Явления образовательного права
Стр 1 из 77Следующая ⇒ Образовательное право России
В.И. Шкатулла
Введение
Россия в 2013 году перешла на четвертую модель образования. В ее основе - новый Федеральный закон об образовании N 273-ФЗ. Он разработан в целях совершенствования законодательства Российской Федерации в области образования и является основополагающим нормативным правовым актом в сфере образования. Закон закрепляет основы правового регулирования сферы образования в Российской Федерации, интегрируя в себе как общие положения, так и положения, регулирующие отношения в отдельных подсистемах образования (дошкольное, общее, среднее профессиональное, высшее образование). Переход на новую модель образования вызван изменениями в современном глобальном мире, который становится инновационным и ориентированным на экономику знаний. Знания становятся товаром, который производят ученые в академических институтах, преподаватели и студенты вузов и другие специалисты. Эта функция производства знаний становится все востребованней. Сегодня все чаще раздаются голоса о необходимости реформирования науки и научного образования, поскольку высшие учебные заведения и научно-исследовательские организации должны играть роль главного мотора социального развития (Горохов В.Г. Как возможны наука и научное образование в эпоху "академического капитализма"? Вопросы философии. 2011). Глобализация требует унификации системы образования, в т.ч. научных степеней, форм организации и проведения научных исследований во всем мире. В результате деформируются проверенные на эффективность временем национальные традиции, традиции научных школ и образовательные системы.
В настоящее время развивается постиндустриальное общество нового типа, в котором требуется человек - работник ассоциативный (в отличие от человека технологического), для которого важно обладать творческим мышлением, т.е. умением изобретать новое, по-иному манипулировать известными данными, а главное, быть способным решать проблемы, требующие творческого подхода. В законе об образовании установлены четыре вида образования: 1) общее образование; 2) профессиональное образование; 3) дополнительное образование; 4) профессиональное обучение. Законом модернизирована система подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена. В этих целях введена образовательная программа среднего профессионального образования - подготовка квалифицированных рабочих (служащих). Она позволяет расширить образовательные возможности граждан, прошедших обучение по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих). С учетом этого среднее профессиональное образование включает в себя два уровня образовательных программ: - подготовка квалифицированных рабочих (служащих); - подготовка специалистов среднего звена. Часть образовательных программ начального профессионального образования переведена в программы профессионального обучения, что расширило возможности работодателей по подготовке квалифицированных рабочих в рамках соответствующих краткосрочных программ. Одновременно законом разрешается осуществлять профессиональное обучение не только в образовательных организациях, но и в учебных центрах профессиональной квалификации, на производстве (в т.ч. в структурных подразделениях "необразовательных" организаций), в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях дополнительного образования и в ряде случаев в общеобразовательных организациях - на третьей ступени общего образования.
Дополнительная литература:
1. Макс Вебер. Наука как призвание и профессия. М.: Прогресс, 1990. С. 707-735 (http://lib.ra/POLITOLOG/weber.txt). 2. Захарова Л., Орлова Ю. Классическая гимназия. Вчера и завтра (http://www.voskres.ru/school/gymnaz.htm). 3. Бруно Латур. Дайте мне лабораторию, и я переверну мир (http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/622695).
Раздел I. Общая часть
Глава 1. Понятие образовательного права
Явления образовательного права
Образовательное право - одна из отраслей российского права. Его изучение не начинается с нуля. У каждого человека есть определенные представления о системе образования, законодательстве его регулирующем, есть собственное представление о том, каким образование и образовательное право должно быть. В качестве первого определения образовательного права можно использовать наиболее распространенную и понятную дефиницию. Образовательное право - совокупность правил поведения, установленных государством или от имени государства для регулирования образовательных отношений. Можно выделить два противоположных правопонимания: право как приказ власти (закон) или любой приказ власти - это право. Данное правопонимание основано на идее, которая состоит в том, что правом считается приказ власти. Другое правопонимание состоит в том, что право - это явление, которое основано на нескольких идеях: справедливости, свободы, добра, правды и силы. Эти идеи делают право эффективным регулятором общественных отношений, реализация которого позволяет построить свободное, справедливое общество (общество свободных людей), в котором созданы достойные условия жизни для каждого человека. Образовательное право - сложная система, т.к. существует в нескольких формах: 1) объективное явление, относительно независимое от субъекта права - совокупность нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере образования, т.е. образовательное законодательство; 2) совокупность норм права, правил поведения, содержащихся в нормативных правовых актах - отрасль образовательного права. Эта форма менее объективна, т.к. среди юристов немало споров по содержанию норм; 3) система правоотношений в сфере образования или реальные отношения конкретных людей, урегулированные нормами права;
4) правосознание или представления людей об образовательном законодательстве; 5) наука образовательного права; 6) учебная дисциплина; 7) субъективное право человека на образование, естественное и неотчуждаемое; 8) образовательное право как правда; 9) образовательное право как свобода человека в сфере образования; 10) образовательное право как справедливость системы образования; 11) образовательное право как форма добра и зла; 12) образовательное право как сила; 13) образовательное право как правопорядок в сфере образования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|