др. Отрадно отметить, что за отчетный период, в результате проделанной работы творческим коллективом ДОУ значительно возрос: - уровень педагогической культуры родителей; - понимание взрослых (педагогов и родителей) роли различных видов искусства на формирующуюся личность ребенка; - интерес к совместным с детьми действиям по приобщению к различным видам искусства; - творческие способности, как детей, так и взрослых (педагогов и родителей). Промежуточный диагностический срез, проведенный нами с целью выявления динамики развития уровня музыкальных способностей и музыкальной культуры дошкольников, уровня заинтересованности родителей в семейном музыкальном воспитании детей показал, что гипотеза нашего исследования подтверждается. Благодаря использованию разнообразных форм сотрудничества ДОУ с семьей по музыкальному воспитанию детей, педагогическая готовность и заинтересованность родителей к музыкальному воспитанию детей в семейном социуме значительно возросла, уровень музыкальной культуры семей повысился. Поэтому мы считаем, что в настоящее время пропаганда вопросов, связанных с музыкальным воспитанием в семье, приобретает особое значение. Консультируя родителей, педагогу - музыканту необходимо рассказывать об опыте музыкального воспитания, накопленном ребенком в ДОУ, чтобы они могли использовать его дома, давать рекомендации по применению доступных и эффективных методов и приёмов музыкального воспитания детей в семье. Воспитание детей начинается с воспитания и самовоспитания взрослых.
Список литературы: 1. Белобородова В. Музыкальное воспитание детей в семье // Дошкольное воспитание. 1986. № 2. 2. Карташев Н.В. Социально-педагогические основы музыкального воспитания детей в семье. Автореферат. - М., 1997. 3. Мадорский Л.Р. Музыка начинается в семье. М.: Народный университет педагогического факультета №2, 1982. 4. Овчарова Р.В. Семейная педагогика: вопросы и ответы. - М., 1996. 5. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. - М.,1994. 6. Радынова О.П. Слушаем музыку.- М.: Просвещение, 1994. 7. Школяр Л. Ребенок в музыке и музыка в ребенке // Дошкольное воспитание. 2006. № 12.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|