Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Абсолютные значения показателя




Рейтинг доли налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объеме собственных доходов бюджета муниципального образования (без учета субвенций) (Рис. 5. 2. 3. )

 

Абсолютные значения показателя

Динамика значений показателя в 2012-2015 гг., процентов к уровню 2015 года (Рис. 5. 2. 4)

 

 

В среднем, МО в Самарской области демонстрируют низкий уровень бюджетной обеспеченности, хотя и превышающий на четыре процента соответствующий показатель за 2014 год – 36, 0% по итогам 2015 года (2014 г. – 32, 0%). Причем, надо отметить существенную положительную динамику рассматриваемого показателя по муниципальным районам региона, в отношении муниципальных районов значение данного показателя составляет 31, 8%(в 2014 г. – 26%).

Ключевым фактором повышения значений по данному показателю (а также сохранения имеющейся положительной динамики) должны стать мероприятия, направленные на улучшение качества администрирования местных налогов, повышение качества прогнозирования и планирования доходов бюджета муниципального образования.

На протяжении ряда лет осуществляются мероприятия по мобилизации доходов и повышению эффективности бюджетных расходов:

- утверждается план мероприятий по увеличению собственной доходной базы бюджета муниципального район Ставропольский на очередной финансовый год, направленный на мобилизацию доходов; проводятся заседания комиссий по вопросам расширения доходной базы, укреплению контроля за соблюдением налоговой дисциплины;

- осуществляется взаимодействие с руководителями крупных предприятий, расположенных на территории района в вопросе оказания содействия по взысканию задолженности в бюджет;

- осуществляется контроль за выполнением условий договоров аренды, за поступлением арендных платежей, принимаются меры по увеличению собираемости арендной платы (направляются уведомления и акты сверок о задолженности).

В ходе реализации указанных мероприятий ожидаются дополнительные поступления в бюджет налоговых и неналоговых доходов, которые способствуют исполнению обязательств по социально значимым программам.

Расходная часть консолидированного бюджета муниципального района Ставропольский Самарской области за 2015 год исполнена в общей сумме 955 696 тыс. рублей.

При формировании бюджета на очередной финансовый год и плановый период используется практика подготовки главными распорядителями обоснований бюджетных ассигнований, в которых указываются данные о динамике планируемых бюджетных расходов, а также приводятся значения показателей, характеризующих непосредственный результат осуществления расходов и конечный результат деятельности главного распорядителя в отчетном году и плановом периоде.

Бюджетная политика Нефтеюганского района в области расходов направлена на:

- сохранение социальной стабильности в районе;

- решение приоритетных задач социальной сферы;

- безусловное выполнение принятых обязательств;

- повышение эффективности и результативности бюджетных расходов.

В общем объеме расходов наибольший удельный вес (61, 55 %) составляют расходы на социально-культурную сферу. Исполнение за 2015 год по направлениям социально-культурной сферы составляет 588 287 тыс. рублей или 96, 65 % от плановых назначений в сумме 608 711 тыс. рублей.

За 2015 год при плановом дефиците -8 265 тыс. рублей консолидированный бюджет муниципального района Ставропольский Самарской области исполнен с профицитом 8 872 тыс. рублей.

Расходы баланса финансовых ресурсов области прогнозировались с учетом проведения изменений в налогово-бюджетной политике федерального и регионального уровней, увеличения объема потребления бюджетных ресурсов населением, сохранении пропорций распределения бюджетных ресурсов.

В 2017 году расходы вырастут на 3, 5% по базовому, по дополнительным вариантам прогноза на 5% и 8, 9% к ожидаемому поступлению 2016 года. Рост расходов объясняется увеличением затрат на социальную политику, на содержание социальных объектов, на содержание и инженерно-технической инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства.

На территории муниципального района Ставропольский ежегодно плательщиками уплачивается налогов и сборов в бюджетную систему страны почти 3 млрд. руб. После их распределения между всеми уровнями бюджетов в бюджет муниципального района поступает чуть меньше 10% от этой суммы.

В связи с утратой силы положений Бюджетного Кодекса РФ, касающиеся зачислению в бюджеты муниципальных районов государственной пошлины за регистрацию транспортных средств, наш бюджет потерял доходы в размере ориентировочно 25 млн. руб. (в 2010г. объем поступлений в местный бюджет этих средств составил 23, 4 млн. руб., в 2011г. – 27, 4 тыс. руб. ). Минфин РФ предполагал, что эти потери компенсируются увеличением норматива зачисления НДФЛ и ЕСХН, взимаемому на межселенных территориях, и госпошлиной по делам, рассматриваемыми мировыми судьями, однако на деле эти потери остались потерями, т. к. межселенной территории в районе нет, а госпошлина по делам, рассматриваемыми мировыми судьями составляет мизерную сумму – 28 тыс. руб. в год.

