5. Диагностический анализ факторов и потенциалов: «Муниципальный район - институт местного самоуправления»
5. Диагностический анализ факторов и потенциалов: «Муниципальный район - институт местного самоуправления»
5. 1. Организационно-правовые основы местного самоуправления Анализ организационно-правовых основ местного самоуправления в аспекте разработки стратегии социально-экономического развития территории целесообразно проводить в разрезе четырех основных блоков. Первый из них включает в себя исследование собственно правовых основ местного самоуправления, определяемых в рамках нормотворчества трех (четырех) уровней публичной власти РФ. В данном случае рассматриваются рамочные правовые условия осуществления как собственно местного самоуправления, так и стратегического планирования на муниципальном уровне. В современных условиях усиливающейся конкурентной борьбы территорий за обладание различными ресурсами эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется качеством его правовой основы. Развитие местного сообщества, его адаптация к быстро изменяющимся условиям внешней среды невозможно без детальной разработки нормативно-правовой базы регулирования всех аспектов общественных отношений на уровне местного самоуправления. Правовая основа местного самоуправления представляет собой систему взаимосвязанных нормативно-правовых актов и правовых норм, регулирующих вопросы организации и деятельности местного самоуправления и его предназначения, как института, в общей системе публичной власти. Местное самоуправление, являясь автономным институтом публичной власти Российской Федерации, подвержено правовому регулированию со стороны, как самих местных сообществ, так и в значительной степени со стороны субъектов Российской Федерации и Российской Федерации. Поэтому исследованию правовых основ местного самоуправления м. р. Ставропольский следует подвергнуть нормативно-правовую базу на трех уровнях: федеральном, субъектов Российской Федерации и непосредственно рассматриваемого муниципального образования.
Правовую основу местного самоуправления м. р. Ставропольский в соответствии с федеративным устройством РФ составляют следующие нормативно-правовые акты: 1) нормативные правовые акты федерального значения, закрепляющие общие принципы правового регулирования местного самоуправления: Конституция РФ, Федеральный закон от 06. 10. 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иные федеральные законы, регламентирующие отдельные вопросы функционирования местной власти (например, Федеральный закон от 12. 06. 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяет порядок организации и проведения референдума, в том числе и на уровне местного самоуправления), а также издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти); 2) нормативные правовые акты Самарской области: Устав (Основной Закон) Самарской области, законы Самарской области (например, Закон Самарской области от 08. 06. 2006 г. №57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципальных образований»), постановления Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области, иные нормативные правовые акты Самарской области;
3) нормативные правовые акты, принимаемые в системе местного самоуправления м. р. Ставропольский: Устав м. р. Ставропольский, решения, принятые на местных референдумах, иные муниципальные правовые акты муниципального района. Как известно, двумя главными условиями, обеспечивающими нормальное управление процессом развития института местного самоуправления, являются, с одной стороны, соблюдение принципа соподчинения нормативных правовых актов, регулирующих отношения в системе местного самоуправления в масштабах всего государства, а с другой стороны реализация принципа соответствия принимаемых нормативных правовых актов объективным процессам общественного развития, которые они опосредуют. В соответствии с приведенной выше структурой нормативно-правовой базы организации местного самоуправления в Российской Федерации первенство и основная роль в регламентации данного вопроса отводится федеральному законодательству. Ключевой проблемой является тенденция на преобразование автономного института местного самоуправления в третью ступень государственной власти РФ. Об этом позволяет говорить законодательно установленное несоответствие между закрепленными доходами муниципальных бюджетов и их расходными полномочиями, что ставит органы местного самоуправления в прямую финансовую, а, следовательно, и политическую зависимость от органов государственной власти различного уровня. Процесс изъятия с местного уровня значительного объема налоговых отчислений, служащих гарантией финансово-экономической самостоятельности, сопровождается существенными ограничениями (ст. 50 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») муниципалитетов в вопросах управления имущественным комплексом, так как закрытый перечень видов объектов муниципального имущества, закрепленный на федеральном уровне, практически полностью относится к социальной сфере, а потому не может быть доходным в подавляющем большинстве случаев. Отсутствие собственной доходной базы порождает ситуацию, когда основу доходной части местных бюджетов формируют трансферты из региональных и, в меньшей степени, федерального бюджета, соответственно, и основной задачей муниципальной власти является не долгосрочное развитие вверенной им территории в целях увеличения налогооблагаемой базы, а выстраивание должных отношений с регионом, что позволит обеспечить наполнение местного бюджета за счет бюджетных средств субъекта Федерации. В условиях неэффективной, слабо формализованной и во многом закрытой системы распределения трансфертов последствия такого рода политики могут быть крайне негативные.
Таким образом, рассмотренная выше ситуация может быть признана угрозой по отношению к перспективному развитию как территории в целом так и системы органов местного самоуправления м. р. Ставропольский в частности, так как федеральное законодательство не способствует формированию долгосрочных стратегических приоритетов развития местного сообщества, препятствует осуществлению независимого, преследующего интересы территории, муниципального менеджмента, порождает неэффективное распределение и использование различного рода ресурсов. Анализ структуры и содержания статей Устава позволяет сделать вывод о его соответствии требованиям федерального законодательства, причем не только его букве, но и духу. В частности, большое внимание в нем уделено регламентации форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления. К несомненным его преимуществам стоит также отнести достаточно четкое правовое оформление системы органов местного самоуправления и порядка их взаимодействия между собой путем установления непересекающихся компетенций. Структуризация нормативно-правовой базы местного самоуправления м. р. Ставропольский почти 40 вопросам местного значения муниципального района, позволит: - определить сформированное правовое поле (перечень правовых актов), его количественные и качественные характеристики; - увидеть тенденции правотворческой деятельности Собрания представителей и Администрации; - определить перечень принятых правовых норм и урегулированных вопросов, а также установить степень полноты правового обеспечения по каждому вопросу местного значения;
- выявить пробелы в правовом обеспечении вопросов местного значения; - установить приоритеты правотворческой деятельности на различную перспективу. Управленческие или организационные основы являются важнейшей составляющей системы местного самоуправления. Эффективность функционирования любой сложной системы, а именно такой является муниципальное образование, в значительной мере определяется качеством организационной структуры органов местного самоуправления. Основными целями формирования организационной структуры органов местного самоуправления являются, с одной стороны, обеспечение эффективного управления процессами социально-экономического развития территории и повышение качества жизни населения и, с другой стороны, снижение затрат на содержание органов местного самоуправления. Согласно п. 1 ст. 34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» структуру органов местного самоуправления составляют: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования, причем согласно п. 2 ст. 34 наличие трех перечисленных первыми органов является обязательным. При этом порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности органов определяются Уставом муниципального образования. Устав м. р. Ставропольский закрепляет наличие трех обязательных органов местного самоуправления: Собрания представителей муниципального района, Главы и Администрации муниципального района и регламентирует общий порядок их деятельности. Компетенция, структура, положение в системе органов местного самоуправления представительного органа м. р. Ставропольский – Собрания представителей регламентированы в ст. 30 - 34 Устава. Управление сложной социально-экономической системой, какой вне всяких сомнений является м. р. Ставропольский, требует практической реализации принципа единоначалия, подкрепленного прямой поддержкой населения в ходе выборов. Исполнительно-распорядительным органом м. р. Ставропольский является Администрация. В соответствии со ст. 37 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Администрация м. р. Ставропольский построена по отраслевому принципу. С учетом специфики территориальной организации муниципального района, состоящим из 24 относительно равновеликих сельских поселений, такая структуризация представляется оправданной.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|