Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5.1.1 Взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти Российской Федерации и между собой




5. 1. 1 Взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти Российской Федерации и между собой

Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления подразумевает, что они выступают как партнеры, так как равны в отношении главного объекта управления, и действуют ради достижения общей цели – повышения уровня и качества жизни населения каждого муниципального образования, региона и государства в целом. Тем не менее, проблема взаимодействия местного самоуправления с органами государственной власти имела и имеет место практически на всех этапах развития местного самоуправления как в России и в других странах, не потеряла она своей актуальности и сейчас.

Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления осуществляется в следующих основных организацион­ных формах:

- взаимодействие между органами государственной власти и местного самоуправления и их структурными подразделениями (наиболее распространенная форма);

- создание совместных временных групп и комиссий для решения разовых совместных вопросов;

- для решения вопросов, требующих по­стоянного взаимодействия, формирование постоянных рабочих групп и комиссий;

- по общим вопросам, касающимся всех муниципальных образований конкретного региона, совместная работа через советы муниципальных обра­зований, обладающих специальным ста­тусом.

В условиях, когда субъекты Федерации обладают относительно широкими полномочиями в сфере регулирования местного самоуправления на своей территории, взаимоотношения между органами государственной власти субъекта Федерации и местного самоуправления складываются и получают правовое оформление в широком диапазоне между двумя крайностями, когда они либо существуют как бы параллельно, автономно, доводя эту автономность до абсурда, либо местное самоуправление подменяют государственным местным управлением, что не лучшим образом влияет на существующую социально-экономическую ситуацию в регионе.

Современная двухуровневая система местного самоуправления характеризуется высокой степенью организационной зависимости муниципалитетов низового уровня (поселений) от муниципальных районов и городских округов. Не секрет, что многие поселения не в состоянии эффективно реализовать возложенные на них полномочия ввиду недостаточных ресурсов. Как следствие, поселения обращаются к районам с предложением «забрать» ряд вопросов местного значения, передавая для этого финансовые ресурсы. Тем самым проявляется эффект центрального места или эффект масштаба, который позволяет снизить издержки на оказание единицы услуг населению со стороны местных властей.

Данный процесс получает свое нормативное оформление посредством двусторонних соглашений, заключаемых между м. р. Ставропольский и входящими в его состав поселениями. В настоящее время район имеет 24 действующих типовых соглашения по количеству поселений, расположенных на территории.

Решение широкого спектра вопросов местного значения позволяет району активно проводить политику в различных областях. Тем более что структура Администрации м. р. Ставропольский позволяет эффективно решать данные вопросы, многие из которых целесообразно рассматривать именно на районом уровне местного самоуправления, в первую очередь, вопросы безопасности, поддержки сельскохозяйственного производства и предпринимательства, функции развития культуры, библиотечного обслуживания, физической культуры и спорта, улучшение жилищных условий.

 

5. 1. 2 Взаимодействие органов местного самоуправления с местным сообществом м. р. Ставропольский

В соответствии с федеральным законодательством местное самоуправление обоснованно трактуется как форма народовластия, то есть способ осуществления гражданами принадлежащей им власти. Поэтому одной из характерных особенностей местного самоуправления в отличие от других уровней публичной власти является максимальное приближение граждан к процессам осуществления местного самоуправления через различные институциональные формы непосредственной демократии (местный референдум, муниципальные выборы, правотворческую инициативу, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания и т. д. ) Самоорганизация и самодеятельность граждан являются важнейшим фактором эффективности местного самоуправления, без которого не может развиваться муниципальное образование и которое является основой формирования гражданского общества на конкретной территории.

В данном аспекте местное самоуправление, являясь одним из уровней публичной власти, артикулирует и аккумулирует интересы населения, выступает как медиатор между территориальным сообществом и органами государственной власти как федеральной, так и региональной. При этом различные институциональные формы местного самоуправления осуществляют непосредственную реализацию потребностей граждан и формируют гражданскую культуру.

Местное самоуправление имеет двойственную природу выступая, с одной стороны, как институт публичной власти, а с другой стороны, как один из важнейших институтов реального становления гражданского общества. Роль, которую местное самоуправление играет в процессе формирования гражданского общества сложно переоценить, так как все гражданские права и массовые виды активности, различные внегосударственные проявления общественной жизни людей зарождаются и, в конечном счете, реализуются в местных сообществах, которые и образуют социальную базу гражданского общества.

