5 планирование и контроль перехода
5 ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ ПЕРЕХОДА Рейс любой протяженности может быть разбит на две стадии: подготовка и исполнение. Подготовка включает: оценку и планирование. Исполнение включает: организацию и контроль.
Оценка перехода После получения рейсового задания начинается сбор информации для перехода. Предстоящий переход оценивается капитаном (руководителем) на основе следующих документов: 1. каталог карт; 2. навигационные карты; 3. океанские пути; 4. путевые и крупномасштабные карты; 5. карты с рекомендованными путями, утвержденными ИМО; 6. наставления для плавания и лоции; 7. списки огней и знаков; 8. таблицы приливов; 9. атласы течений; 10. извещения мореплавателям (НАВАРЕА, срочные извещения и извещения об опасностях); 11. информация по связи (включая систему управления движения судов (СУДС) и вызов лоцмана); 12. информация по климату, метеорологии и океанографии. Погода, состояние моря и ожидаемая ледовая обстановка; 13. загружаемые электронные карты; 14. таблицы расстояний; 15. корректурная информация по электронным системам навигации; 16. радио и местные предупреждения; 17. другие неопубликованные источники и информация судовладельца; 18. маневренные характеристики судна; 19. осадка судна; 20. справочник мореплавателей; 21. руководство по заходу в порт; 22. персональный опыт. Процесс оценки перехода длится до тех пор, пока не будет собрана вся доступная информация, относящаяся к рейсу, включая состояние судна и механизмов. При этом особое внимание следует уделить: 1. главной силовой установке; 2. рулевому устройству; 3. навигационному оборудованию; 4. якорям; 5. подруливающему устройству;
6. вспомогательным механизмам; 7. дифференту, осадке судна и максимальному возвышению над водой (от ватерлинии до клотика); 8. поперечной остойчивости; 9. укомплектованности экипажа. На основании всей собранной информации капитан делает общую оценку перехода. При этом рассматривается расстояние между портами, необходимое количество бункера и запасов на переход с учетом штормового запаса. По пути следования определяются возможные порты захода. При переходе океаном решается задача выбора пути, который должен быть наиболее экономически выгодным. Таковым является путь кратчайший по расстоянию. Однако кратчайший путь по расстоянию не всегда будет кратчайшим по времени. Тем не менее, планирование перехода часто начинается с расчета кратчайшего пути и анализа плавания этим путем. На практике в качестве наивыгоднейшего пути, как правило, выбирается один из следующих вариантов: - плавание по локсодромии; - плавание по дуге большого круга (ДБК), являющегося кратчайшим путем; - составное плавание, включающее в себя плавание по ДБК и плавание по локсодромии; - стандартный климатический путь с учетом установившейся или прогнозируемой погоды; - оптимальный путь, выбираемый и корректируемый судоводителем самостоятельно с учетом гидрометеорологических факторов: пре- обладающие ветры, пути прохождения циклонов, волновой режим, границы распространения льдов, действующие течения; - обеспеченность радионавигационными системами, возможные ограничения в использовании; - возможность получения прогнозов погоды, штормовых и ледовых предупреждений, оперативной навигационной информации; - оптимальный путь, основанный на рекомендациях специализируемой береговой службы. При обсуждении плана перехода на стадии оценки необходимо особо выделить участки пути, находящиеся на незначительном рас- стоянии от береговой линии и опасностей. Также следует рассмотреть районы с принятой ИМО системой разделения движения.
При проходе архипелага определяются проливы и проходы, которые рекомендованы наставлениями для плавания и лоциями, и уточняется необходимость в лоцманской проводке. При определенных обстоятельствах предпочтительнее пройти вокруг архипелага. Сделав оценку намеченного перехода, капитан определяет свою стратегию и дает задание уполномоченному на то помощнику планировать рейс, который должен выполнить все требования капитана, несущего полную ответственность за план перехода. 6 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЯ Во введении обучающиеся приводят международные и национальные требования по навигационному планированию рейса. Дают характеристику и краткое содержание основных этапов планирования рейса, выполнения расчетов по загрузке судна и расчетов экономических показателей рейса. Делают выводы о влиянии качества планирования рейса на навигационное обеспечение безопасности плавания и достижения максимального экономического эффекта. Пример оформления содержания ВКР: ВВЕДЕНИЕ Безопасное плавание – важнейшее составляющее хорошей морской практики. Безопасное плавание означает такое плавание, при котором судно не подвергается неоправданным опасностям, судно непрерывно находится под контролем. Основным показателем стабильности на морском флоте - была, и всегда остается безопасность. Планирование перехода предназначено для определения безопасного и экономически выгодного пути. Анализ обеспечения безопасности позволит выявить наиболее опасные факторы и необходимые меры по снижению уровня опасности. Планирования перехода не является дискуссионным вопросом – это обязанность судоводителей, ответственность за наличие плана перехода возложена на капитана, Правилом 34 «Безопасность судовождения и предотвращение опасных ситуаций» главы V МК СОЛАС-74 [2]. Резолюция А. 893(21) – Руководство по планированию рейса [3], дает развернутое понятие о структуре плана и его содержании. Отечественные Наставление по штурманской службе на судах Минречфлота РСФСР [4] и Рекомендации по организации штурманской службы на судах (РШС-89) [5] имеют ценные указания к планированию рейса/перехода.
