Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5.2. Местный бюджет




Структура и содержание главного в бюджетной сфере муниципалитета документа соответствует императивам федерального и регионального законодательства по срокам составления проекта местного бюджета, общим процедурам его принятия, распределению соответствующих полномочий, ответственности и контролю над соблюдением процедурных норм в расходовании бюджетных средств. Вместе с тем, существует объективная необходимость более детальной нормативной проработки ряда механизмов управления бюджетным процессом территории, внесения в него комплементарных поправок, влияющих на степень результативности расходования ресурсов муниципальной казны как фактора финансового обеспечения реализации системной социально-экономической политики.

Для исследования особенностей функционирования бюджета муниципального образования принципиальное значение имеет анализ формирования его доходной части, основная задача которого заключается в изыскании резервов доходов, их собираемости. Учитывая специфику двухуровневой модели местных бюджетов, отметим, что источники формирования районного бюджета и бюджетов формирующих его поселений несколько различны, как следствие, различны и проблемы пополнения финансовых ресурсов местного самоуправления. В связи с этим, оценивая обеспечение расходных обязательств территории, целесообразно провести параллель между доходной частью бюджета Ставропольского района и бюджетов его поселений на основе сопоставления налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений, предварительно осветив ситуацию с формированием консолидированного бюджета рассматриваемой территории.

За период с 2011 по 2015 гг. доходная часть консолидированного бюджета района выросла на 29, 6% с одновременным сокращением безвозмездных перечислений от бюджетов других уровней на 20% от уровня 2012 года, что графически проиллюстрировано на рис. 5. 2. 1.

Рис. 5. 2. 1. Динамика доходной части консолидированного бюджета

Ставропольского района

 

План по доходам, поступающим в консолидированный бюджет муниципального района Ставропольский Самарской области на 2015 год утвержден в сумме 987 010 тыс. руб., кассовое исполнение составило 964 567 тыс. руб. или 97, 7%. При этом план поступлений налоговых и неналоговых доходов незначительно перевыполнен - на 0, 8%. Исполнение безвозмездных поступлений составило 93, 9% от плановых назначений. Поступления в бюджеты муниципальных образований нашего района по налогу на доходы физических лиц сложились в размере 257 612 тыс. руб., выполнение плановых назначений составило 102, 3%. В общем объеме налоговых и неналоговых поступлений консолидированного бюджета налог на доходы физических лиц занимает наибольшую долю – 46% и является основным бюджетоформирующим видом доходов.  

Крупнейшими плательщиками этого налога в 2015 году являлись распределительный центр №8052 ООО «Лента», ЗАО «Тандер», Тольяттинский филиал ООО «Сельта», Тольяттинский филиал «ООО Валио-Сервис».  

Выполнение плана поступлений налогов на совокупный доход составило 102, 2%, кассовые поступления составили 26 134 тыс. руб. Эта группа налогов в отчетности формируется налогом на единый налог на вмененный доход, единый сельскохозяйственным налогом и налогом, взимаемым по патентной системе налогообложения.

Нестабильность уплаты плательщиками платежей за патент, отразилось на выполнении плана по данной группе доходов в размере 96%. Единый налог на вмененный доход поступил в размере 11 991 тыс. руб., план выполнен на 100, 7%. Крупнейшими плательщиками ЕНВД в бюджет муниципального района Ставропольский в 2015г. являлись ООО «Ориент-Моторс», вставшие на учет в конце 2014-начале 2015г. ООО «Мир растений» и ООО «Авто-Л». Плановый показатель ЕСХН при кассовых поступлениях 13 086 тыс. руб., выполнен на 104%. Перевыполнение произошло за счет уплаты в конце года Тольяттинской птицефабрикой суммы налога по акту выездной проверки налоговой инспекции в сумме 606 тыс. руб.

Крупнейшими плательщиками единого сельхозналога в 2015 годы были ООО «Овощевод» и ЗАО «Агрофирма имени Ленина» и ООО «Благовещенское-агро». Плановые значения налогов на имущество выполнены на 100, 4%, поступления составили 181 978 тыс. руб. Эта группа налогов в отчетном году сложилась за счет налога на имущество физических лиц и земельного налога. Оба налога формируют доходную часть бюджетов сельских поселений района. Плановые значения по обоим видам налогов выполнены на 100, 4%.

Основными плательщиками земельного налога являются: ОАО «АвтоВАЗ», доля платежей которого составляет более 11%, ООО УК «Первоинвест-управление активами» (доля его платежей – 3, 1%) и ООО «Техноинжениринг», годовые платежи которого составляет почти 2, 9 млн. руб. В платежах налога на имущество физических лиц в 2015 году выделяются два физических лица – плательщики с. Ягодное и с. Мусорка, в сумме погасившие задолженность за 2013 год в размере 595 тыс. руб.    

Поступления группы «Государственная пошлина, сборы» за отчетный год составили 9 547 тыс. руб. Выполнение утвержденных в бюджете муниципального района показателей по ней составило 98, 4%. На 99% объем госпошлины формируется за счет платежей от предоставления государственных и муниципальных услуг через МФЦ, лидирующее значение в которых занимает госпошлина от регистрации прав на недвижимое имущество.

Учитывая снижение платежеспособности населения, темпы поступления платежей этого вида госпошлины к концу декабря снизились, что отразилось на незначительном недовыполнении запланированных и утвержденных показателей по этому виду доходов. Плановые значения «Задолженности и перерасчетов по отмененным налогам», при поступлениях 713 тыс. руб. выполнены на 100, 7%. Поступления по этой группе формируется, в основном, за счет зачисления в бюджеты сельских поселений района задолженности по земельному налогу, начисленному до 01. 01. 2006.  