В связи с вышесказанным чрезвычайно важным представляется анализ нормативно-правовой базы непосредственного осуществления населением м. р. Ставропольский местного самоуправления и участия в нем в рамках закрепленных федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» форм, а также нормативного регулирования взаимодействия органов местного самоуправления с населением в иных формах, в том числе с различными некоммерческими и негосударственными организациями. Высокое качество регламентации процессов взаимодействия населения, выступающего одним из ключевых стратегических ресурсов развития городского округа, с органами местного самоуправления является определяющим фактором развития местного сообщества в долгосрочной перспективе.

Формами непосредственного осуществления населением м. р. Ставропольский местного самоуправления являются местный референдум, муниципальные выборы, а также голосования по отзыву депутата Собрания представителей м. р. Ставропольский, Главы м. р. Ставропольский, по вопросам изменения границ м. р. Ставропольский и преобразования м. р. Ставропольский. При этом данный перечень форм непосредственного осуществления населением м. р. Ставропольский местного самоуправления не является исчерпывающим.

Правовой основой проведения местного референдума в м. р. Ставропольский являются № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Закон Самарской области № 12-ГД «О местном референдуме Самарской области» и Устав м. р. Ставропольский.

К формам участия населения м. р. Ставропольский в осуществлении местного самоуправления в соответствии с Уставом относятся: правотворческая инициатива граждан, публичные слушания, собрание граждан, конференция граждан (собрание делегатов), опрос граждан, обращения граждан в органы местного самоуправления муниципального района.

Правотворческая инициатива граждан м. р. Ставропольский регламентируется ст. 21 Устава, которая предусматривает издание решения Собрания представителей м. р. Ставропольский по определению порядка реализации данной формы участия населения в осуществлении местного самоуправления, однако до сих пор подобный документ не принят.

Значительным потенциалом, в настоящее время совершенно не используемым, обладает такая форма участия населения в осуществлении местного самоуправления как опрос граждан.

Ст. 31 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» гласит, что опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, результаты опроса носят рекомендательный характер. С инициативой проведения опроса по вопросам местного значения могут выступить представительный орган муниципального образования или его глава.

В ст. 27 Устава говорится о том, что порядок назначения и проведения опроса граждан определяется решением Собрания представителей м. р. Ставропольский, в соответствии с которым 26. 03. 2012 года было утверждено Положение о порядке назначения и проведения опроса граждан муниципального района Ставропольский Самарской области.

Опрос граждан проводится в сроки не позднее 6 месяцев со дня принятия решения о назначении опроса, однако данный срок целесообразно сократить как минимум вдвое.

Учитывая низкую политическую и социальную активность граждан на местном уровне, на сегодняшний день опросы населения являются реальной формой непосредственного участия населения в местном самоуправлении. Ни публичные слушания, ни обращения граждан не способны затронуть настолько большие группы населения как это происходит при опросе. Кроме того, опрос, проведенный в репрезентативной группе, позволяет органам местного самоуправления увидеть реальное мнение населения по самым важным вопросам местного значения и увеличить легитимность того или иного решения, поскольку оно принято с учетом «гласа народа».

К положительным результатам проведения опросов следует отнести:

- большую открытость процессов реформирования и рационализации управления;

- достижение взаимопонимания между населением и властью;

- рост доверия к действиям органов местного самоуправления;

- доверие населения ведет к активной поддержке населением органов местного самоуправления в осуществляемой ими деятельности, что напрямую влияет на эффективность всех процессов, происходящих в муниципальном образовании.

Система оценки является «обратной связью» населения с органами местного самоуправления, что позволяет повысить эффективность принимаемых управленческих решений, демократизировать местную власть и повышению ее престиж в глазах местного сообщества.

Порядок осуществления обращений граждан в органы местного самоуправления помимо ст. 32 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (основные положения которой продублированы в Уставе) на федеральном уровне регламентирован № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В настоящее время данная форма участия населения в осуществлении местного самоуправления в РФ является одной из наиболее задействованных.  

На официальном сайте м. р. Ставропольский обозначена информация по поводу контактных лиц и подразделения, занимающихся обращениями, разработана электронная форма их подачи.

НКО тяготеют к г. о. Тольятти, мало принимают участие в общественно-политической жизни района, тем самым превращая его в периферию социальной активности.

