Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-педагогические основы музыкального воспитания детей в условиях ДОУ и семьи




 

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте (Радынова,1994,3). Значимость музыки для ребенка определяется тем, что музыкальная деятельность становится одним из ранних способов познания окружающего мира. Известно, что шедевры музыкального искусства обладают безграничными идеалообразующими ресурсами, значительными возможностями в достижении гармонии души и тела, в воспитании человека.

Однако, несмотря на значительные успехи, достигнутые в области музыкального развития детей, тревога за состояние музыкально-эстетического воспитания, неудовлетворение достигнутыми результатами характерны для наших дней. Представители педагогической и музыкальной наук ищут наиболее совершенные, действенные формы и методы работы всех звеньев системы музыкально–эстетического воспитания детей (Белобородова, 1986,59). Одним из наиболее значимых и сложных элементов социальной системы, оказывающих влияние на формирование и развитие личности ребенка, являются семейные отношения.

Семья является также и важнейшим институтом первичной музыкальной социализации ребенка. Педагогизация музыкальной атмосферы семьи проявляется в понимании, готовности и умении родителей осуществлять данный вид воспитания с учетом особенностей развития, возможностей, интересов ребенка (Карташев,1997,5).

К сожалению, высокохудожественная музыка постепенно уходит из семейного воспитания, что связано с несогласованностью семейного и общественного воспитания, пассивной позицией определенной части родителей и низким уровнем их педагогической культуры, а также недооценкой музыки как действенного вида искусства в духовном становлении ребенка.

Не требует доказательств факт, что чем выше музыкальная, социальная культура взрослых членов семьи, тем более адекватно оценивают они эмоциональную сферу своих детей, тем содержательнее становится музыкальное воспитание детей и семейный досуг. Музыку можно рассматривать и как способ улучшения эмоционального фона в семье, что может привести к гармонизации взаимоотношений в ней между детьми и взрослыми ее членами.

Но как бы хорошо ни велась работа по музыкальному воспитанию детей педагогами в ДОУ, а затем в школе, семья, ее музыкальный «микроклимат» продолжает оказывать существенное влияние, которое может носить как положительный, так и, к сожалению, отрицательный характер (Мадорский, 1982,17).

Поэтому мы считаем, что ДОУ и семья должны представлять собой единую воспитательную систему, и разрешение данной проблемы мы видим в попытке - интегрировать усилия педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей в музыкальном воспитании и развитии детей.

Цель нашего исследования состоит в разработке новых форм сотрудничества ДОУ с семьей, позволяющих наиболее эффективно решать задачи музыкального воспитания детей, в выявлении музыкально-воспитательных возможностей родителей и разработке эффективных методов управления процессом создания музыкального «микроклимата» семьи, формирующих музыкальные интересы дошкольников, их духовно-нравственное становление.

В ходе экспериментальной работы мы стремимся решить следующие задачи:

1. Разработать авторскую модель и методику музыкального воспитания детей в семье.

2. Апробировать разработанную модель и методику по использованию разнообразных форм сотрудничества ДОУ и семьи в музыкальном воспитании дошкольников.

3. Обобщить полученные данные, подготовить методические рекомендации по формам взаимодействия ДОУ с семьёй в приобщении детей к музыкальному искусству.

Работа экспериментальной площадки на базе МДОУ № 92 «Искорка» г. Йошкар-Олы по теме «Сотрудничество ДОУ и семьи в музыкальном воспитании детей» ведется с 2001 года согласно научно-исследовательскому проекту.

На первом этапе исследования нам важно было выявить и проанализировать состояние музыкального воспитания в семьях, охваченных экспериментом. Для этого нами были разработаны оп росники, анкеты для родителей по выявлению:

а) уровня их музыкальной культуры;

б) отношения и мотивации к проблеме семейного музыкального воспитания детей.

Для исследования специальная выборка семей не производилась. Среди родителей были лица с различным уровнем образования, представители различных видов профессиональной деятельности, различных возрастных групп и т.д.

В процессе исследования мы сталкивались в одних случаях с сознательным протеканием в семье процесса музыкального воспитания детей, в других - со стихийным. В нашем исследовании мы выделили основные источники семейных музыкальных впечатлений: посредством непосредственно музыкальной информации в семье и косвенные источники (их мы условно называем «побудительные факторы»), являющиеся стимуляторами к музыкальному искусству, но не несущие непосредственно музыкальные впечатления. Это скорее информация о музыке.

Не обязательно быть профессионалом, чтобы искренне любить музыку и познакомить с её лучшими образцами детей. Профессиональные знания только облегчают родителям руководство музыкальным воспитанием детей, но не являются для этого необходимым.

Как показали результаты нашего исследования, литература о музыке не занимает большого места в жизни семей дошкольников. Значительное большинство опрошенных родителей (58%) с ней не знакомо. В 35% семей ее читают очень не регулярно и мало. Только 7% родителей показали не плохое и разностороннее знание такой литературы. Ни в одной из обследованных нами семей не была названа методическая литература по музыкальному воспитанию детей.