Финансирование общеобразовательного процесса на сегодняшний день осуществляется за счет средств областного бюджета, однако содержание зданий детских садов и школ, их ремонт, исполнение предписаний, снабжение коммунальными услугами, обеспечение подъездных путей обеспечивается местным бюджетом. Ежегодно затраты бюджета муниципального района в этой сфере составляют порядка 112 млн. руб. В условиях экономического кризиса и падения доходов, поступающих в бюджеты, необходимо рассмотреть вопрос предоставления льготы по налогу на имущество организаций, начисляемый в отношении зданий детских садов и общеобразовательных школ (в прошлом году эта сумма составила 1 291 тыс. руб. ), стоящих на балансе муниципалитета, что позволит хотя бы в какой-то части компенсировать расходы районного бюджета на организацию образовательного процесса.

Причиной падения уровня бюджетной обеспеченности по району стало снижение размера дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности на 2016 год со 107 млн. руб. до 49 млн. руб. Ежегодно за счет этих средств из районного бюджета направляется дотация на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности сельских поселений района, бюджеты 95% которых остродефицитны. Изменение методики расчета дотации повлияло на резкое снижение объема выделяемых средств всего по двум районам области, в результате этого проект бюджета на следующий год при снижении расходной части был рассчитан с предельным уровнем дефицита.

Таким образом, муниципалитет теряет колоссальные средства и вынужден снижать расходы, направленные на решение вопросов местного значения и социально-значимые направления, в связи с чем предлагаем следующее:

- предоставление льгот по налогу на имущество организаций по учреждениям общего образования,

- рассмотрение возможности перечисления отрицательных трансфертов не в областной, а в районный бюджет, либо возвращение этих средств в местный бюджет дотацией,

- установление норматива отчисления в районный бюджет по налогу на имущество организаций, способного компенсировать потери бюджета.

Рис. 5. 2. 5. Структура расходной части консолидированного бюджета Ставропольского района

 

Менее прогнозируемыми в бюджете территории являются расходы на жилищно-коммунальное хозяйство. Подобную ситуацию с финансированием жилищно-коммунального хозяйства территории можно объяснить весьма эффективной деятельностью органов местного самоуправле-ния, сводимой к получению желаемого результата с наименьшими бюджетны-ми затратами.

Касательно бюджетного финансирования жилищно-коммунального хозяйства, стоит сказать, что его доля в структуре расходов остается приемлемой – средний удельный вес за исследуемый временной промежуток составляет 18, 8%.

Принимая во внимание тот факт, что средняя доля расходов на ЖКХ по территориям региона колебалась на уровне 27%, в бюджете Ставропольского района их доля нейтрально воздействует на ситуацию с расходованием средств в муниципальном образовании. Последнюю в целом можно охарактеризовать как весьма рациональную с поправкой на перекос траты собственных доходных источников на текущие социальные нужды над финансированием капитальных экономических потребностей.

Мотиватором направления бюджетных средств на экономическое развитие района во многом выступает предоставление безвозмездной помощи из областного бюджета, тогда как социальное развитие муниципалитета продуцируется ростом полученных муниципалитетов ресурсов самостоятельно. Ставропольский район обладает резервом доходных возможностей и запасом бюджетных средств как результат профицитного бюджета, может оптимизировать структуру расходов по собственному усмотрению, снижая зависимость от навязываемых сверху приоритетов экономического развития.

В реалиях незавершенного перехода российской экономики к рыночным условиям хозяйствования отчасти отрицательным моментом исследуемого бюджета является отсутствие финансирования такой важной статьи бюджета как развитие рыночной инфраструктуры. Как известно, свобода и самостоятельность экономических субъектов не могут обходиться без дополнительных расходов со стороны местных органов власти.

В данном контексте интересным видится анализ процесса формирования источников финансирования, рассмотренных расходов обязательств в разрезе консолидированного бюджета, как функции объединений бюджетных показателей районного бюджета и бюджетов поселений, расположенных на территории Ставропольского района.

