Форма правления зарубежных стран.
Форма правления – это совокупность признаков, в соответствии с которыми строится система высших органов государства, то есть способ организации верховной государственной власти. Имеется ввиду, глава государства, парламент и судебная власть (законодательная, исполнительная и судебная власть). В средние века преимущественно была абсолютная монархия. Людовик 14 говорил – Монархия – это я. Власть сосредоточена в одних руках. Термин форма правления содержится во многих конституциях зарубежных стран (Бразилия, Мексика и др.) В некоторых конституциях этого термина нет. Но всегда закрепляется принцип правления, или монархия или республика. Есть отдельные страны, в которых этих терминов нет. Например, государство Израиль, Эфиопия, Румыния. Монархическая форма правления предполагает что главой государства является лицо которое получает и передает свой государственный пост по наследству и пожизненно. Именуются эти лица по разному. Правда в некоторых странах сейчас существует выборная монархия (Малайзия). Чиркин насчитал, что монархий в мире 1\4 часть, но он имел в виду и те монархия, которые провозглашают своим монархом королеву Великобритании. Если взять четкий критерий, то монархий всё-таки не так много. В основном они сосредоточены в Европе и Азии. Великобритания, Испания, Саудовская Аравия – примеры стран, где есть монархий. Есть такая страна Свазиленд – она очень маленькая – тоже монархия, есть страны, которые ещё меньше. Общая тенденция не идет к тому, чтобы обязательно осуществлять переход от одной формы правления к другой. Хотя на практике имеет место переход. Наиболее ранней монархической формой правления является абсолютная монархия. В современном мире тоже наблюдаются абсолютные монархии. Признаки абсолютной монархии:
• Вся власть сосредотачивается в лице одного человека. Законы издает монарх. Исполнительную власть и судебную тоже осуществляет монарх. • Монарх осуществляет свои функции с помощью консультативных советов. Примером абсолютной монархии является Саудовская Аравия. Территория и население этой страны велико. Для этой страны характерно, что это не просто абсолютная монархия но и теократическая монархия – потому что королю принадлежит и духовная власть. Политических партий нет. Высший судебный орган – Верховный суд. Другой страной является государства Оман. Во главе Омана находится султан, который тоже создал консультативный совет, частично избираемый парламент, в котором есть две женщины. Более того он в 1996 году провозгласил основной закон (конституция) вместе с биллем о правах. В этой стране нет ни одного политического заключенного. Иначе говоря, султан проводит довольно таки позитивную политику в этом регионе. У султана вся полнота власти. К числу этих государств можно отнести и Бруней. Законодательная и исполнительная власть тоже принадлежит султану. Султан – очень богатый. Есть государства которые теперь уже формально не являются абсолютными монархиями, они находятся в переходном периоде, некоторые называют их дуалистическими. Признаки: • Исполнительная власть – монарх и правительство • Законодательная власть – парламент Дуализм потому, что министры несут двойную ответственность – перед монархом и парламентом. Бутан – это тоже переходная форма монархии из абсолютной в парламентарную. Там парламент 2хпалатный. Нижняя палата избирается, а вторая палата наполовину избирается, а наполовину назначается монархом. Бах и Рейн – тоже пример –исполнительная власть принадлежит монарху и правительству, законодательная парламенту.