Сегодня общепризнанно, что НКО действительно играют важную и возрастающую роль в различных сферах общественной практики в целом и местном самоуправлении в частности. Они формируют политику на разных уровнях управления, способствуют росту гражданской инициативы и т. д.

К ключевым преимуществам НКО относится тот факт, что они имеют дело с населением напрямую, без посредников, поэтому сотрудники НКО хорошо представляют интересы и потребности тех людей, с которыми они работают. Люди больше доверяют таким организациям, поскольку они дистанцированы от власти и ориентированы на решение простых и понятных обычному человеку задач. В силу своего положения и предназначения, НКО могут стать для широких масс населения посредником и защитником их коренных интересов.

Сегодня перед органами власти м. р. Ставропольский стоит перспективная задача интеграции НКО в реальный процесс местного самоуправления, когда организации привлекаются не только для общественного контроля уже реализуемого решения, а сопровождают все этапы управленческого цикла.

От органов местного самоуправления уже на этапе проектирования управленческого решения, требуется привлечение институтов гражданского общества, поскольку существуют различные видения проблемы, мнения по поводу её решения, исходя из интересов тех социальных слоёв, представителем которых является та или гражданская организация или эксперт.

 На этапе принятия решений привлечение некоммерческих организаций целесообразно для оценки оптимальности принимаемого решения с точки зрения потребностей и интересов граждан, а также возможных последствий принимаемого решения.

На этапе осуществления решений в условиях начавшейся реструктуризации бюджетного сектора, развитие систем аутсорсинга и муниципального заказа привлечение гражданских организаций необходимо для непосредственного участия в осуществлении решения, например, в предоставлении социальных услуг населению, проведению прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в различных отраслях муниципального управления.

На этапе измерения эффективности реализованного властного решения гражданские организации могут быть весьма полезны для измерения результатов, и оценки его эффективности, а на этапе корректировки решения - для получения информации о причинах неэффективности и возможных путях корректировки решения.

Можно выделить две большие группы проблем, обуславливающие невысокую активность населения в осуществлении местного самоуправления: отсутствие отлаженного механизма их привлечения к решению подобных вопросов (обзорный анализ которого представлен выше) и личная незаинтересованность в подобной деятельности, причем вторая является более серьезной и не решаемой в краткосрочной перспективе.

Для того, чтобы произвести выбор стратегии привлечения населения к участию в общественном управления, необходимо сформировать систему мониторинга для получения информации о конкретных мотивах населения к деятельности такого рода для м. р. Ставропольский в целом, а также поселений в его составе и, возможно, отдельных социальных групп (она также может быть встроена в рассмотренную выше систему проведения опросов). Без проведения подобного исследования выбор и разработка конкретных механизмов привлечения населения вряд ли даст серьезные результаты.

Одновременно в проведением столь масштабной работы возможно разработка отдельных более узких направлений, например, привлечение к решению вопросов местного значения определенных целевых групп. Перспективным в связи с выбранными национальными приоритетами и в рамках решения вопроса местного значения, возлагающего на органы местной власти организацию и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодёжью в муниципальном районе, представляется привлечение молодежи к участию в процессе общественного управления, тем более, что в районе имеется позитивный опыт подобной работы в рамках общественного молодежного парламента.

 К преимуществам привлечения молодежи можно отнести отсутствие старых стереотипов мышления, что является благоприятным условием для формирования у них умений и желаний участвовать в осуществлении местного самоуправления. Важен и тот факт, что у молодежи сочетается высокая активность с множеством нерешенных проблем, относящихся к потребностям более низкого порядка, чем четвертая и пятая ступени иерархии Маслоу (безработица, дорогое образование, плохие жилищные условия), которые легче выявить, конкретизировать и удовлетворить.

Подводя итоги необходимо отметить, что взаимодействие органов местного самоуправления м. р. Ставропольский с местным сообществом находится на достаточно невысоком уровне по крайне мере в соответствии с заявляемыми высокими амбициями перспективного развития.

На стратегическом уровне необходимо выработать четкую систему взаимодействия местного сообщества и органов местного самоуправления, которая должна включать в себя рамочный документ, устанавливающий основные положения – цели, принципы, формы, задачи и т. д. сотрудничества, в развитие которого необходимо разрабатывать перечень конкретных мероприятий по привлечению населения и общественных организаций к решению вопросов местного значения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...