В рамках исследуемого периода времени серьезное воздействие на структуру доходной части районного и поселенческих бюджетов оказали изменения в нормативах распределения налогов, сборов и иных обязательных платежей между различными уровнями бюджетной системы. В относительном выражении доля налоговых поступлений в общем объёме доходов поселенческих бюджетов в 2011-2015 гг. оставалась стабильной и составила в среднем 63, 2%.

Основными функциями межбюджетных отношений в Ставропольском районе являются выравнивание бюджетной обеспеченности сельских поселений и стимулирование наращивания налогового потенциала, своевременного и полного сбора платежей в бюджет, а также рационального и эффективного их расходования.

Предоставление межбюджетных трансфертов поселениям, входящим в состав Ставропольского района, обеспечивает реализацию единой бюджетной политики на всех уровнях власти. Реализация указанных аспектов политики осуществляется через различные формы межбюджетных трансфертов: дотации, субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты.

Среди дотаций основными являются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, которые обеспечивают финансовыми ресурсами местные бюджеты в объемах, гарантирующих минимальную потребность поселений в средствах на оплату социально-значимых и приоритетных расходов.

К падению уровня бюджетной обеспеченности по району стало снижение размера дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности на 2016 год со 107 млн. руб. до 49 млн. руб. Ежегодно за счет этих средств из районного бюджета направляется дотация на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности сельских поселений района, бюджеты 95% которых остродефицитны. Изменение методики расчета дотации повлияло на резкое снижение объема выделяемых средств, в результате этого проект бюджета на следующий год при снижении расходной части был рассчитан с предельным уровнем дефицита.

Таким образом, муниципалитет теряет колоссальные средства и вынуждены снижать расходы, направленные на решение вопросов местного значения и социально-значимые направления, в связи с чем предлагаем следующее:

- предоставление льгот по налогу на имущество организаций по учреждениям общего образования,

- рассмотрение возможности перечисления отрицательных трансфертов не в областной, а в районный бюджет, либо возвращение этих средств в местный бюджет дотацией,

- установление норматива отчисления в районный бюджет по налогу на имущество организаций, способного компенсировать потери бюджета.

Совокупная доля налогов на имущество в структуре доходных источников составила 35, 8%, тогда как в структуре налоговых поступлений, без учета задолженностей по отмененным налогам, 68%. Таким образом, очевидно, что земельный налог являются бюджетообразующим налогом поселенческих бюджетов Ставропольского района. В целом, общая сумма данного налога, подлежащего к зачислению в бюджет поселения, ежегодно увеличивается благодаря росту кадастровой оценки земли, а также эффективности проведения мероприятий по выявлению собственников земельных участков и видов их использования.

Важно отметить, что налоговое законодательство предусматривает зачисление налога на доходы физических лиц по месту работы. В связи с этим, местные бюджеты теряют значительные финансовые ресурсы для развития своих территорий. Как известно, величина данного налога зависит от уровня зарплат и декларируемых совокупных доходов физических лиц, следовательно, резерв его увеличения состоит в легализации доходов жителей района. Для районного бюджета первостепенную роль играет налог на доходы физических лиц, концентрирующих в среднем за исследуемый период 84% доходной части.

Неналоговые доходы не имеют постоянного фискального характера, твердо установленной ставки. На практике их планирование осуществляется, исходя из фактических поступлений за предыдущие периоды с учетом динамики, темпов инфляции и изменений в законодательстве.

Рассматривая уровень неналоговых поступлений в целом, стоит отметить, что их роль в формировании доходной части как районного бюджета, так и бюджета поселения за исследуемый период была неоднозначной. Таким образом, структура неналоговых доходов бюджетов поселений на протяжении исследуемого периода времени складывались в основном из доходов от использования имущества и отчасти за счет продажи от продажи материальных и нематериальных активов. Как следствие, доля неналоговых доходов в структуре доходной части поселенческих бюджетов.

Рассмотрев результаты формирования доходной части районного и поселенческих бюджетов, отметим, что консолидированный бюджет Ставропольского района как результат наполнения данных бюджетов в целом имеет оттенок формирования доходов бюджета района. Общая доля налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета в структуре доходных источников в 2013-2015 гг. составила 48, 2%.

