Другое государство – Датское королевство.
Фарерские острова, Фареры и остров Гренландия. Автономия островам была предоставлена в 1948 году по закону об их правовом положении: • Группа А: компетенция центральных органов Дании • Группы Б: компетенция Фарерских островов. Есть свой парламент, есть компетенция, есть вопросы. Фареры избируют двух депутатов в фолькетинг Дании. На Фарерах два государственных языка: датский и фарерский. Более того, там даже есть своя валюта – фарерские кроны. Их, правда, не принимают даже в Дании, не то, что в Европе. Остров Гренландия. Это островок площадью 2 миллиона с лишним километров, в основном покрытый льдами и снегом. Население около 60000 человек. Два языка: эскимосский и датский. Своей валюты нет. До 1953 года Гренландия была колонией Дании, в 1953 году статус упразднили и включили в состав. Большинством голосов в 1953 году датский парламент принял закон о расширении внутренней автономии Гренландии. Органы те же самые, назначается представитель и два депутата идут в парламент Дании. Закон о Гренландии тоже состоит из нескольких частей: • Закрепление полномочий Дании • Закрепление полномочий Гренландии В конституции Дании не говорится о предоставлении автономии. Речь идет только о представительстве депутатов в датском парламенте. Т.е. автономия тоже только законодательная. У парламента законодательные полномочия: • Вопросы, решения по которым принимает Парламент Дании • Вопросы, решения по которым передаются центральными органами автономным территориям. Датский парламент при сотрудничестве с гренландскими властями принимает важные решения. В отношении тех стран, к которым Гренландия имеет экономические интересы, можно назначать специальных представителей для защиты этих интересов. Они входят, например, в ООН.
Нужно подчеркнуть и то обстоятельство, что Дания – член ЕС. Но Фареры и Гренландия не являются членами ЕС. Отношения этих территорий с ЕС регулируются своими специальными соглашениями. Особые соглашения заключены по вопросам рыболовства, в т.ч. с Российской Федерацией. Говоря об автономии в странах Северной Европы, нужно подчеркнуть этнический фактор образования автономий в этих странах. Для них характерно то, что наблюдается поддержание лингвистических связей между коренным населением островов и Данией. Большое внимание уделяется сохранению их родного языка, традиций и обычаев. В последнее время раздаются голоса прежде всего правых экстремистских партий, чтобы путем переговоров создать государства из нынешних автономных образований. Ни одна страна не согласится дать часть своей территории, чтобы создать новое государство. В последнее время в этих странах наметилась тенденция к независимости (активность националистических партий). Население этих автономий живет на значительных дотациях государств. В последнее время вокруг Фареров и Гренландии нашли нефть и газ. Это большие деньги, которые и зарабатывают, и воруют. Это энергоносители. Обнаружили и драгоценные металлы. Проблема отделения – лишь гипотеза. Что касается Португалии, находящейся на берегу Атлантики (крайняя точка Европы там находятся), в ее составе есть два автономных образования: Азорские острова (Азоры) и архипелаг Мадейра. Автономия Португалии является конституционной, она урегулирована конституцией этой страны, эти острова пользуются автономией с 1976 года. Но закон об автономии был принят парламентом (Собранием) республики только в 1987 году. Этот закон пересмотрел автономию в части Азоров, значительно расширив самостоятельность органов власти в этой стране. Административный режим этих островов определяется их географическими, экономическими и социальными условиями, а также давним стремлением населения островов к автономии.
Следующий пункт статьи закона говорит о целях автономии. Одна из важнейших целей – укрепление национального единства и солидарности между всеми португальцами. Единство государственной территории, т.о., непоколебимо. Правовое положение автономных образований в законах вырабатывается в органах автономий, а затем проекты передаются на рассмотрение парламенту Португалии. В автономиях есть парламент, избираемый населением, правительство, формируемое из депутатов автономной ассамблеи, с учетом расстановки политических сил в парламенте. Правительство несет ответственность перед ассамблеей. Во главе правительство стоит председатель, назначаемый правительством из центра. Министр республики, осуществляет контроль за исполнением актов центральных органов и т.п. Он назначает и отстраняет от должности членов правительства по представлению председателя правительства. Законы проводят четкое размежевание компетенции между центром и автономии. В Конституции (ст.229) есть перечень вопросов, отнесенных к компетенции автономных областей. Он велик. С другой стороны, конституция дает перечень вопросов, которые относятся к компетенции центральных органов. Автономия может ставить целью обеспечивать демократическое развитие своей территории, активное участие граждан в политической и прочей жизни страны. Иначе говоря, структура высших органов автономных образований, как и в других странах, создается по одному и тому же образцу. Министр республики имеет значительные права: он может опротестовывать законы. Что касается президента республики, он вправе приостанавливать деятельность органов автономных образований, в случае необходимости даже распускать парламент. Как и во всех странах, где есть автономные образования, автономии требуют расширения своих прав. Особенно остро стоит вопрос получения автономией субсидий и увеличения денежных средств для автономий. СМИ сейчас заговорили о «прогрессивной автономии» в Португалии. Мэр города подразумевает периодическое обновление статуса путем принятия законодательных актов путем расширения полномочий региональных ассамблей в целях расширения их полномочий. Некоторые законодатели выступают за ограничение полномочий министра республики (представителя центральных органов).
Еще есть Франция. Со стороны Франции можно доплыть до Корсики. Но проще это сделать из Италии. Корсика состоит из двух департаментов, управляемыми соответствующими местными органами. Но корсиканцы, очень гордящиеся Наполеоном Бонапартом, утверждают, что они не французы, а корсиканцы. Они требуют закрепления особого правового статуса своего региона. Левые партии (социалисты, коммунисты и левые радикалы) в своих предвыборных обещаниях стали говорить, что если они придут к власти, Корсика получит подобие автономии. Действительно, когда Миттеран пришел к власти, был принят закон о правовом положении Корсики. Но принятие этого закона длилось долго и напряженно, т.к. корсиканцы настаивали на том, чтобы в законе написать норму о том, что есть корсиканский народ. Долгие усилия в жестко централизованном государстве привели к франкизации региона. Министр внутренних дел вынужден был 18 раз летать на Корсику для урегулирования проблем. Был принят закон 309 голосами против 263 с гибкой формулировкой: Французская республика гарантирует корсиканскому народу – части французского народа автономию, если они не будут наносить ущерб целостности и единству французского государства. Этот закон нашли не соответствующим конституции в той части, что он отделил корсиканский народ. Предоставление статуса корсиканцам дало бретонцам мотивацию требовать автономии. Окситания тоже стала говорить, что ее жители не французы, а окситанцы. Французская газета «Юманитер» напичатала краткую заметку о том, что положение, существующее в СССР, действительно многонациональном государстве, на почву Франции – единого государства с единой французской нацией. Надо очень осторожно относиться к этому. Много лет назад вышел учебник по КПЗС, где наши авторы применительно к Болгарии написали, что там существует не только болгарское население, но и турецкоязычное. Учитывая, что на Корсике два департамента, Французское руководство решило сократить там аппарат управления. За проект высказалось только 0,02% избирателей. Объединения не произошло. Только окситанцы поднимают вопрос о признании их языка официальным, но это очень проблематично.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|