В 2003 году был проведен референдум в котором участвовали и женщины и было одобрена на этом референдуме Хартия свобод. Кувейт – с 1962 года действует конституция. Действуют партии – Сунниты, Шииты, Либералы, и даже 17 независимых партий. Что касается этих монархий, то пожалуй наиболее высокого уровня дуалистические монархии получили свое развитие в Иордании и Марокко. Особенности этих стран – это крупные государства, не столь многочисленное население, значительно более развитые по сравнению со странами персидского залива, но следует иметь в виду что: • Конституции этих стран предусматривают смешанные формы дуалистических и парламентарных монархий. Если взять Иорданию то здесь преобладают элементы дуалистической монархии, в Марокко преобладают элементы парламентарных монархий • В конституции этих стран закреплено, что правительство ответственно перед парламентом, что является одним из главных признаков парламентарных монархий. Все нормы должны быть подтверждены монархом. Право монарха распустить парламент. Этим пользуется монарх и фактически управление страной осуществляет монарх. • Применяется признак вотум недоверия правительству. Это присуще двум этим странам. В Марокко такое решение не нуждается в подтверждении короля. В Иордании необходимо подтверждение Короля. • В то же время правительство ответственно и перед монархом. То есть тут налицо полудуалистическая и полупарламентарная монархия. То есть тут смешанная форма правления которая является промежуточной между парламентарной и дуалистической монархией. Обще руководство в Марокко осуществляет Монарх, хотя он и не занимает пост главы правительства. Из двух видов ответственности правительства более весомой является ответственность перед монархом. Монарх обладает в этих странах реальной государственно-политической властью, к тому же монарх имеет отлагательное вето по отношению к законам парламента. Таким образом, И в Иордании и в Марокко существует дуалистическая монархия с незначительными чисто внешними элементами парламентаризма. К указанным формам (формы правления Марокко и Иордания) правления относили и Непал. Непал стал не только республикой, но и федеративным государством после событий 1990 года.
Парламентарная монархия Характерна для высокоразвитых стран. В Европе это ВБ, Испания, Люксембург, Дания и др. Признаки парламентарной монархии: • Во главе государства стоит монарх, но власть монарха ограничена не только в области законодательства, но и в сфере управления, то есть в сфере исполнительной власти. • Министров и правительства формально назначает монарх, но фактически они назначаются парламентом. • Правительство несет ответственность перед парламентом, и чтобы приступить к работе оно должно получить вотум доверия. Если выражается вотум недоверия, то есть два выхода: • Уйти в отставку • Обратиться к главе и попросить распустить парламент и назначить новые выборы. • Правительство должно быть угодно парламенту а не монарху • Институт контрасигнатуры – подпись против подписи. За акты изданные монархии ответственность несет премьер-министр или министр скрепивший подписью Пример: Великобритания. В этой стране сложились основные институты, основные принципы парламентарной монархии. Следует иметь ввиду что государственно-правовые институты здесь функционируют с некоторыми особенностями. • В условиях демократического государственного режима существует двухпартийная система, что означает, что кроме лейбористов и консерваторов никакая партия не может сформировать правительство. Избирательная система ВБ приспособлена к той системе • Роль монраха ничтожна мала. У монарха нет выбора и он назначает премьер-министром лидера победившей партии. Правительство не несет ответственность перед монархом. • Монарх в ВБ не обладает правом вето следовательно не может влиять на законодательный процесс. • В ВБ сложилась традиция, что монарх не может не утвердить законопроект. • Реально вотум недоверия правительству не выносится, практически. Это за всю историю было только 2 раза. Примерно аналогичное положение занимает и император Японии. Не так давно ему было дано право выезжать за границу. Власть монарха тоже ограничена и связана с партийной системой. В Японии в качестве правящей партии действует одна – либерально-демократическая партия.
Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург) – роль монарха более значительна чем в названных ранее странах. Нет партии которая преобладала бы и могла единолично сформировать правительство, как правило здесь коалиционное правительство. Выбирают форматора – ведет переговоры с партиями с тем, чтобы сформировать коалиционное правительство, обычно и стает главой правительства. Король имеет право отклонить ту или иную кандидатуру или посоветовать кого назначить. Своеобразное положеие занимает монарх и в скандинавских странах. В большинстве своем социал-демократы раньше формировали единолично правительство. Сейчас ситуация несколько поменялось и сформировать единолично правительство они не могут. В этих странах совершенна незначительна роль монарха, особенно в Швеции и Норвегии. Король не может влиять на законодательную политику, потому как даже не подписывает акты принятые парламентом. В большинстве случаев монархи остаются лишь символом единства нации. Более существенные полномочия у монархов Малайзии и