В семьях дошкольников большой интерес проявляют к таким активным формам приобщения детей к музыкальному искусству, как участие в вокальных, танцевальных, театральных и других кружках при ДОУ и Дворце Творчества Юных. Для родителей важно не только то, что это один из методов приобщения детей к музыкальному искусству, но и действенное средство укрепления их здоровья.

В результате нашего исследования мы разделили всех опрошенных родителей по отношению к музыке и взглядам на необходимость музыкального воспитания детей условно на 3 основные группы:

- 1 группа – позитивный тип;

- 2 группа – нейтральный тип;

- 3 группа – негативный тип.

В первую группу (32%) нами включены родители, которые любят и понимают музыку. Представителей этой группы объединяет большая любовь к музыкальному искусству и потребность в общении с ним. Все они признают, что музыка обогащает их духовную жизнь, дает полноту мироощущения, приносит радость, делает их выше и чище.

Во вторую группу (62%) нами внесены родители, безразличные к любой музыке: они не стремятся к ней, но и не избегают её. На вопрос: «считаете ли Вы музыкальное воспитание детей необходимым?» мы получили ответы, носящие общий характер: «Раз такие занятия в ДОУ программой установлены, то, очевидно, они нужны, но и без них можно обойтись».

Музыкальное воспитание детей не занимает значительного места в системе воспитания этих родителей. Они сами не предпринимают в этом направлении каких-либо усилий, но и не препятствуют воспитательным воздействиям на своих детей других лиц. Представители этой группы, как нам кажется, при определенной работе с ними педагогического коллектива ДОУ, могут стать сторонниками музыкального воспитания детей и помощниками ДОУ.

И, наконец, третья группа–весьма не многочисленная (6%), но высказывания ее представителей вызывают тревогу. Родители, отнесенные нами к этой группе, убежденные, принципиальные противники музыкального искусства, вообще и музыкального воспитания детей в частности. Они не любят музыку, заявляя, что признают ее лишь как определенную забаву в жизни, когда больше нечем заняться, либо как своеобразную «приправу» за праздничным столом. В их понимании «музыка - это не серьезно». В этих семьях как правило, слушают только такую эстрадно- джазовую музыку, которая не отвечает требованиям хорошего вкуса.

Выше указанное позволяет нам сделать некоторые выводы о состоянии «музыкального климата» в семьях:

1. У большинства родителей есть стремление к общению с музыкальным искусством. В большинстве семей используются различные каналы музыкальной информации, хотя не все из них имеют широкое распространение в музыкальной жизни семьи. В этом можно видеть объективные предпосылки для формирования музыкальных интересов детей.

2. Обнаруженные нами в результате исследования ошибочные отношения некоторых родителей к музыкальному воспитанию детей требуют специального внимания со стороны организующего звена - ДОУ с тем, чтобы привить правильные взгляды на эту сторону воспитательного процесса. Таким образом:

- результаты исследований показали, что семьи располагают различными источниками музыкальной информации для формирования своих музыкальных интересов. Среди этих источников основное место занимают технические средства, репродуцирующие музыку;

- обращает на себя внимание тот факт, что стремление в семьях к слушанию музыки достаточно высоко, однако, в силу различных причин, оно реализуется не полно;

- проведенные исследования уровня музыкальных интересов дошкольников показали, что их интересы находятся в значительной зависимости от интересов родителей, так в 64% опрошенных семей такая зависимость существует, что ярко проявилось в результате анализа сравнительных данных;

- музыкальное развитие ребенка в семье определяется прежде всего ее общей музыкально- культурной атмосферой, включающей ту или иную направленность музыкальных интересов, уровень вкусов, круг и качество музыкальных предпочтений взрослых членов семьи.

На основании изложенных выше фактов мы можем утверждать, что не смотря на внешнее проявление интереса к музыкальному искусству, уровень музыкальной культуры в семьях не достаточно высок.

В перспективе мы ставим перед собой следующие задачи:

- экспериментально апробировать и внедрить научные разработки в практику (консультативный материал для педагогов и родителей по проблеме музыкального воспитания детей в семейном социуме);

- организовать семинары, круглые столы, дискуссии, педагогические встречи для педагогов и родителей по вопросам семейного музыкального воспитания;

- апробировать разнообразные формы сотрудничества ДОУ и семьи;

- провести промежуточное диагностирование уровня музыкальной культуры детей и родителей.

 

Использованная литература:

  1. Белобородова В. Музыкальное воспитание детей в семье // Дошкольное воспитание – 1986 - №2 – с. 59.
  2. Карташев Н.В. Социально-педагогические основы музыкального воспитания детей в семье. Автореферат. – М., 1997.
  3. Мадорский Л.Р. Музыка начинается в семье. – М.: Народный университет педагогического факультета №2, 1982.
  4. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.,1994.

 

Р.Р. Лоскутова

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...