Объектом выпускной квалификационной работы (ВКР) является безопасность плавания, предметом же работы выступает изыскание возможности обеспечения безопасности плавания на этапе планирования перехода. Поставлена следующая цель – найти существующий или разработать метод, который позволит оценивать предстоящий переход как относительно опасный или безопасный, на основе данных о предстоящем переходе. Проводя поиск информации по проблеме планирования рейса и анализа безопасности плавания первое, что было изучено – это МК СОЛАС-74. В главе V «Безопасность мореплавания» содержится Правило 34 «Безопасность судовождения и предотвращение опасных ситуаций» Упомянутое в Правиле 34 руководство и рекомендации, выработанные Организацией – это Резолюция А. 893(21) – Руководство по планированию рейса [2], дает развернутое понятие о структуре плана и его содержании (текст Резолюции приведен в приложении 1). Важно отметить, что данное руководство распространяется на все суда, совершающие международные рейсы. В МК ПДНВ-78 с поправками 2010 года [8] дважды упоминается интересующая нас тема: первый раз как первая компетенция, из числа необходимых, обладание которой позволяет получить диплом вахтенного помощника капитана – «Планирование и осуществление перехода, и определение местоположения» [3, с. 105]; второй раз – в Главе VIII Стандарты в отношении несения вахты, Раздел A-VIII/2 – Организация и принципы несения вахты, Часть 2 – Планирование рейса [8, с. 290]. Часть 2 требует, чтобы до начала каждого рейса предполагаемый путь из порта отхода до порта захода был запланирован с использованием всей необходимой информации; если в ходе рейса принято решение существенно отклониться от запланированного пути, то измененный путь должен прорабатываться до того, как судно существенно отклонится от первоначально запланированного пути. По заказу Министерства речного флота РСФСР было выпущено Наставление по штурманской службе на судах Минречфлота РСФСР [4]. Глава III «Штурманская работа при подготовке к рейсу (НШСМ-86)» посвящена вопросам планирования рейса. Это наставление является руководящим документом для судов МРФ РСФСР. Наставление представляет интерес, так как содержит подробную инструкцию по созданию плана перехода.
Отделом безопасности мореплавания ЦНИИ морского флота были выпущены Рекомендации по организации штурманской службы на судах (РШС-89) [5], которые так же могут рассматриваться как пояснения для создания плана перехода. НШСМ-86 дает развернутые рекомендации по практическому выполнению большого количества работ, связанных с выполнением процесса планирования, в то время как СОЛАС-74, ПДНВ-78, Резолюция А. 893 (21), РШС-89 дают перечисление составляющих плана. На основе анализа документов работу по планированию можно сгруппировать в два блока: первый – это изучение материала, касающегося предстоящего рейса/перехода, второй – непосредственно создание плана перехода с нанесением его на карты и оформлением плана на бумаге или жестком диске компьютера. Безопасность судовождения является важнейшей проблемой морского транспорта, так как от ее успешного решения зависят сохранность морских грузов, жизнь пассажиров и членов экипажа, снижение материальных расходов на ремонт и простои аварийных судов, а также предотвращение загрязнения окружающей среды. Проблеме повышения безопасности мореплавания в последние годы уделяется все большее внимание. Это вызвано не только гибелью людей, но и резким повышением требований к охране окружающей среды от загрязнения, особенно нефтепродуктами и опасными химическими веществами. Особенность труда судоводителя проявляется в необходимости принимать сложные решения в ограниченное время при недостатке информации, для чего судоводитель должен обладать быстротой реакции, способностью практически мгновенно находить правильное решение в сложной обстановке, выбирая из множества вариантов наиболее оптимальный для данных условий. Качественная навигационная подготовка к переходу является важной частью подготовки штурмана к рейсу. Ее необходимо проводить заблаговременно в порту и сразу после получения рейсового задания. Навигационная подготовка к переходу - это перечень мероприятий, которые проводятся на судне для обеспечения навигационной безопасности перехода и подготовки к оперативному и точному решения задач судовождения. Основной задачей предварительной навигационной подготовки планирование и выполнение поставленных задач, которые исключат навигационную аварию и обеспечат выполнение поставленных задач.
В выпускной квалификационной работе прорабатывается маршрут перехода судна с учетом всех особенностей, как судна, так и района плавания. На проработку рейса оказывают влияние такие факторы как: маневренные характеристики судна, навигационные, гидрологические и гидрометеорологические особенности районов плавания, портовые правила и др. Объектом исследования является безопасность перехода п. Санкт-Петербург – п. Пярну, предметом служит планирование и оценка маршрута данного перехода, выполнение предварительных расчетов и предварительной прокладки. Цель выпускной квалификационной работы: 1. научиться прорабатывать маршрут перехода, исходя из предстоящих путевых и погодных условий, действующих режимов плавания, характеристик и ограничений судна, на котором будет совершаться рейс; 2. подбирать необходимые карты, пособия и наставления для плавания, их корректура по Admiralty Notices to Mariners Гидрографического управления Британского Адмиралтейства или ИМ ГУНиО МО РФ; 3. получение навыков работы с картами при выполнении предварительной прокладки и графического плана перехода, их подбор по наставлениям для плавания; 4. выбор предстоящих способов определения местоположения судна и подбор ориентиров, по которым эти обсервации будут производиться; 5. оценка степени опасности при плавании вдали от мест укрытий и убежищ, сбор важной дополнительной информации о приливах, течениях, астрономических явлениях и т. д. Во время плавания должны соблюдаться обязательные для всех правила МППСС-72, которые регулируют движение и маневрирование судов и имеют силу закона для всех судов в открытых морях и соединенных с ними водах, по которым могут плавать морские суда.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|