Таиланда. Малайзия – парламентарная выборная монархия. Верховный правитель Малайзии. Малайзия федеративное государство. Делится на штаты и султанаты. Султаны каждые 5 лет избирают монарха. В Таиланде был военные авторитаризм. Сейчас гражданская форма правления. ОАЭ – это страна состоит из 7 эмиратов. И 7 эмиров собираются и избирают своим председателем на пятилетней срок одного из эмиров. В отличие от Малайзии здесь не очередность. Своеобразная монархия существует и в ряде мусульманских стран, что связано с концепцией Халифата. Для маленьких африканских стран характерно – создание совета племенных вождей. Кроме того существует Вестминстерская монархия, где главой государства признается королева ВБ. Надо ли сохранять монархию или нет? – количество монархий поубавилось, монархии пали в Греции, Румынии, Болгарии и так далее. Вопросы об отмене монархи поднимался и в Бельгии и в ряде других стран. В 70е годы были совершены государственные перевороты в ряде стран Азии (Иране, Ираке, Ливии) и в Африке (Эфиопии). В Бразилии тоже поднимался этот вопрос и даже выносился на референдум, однако население не поддержало установить монархию. В Австралии хотели своего президента, а не чтобы у них монарх был королева ВБ. Республика Законы издаются при обязательном участии парламента, управление осуществляется под контролем парламента. Политическое значение состоит в том что она несравненно больше способствуют политическому просвещению населению чем монархия. Высшие органы государства формируются либо непосредственно избирателями либо выборными органами. Каковы признаки республики:
Глава государства – президент. Избирается на определенный законом срок. Президент избирается различными способами. Республика делится на: • Президентскую • Республиканскую Президентская республика Глава государства – президент, избираться может или прямыми выборами либо выборщиками. Законодательная власть принадлежит парламенту. Правительство формируется президентом без учета расстановки политических сил в парламенте. В этой связи президентские выборы являются в таких странах важнейшими выборами. Президент назначает министров как правило из представителей своей партии. Правительство формируется президентом и ответственность несет перед президентом. Тут нет должности премьер-министра, президент и глава государства и глава правительства, имеет решающий голос при принятии решения. В некоторых странах где есть должность премьер-министра – это является административной должностью. В президентских республиках существует четкое разделение властей. Это проявляется в том, что президент не может распустить парламент, а парламент не может отправить в отставку министров. В отдельных странах можно выразить вотум недоверия премьер-министру. В отдельных странах (США) государственных секретарей, судей президент назначает с согласия верхней палаты. Для президентской республики характерно разделенное и совпадающее правление. Президентская республика сочетает принцип разделения властей и систему сдержек и противовесов. Этой форме правления характерно: • Сосредоточение большинства важных полномочий в руках президента • Практическая независимость от законодательных органов исполнительной власти • Соединение в одном политическом институте полномочий главы государства и главы правительства. Есть такое понятие «суперпрезидентская республика». Это понятие было характерно для многих стран Латинской Америки. Однако позиции президентов в этих странах за последнее время сильно ослабились. Это понятие было характерно и для стран тропической Африки в 80е годы, такие как Ганна, Гвинея, Заир и другие страны, здесь суперпрезиденство ещё объяснялось тем, что президент skyне только главой государства и главой правительства, но и лидером партии. В таких странах как Заир, Уганда – у власти фактически находились пожизненные президенты. В последние годы произошло смягчение президентских республик, то есть произошло усиление роли парламентов и снижение влияния президентов, это характерно для Португалии, Финляндии. В отдельных странах предусматривается ответственность министров перед парламентом. И считается что для таких республик присущи элементы парламентарных республик. В некоторых странах сложились полупрезидентские республики. Примером является Франция. Парламентарная республика Признаки парламентарной республики: • Президент – выборное лицо. • Законодательная власть принадлежит парламенту • Правительство формируется парламентом • Президент назначает членов правительства которых предложил лидер правящей партии. • Ответственность правительства перед парламентом. • Глава государства не свободен в выборе премьер-министра. Президент единолично назначает тех лиц, которые указаны в законе. В большинстве стран президент является чисто номинальной фигурой. В последнее время очень заметно наблюдается одна характерная особенность присущая некоторым республикам зарубежных стран. Наблюдается в некоторых странах «семейная республика». Например, корейская народная доминиканская республика. Другая страна – Куба, Был Фидель Кастро, сейчас Рауль Кастро. Мусульманское духовенство, в Иране имеется избранный президент и парламент, но главную роль играет руководитель государства. Пост руководителя государства принадлежит духовному лицу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|