Поступления доходов от использования муниципального имущества за отчетный 2015 год составили 23 869 тыс. руб. План выполнен на 97, 7%. Основным источником этой группы являются доходы от сдачи в аренду имущества, доля которых в общей сумме платежей по коду 111 составляет 97%. Основными плательщиками в 2015г. были ООО «ВИС-Сервис», арендующего земельные участки во всех поселениях района. Доля его платежей достигает 17%.  

Платежи при пользовании природными ресурсами за отчетный год составили 2 213 тыс. руб., плановые значения выполнены на 100, 6%. Единственным источником формирования этой отчетной строки являются платежи за негативное воздействие на окружающую среду, а крупнейшими плательщиками - ООО «Сельта», ООО «Томет», ЗАО «СЗПИ».    

Выполнение в 2015 году показателя поступлений доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства составило 112%. Всю сумму составляют средства, поступившие в счет компенсации затрат бюджета муниципального района и поселений. Плательщиками являются структуры государственных учреждений и предприятий связи, располагающихся в зданиях администраций и возмещающих администрациям района и поселений затраты по коммунальным услугам согласно заключенных договоров.

В связи с ростом цен на коммунальные услуги, возрастают и доходы по этому виду. Утвержденные в отчетном периоде значения «Доходов от продажи нематериальных активов» выполнены на 101, 2%, кассовый показатель составил 28 590 тыс. руб. 67% в этой сумме составляют доходы от продажи участка газопровода, ранее являющегося муниципальной собственностью.  

Выполнение плана безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ составляет за отчетный период 93, 8%. Фактические поступления в бюджеты муниципального образования – муниципальный район Ставропольский составили 405 945 тыс. руб. Основной причиной невыполнения плана безвозмездных поступлений является затянувшаяся процедура торгов по строительству детского сада в массиве «Березовка» с Выселки, в результате чего муниципальный контракт был заключен 28. 12. 2015, в связи с чем заявка на направление в бюджет района субсидии областного бюджета в отчетном периоде не формировалась.  

Данная ситуация свидетельствует о наличии в районе значительных внутренних резервов развития, которые в условиях динамичного экономического роста позволят району в перспективе увеличивать свои расходы, снижая бюджетную нагрузку на экономику.

 

 Рис. 5. 2. 2. Динамика налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета тавропольского района

 

За анализируемые период наибольшая доля прибыльных организаций среди предприятий сельского хозяйства (75%), и обрабатывающих производств (75%). Причем среди обрабатывающих производств наибольшая доля прибыльных организаций среди предприятий:

- химического производства (100 %);

- производство резиновых и пластмассовых изделий (100%).

В 2015 году уменьшилось поступление налоговых доходов на 4, 8%, прежде всего за счет снижения поступлений налога на добавленную стоимость, акцизов, и налога на имущество организаций. Увеличилось поступление налога на прибыль из-за начала деятельности резидентов Особой экономической зоны, налога на доходы физических лиц и прочих налоговых доходов, в которые включены совокупный доход, единый сельскохозяйственный налог, налог на имущество физических лиц, транспортный налог, налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами.

Сравнительная динамика поступления доходов в консолидированный бюджет муниципального района Ставропольский в разрезе основных доходных источников за 2014г. и 2015г. представлена в следующей таблице (тыс. руб. ):                                

 

Таблица 5. 2. 1

№ п/п Наименование вида доходов Факт 2014г. Факт 2015г. Процент роста (+), снижения (-)
Налоговые и неналоговые доходы, из них: 478 061 557 190 +16, 5
НДФЛ 234 287 257 612 +9, 9
ЕНВД 10 447 11 991 +14, 8
ЕСХН 3 685 13 086 в 3, 5р.
Земельный налог 135 251 163 312 +20, 7
Налог на имущество физических лиц 16 352 18 666 +14, 1
Госпошлина в 100р.
Доходы от использования муниципального имущества 27 057 23 869 -11, 8
Плата за негативное воздействие на окружающую среду 2 662 2 213 -16, 8
Доходы от компенсации затрат местных бюджетов 2 134 2 072 -3, 0
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 13 439 28 590 в 2, 1р.
Штрафы, санкции 4 170 5 451 +30, 7
Прочие неналоговые доходы 3 620 -3 065 -
Безвозмездные поступления, в т. ч. 410 068 407 379 -0, 7
Безвозмездные поступления от других видов бюджетов 412 344 405 945 -1, 6
Дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности 90 198 106 975 +18, 6
Прочие поступления от организаций 3 300
  Всего доходов 888 128 964 567 +8, 6

 

Из приведенных данных видно, что по сравнению со значениями доходной части бюджета нашего муниципального образования 2015 г. с 2014г. произошло увеличение общей суммы поступлений в консолидированный бюджет района – 8, 6%. При этом зачисление налоговых и неналоговых платежей увеличилось на 16, 5%, а объем поступивших безвозмездных поступлений, напротив, снизился на 0, 7%.

В структуре доходной части бюджета муниципального района Ставропольский собственные доходы составляют почти 40%, оставшаяся часть поступлений – это средства бюджетов вышестоящих уровней на исполнение переданных государственных полномочий или на решение на правах софинансирования из местного бюджета социально значимых вопросов (строительство школы, детского сада, обеспечение земельными участками многодетных семей и т. п. ). В результате этого, так или иначе, решение вопросов местного значения в большей степени зависит от объема дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, выделяемой из областного бюджета.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...