 

 Рис. 5. 2. 6. Объемы налоговых и неналоговыхдоходо, и безвозмездных поступленийв

           

Подводя итоги анализа налоговых поступлений консолидированного бюджета, стоит отметить хорошие успехи по их сбору в рамках реализации ряда мероприятий по увеличению неналоговых доходов бюджета муниципального района. Тем не менее, можно увеличить объем собственной доходной базы, например, с помощью проведения мероприятий по выявлению собственников земельных участков и видов их использования, по взысканию задолженностей прошлых лет, увеличения размера арендной платы.

Эффективным механизмом пополнения доходной части местных бюджетов может стать неформальная организация публичных слушаний по вопросам налогообложения хозяйствующих субъектов, формирующих основу налогового потенциала Ставропольского района. Представляется, что совместные обсуждения налоговых новаций и их последствий способны оказывать воздействие на оперативное реагирование и управление ситуацией. В частности, одной из потенциальных тем обсуждения своеобразного «круглого стола» может стать вопрос оптимизации льгот по местным налогам, основной массив которых относится к налогам на имущество.

В рамках сложившейся бюджетной системы РФ местные бюджеты зачастую представляют собой инструмент, используемый региональными органами власти для достижения единых целей социально-экономического развития. В Самарской области данная ситуация может быть оправдана тем, что состав доходов местных бюджетов, а, следовательно, и возможности полноценного развития муниципалитетов во многом определяются финансовой политикой, проводимой на субфедеральном уровне, и, в частности, размерами безвозмездной помощи местным бюджетам и её целевой направленностью.

Исходя из общего предназначения регионального фонда компенсаций, трансферты, аккумулируемые в нём и распределяемые между местными бюджетами, по сути, являются ни столько финансовой помощью, сколько компенсацией на реализацию делегированных сверху полномочий. С этой точки зрения важно определить степень нагрузки ими на органы местного самоуправления области.

В то же время аналогичный показатель с учетом предоставленных субвенций в течение последних пяти лет сокращался. Исходя их вышеизложенного, вполне обоснованным выглядит вывод о том, что при ограничении средств на решение вопросов местного значения нагрузка органов местного самоуправления государственными полномочиями хотя и не повышается, но, тем не менее, остается достаточно высокой.

Рис. 5. 2. 7. Динамика поступления безвозмездных перечислений от бюджетов других уровней

 

Таким образом, в 2015 году безвозмездные перечисления от бюджетов других уровней составили 99, 3% к уровню 2014 года.

Подводя итоги рассмотрения практики формирования и использования общественных финансов Ставропольского района, отметим, что тенденции формирования доходной части районного бюджета сигнализируют об опасности усиления в перспективе финансовой зависимости территории от вышестоящих уровней бюджетной системы.

 Так как долгосрочные приоритеты развития Ставропольского района требуют достойного уровня бюджетного обеспечения, возникает необходимость в разработке конкретных мер по укреплению собственной доходной базы бюджета, обрисовывающих перспективы укрепления муниципальной казны в контексте использования преимуществ расположения на территории района особой экономической зоны.

На сегодняшний день, создание ОЭЗ на территории Ставропольского района пока не окупается, что связано, очевидно, с коротким периодом её действия, недостаточным для реализации их потенциала. Напротив, зона требует финансовых вложений в создание инженерной, транспортной, социальной, инновационной инфраструктуры, которая складывается за счет внебюджетных источников и средств уровней бюджетной системы, в том числе и Ставропольского района.

В целом относительно формирования структуры доходной части местного бюджета в условиях деятельности ОЭЗ, Ставропольский район несет затраты связанные с проектированием и эксперизой объектов ОЭЗ – 4271, 8 тыс. руб.;

- ежегодные потери доходов бюджета по уплате НДФЛ предприятиями-резидентами ОЭЗ (планируемые поступления на период 2017-2019гг. ) – 35720 тыс. руб. (Приложение2);

-ежегодные потери доходов бюджета по уплате земельного налога, за счет предоставленных преференций предприятиями ОЭЗ на территории с. п. Подстепки-27406, 2 тыс. руб.;

-недополученные средства в связи с выводом земель с/х назначения в ОЭЗ-36300 тыс. руб.

Таким образом, несмотря на тот факт, что основная доля прироста налоговых доходов придется на федеральный и областной бюджет, доходная часть бюджета Ставропольского района, исходя из кумулятивного эффекта расположенной в непосредственной близости зоны, также возрастет.

На сегодняшний день перспективы устойчивого социально-экономического развития Ставропольского района во многом определяются желанием местных органов власти предельно активизировать внутренние финансовые резервы развития и максимизировать финансовые вливания из бюджета региона, повышая качество управления муниципальными финансами.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...