Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возвысил ислам перса Сальмана,




а многобожие унизило знатного Абу Ляхаба!

36. Путь счастья, победы и спасения

Если дело обстоит таким образом, как это было изложено выше, иными словами, если высокого положения пред Аллахом можно достичь только благодаря праведным делам, если покровительство и помощь Аллаха зависят от степени благочестия и если покровительство и заступничество избранного пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), станут следствием совершенства веры, это значит, что мусульманин, который отличается разумом и чистотой помыслов и является прямым и уравновешенным человеком, а не беспокойным и встревоженным созданием, должен засучить рукава и поспешить серьёзно заняться праведными делами, не полагаясь на знатность своих отцов и дедов и будучи убеждённым в том, что "...достанется человеку лишь то, к чему он стремился.." [760]

— и что если он выполнит условие своего Великого и Высокого Господа, то и Он выполнит Своё обещание, ведь Аллах Всевышний сказал:

"A верующих, которые творили благое, будь то мужчины или женщины, Мы непременно вернём к жизни прекрасной и воздадим им наградой более хорошей, чем то, что они делали." [761]

И такой мусульманин не согласится ни на какое покровительство, кроме покровительства Аллаха Всевышнего, Его посланника, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), и верующих, а, следовательно, он будет освобождаться от любого покровительства не столь высокого уровня как этот и порывать любые узы, связывающие его с неверием и нечестием. И благодаря этому он сможет одержать победу над любыми силами лжи и беззакония, действующими на земле, так как Аллах Всевышний сказал:

"Покровителем вашим является только Аллах, и Его посланник и уверовавшие, которые совершают молитвы, дают закят и совершают поясные поклоны.

А те, кто ищет покровительства Аллаха и Его посланника, и те, кто уверовал, они и есть приверженцы Аллаха (, которые) одержат победу." [762]

Аллах Всевышний также сказал:

"...а Покровитель ваш - Аллах, и Он - лучший из оказывающих помощь." [763]

 

37. К чему ещё направляет этот хадис

Ø 1 - Воздаяние Аллаха Всевышнего будет соответствовать делам раба, совершённым им в мире этом. Так, воздаянием за облегчение станет облегчение, воздаянием за избавление - избавление, воздаянием за помощь - помощь, а воздаянием за покрывание - покрывание.

Посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

"Помилует Аллах из рабов Своих только милосердных". [764]

Ø 2 - Оказание благодеяний людям помогает снискать любовь Всемогущего и Великого Аллаха. Обычно властители любят тех, кого они опекают, а облегчение и прочие дела являются оказанием благодеяний и принесением пользы людям, что вызывает любовь Аллаха.

Ø 3 - Радостная весть и обещание Аллаха, которые правдивый пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), передал тем, кому свойственно облегчать положение других и помогать им, и в соотвествии с которыми всё для них закончится благополучно и они умрут в вере и исламе, поскольку немусульманин в мире вечном помилован не будет, и он не дождётся облегчения и помощи и не будут развеяны его печали.

Ø 4 - То, что было сказано об облегчении и прочих вещах, растраняется как на мусульман, так и на тех, кто не питает к ним вражды. Оказание благодеяний таким людям необходимо, более того, это касается и всего живого, ведь пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

«Поистине, Аллах предписал всё делать хорошо...» [765]

Кроме того, пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

«За всё живое полагается награда». [766]

Ø 5 - Предостережение о необходимости опасаться того, чтобы к поискам знания не примешивалось стремление к показному, поскольку для поисков знания это является более характерным, чем для других дел. Таким образом, необходимо исправлять свои намерения и проявлять искренность, чтобы не лишиться награды и чтобы усилия не пропали даром.

Ø 6 - Необходимо просить помощи и облегчения у Аллаха Всевышнего, так как правильное руководство зависит от Него, а к поклонению можно прийти только благодаря тому, что Он облегчит положение человека и окажет Ему Свою милость, если же этого не будет, то не поможет ни знание и ни что иное.

Ø 7 - Необходимо постоянно читать Коран, встречаться для этого с другими людьми, стараться понять его смысл, стремиться изучать его и поступать в соответствии с его установлениями, а не оставлять его чтение только для праздников, торжественных случаев, поминок и похорон.

Ø 8 - Необходимо спешить приносить покаяние, просить у Аллаха прощения и совершать праведные дела, ведь Аллах Всевышний сказал:

"Спешите же (заслужить) прощение Господа вашего и (спешите) к раю (, равному) по ширине небесам и земле и уготованному для богобоязненных,

которые расходуют в богатстве и бедности, сдерживают свой гнев и прощают людям (, ведь) Аллах любит тех, кто творит добро!" [767]

Хадис 37.
Справедливость, милость и всемогущество Аллаха Всевышнего

Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщил, что посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), передававший слова своего Всеблагого и Всевышнего Господа, сказал:

«Поистине, Аллах записал добрые и дурные дела, после чего разъяснил это: "За тем, кто решит совершить доброе дело, но не совершит его, Аллах запишет у Себя (совершение) целого доброго дела; если (человек) решит (совершить доброе дело) и совершит его, Аллах запишет за ним у Себя (совершение) от десяти до семисот и многим более таких добрых дел; за тем, кто решит совершить дурное дело, но не совершит его, Аллах запишет у Себя (совершение) целого доброго дела, а если он решит (совершить дурное дело), и совершит его, Аллах запишет (за ним) одно дурное дело".» [768]

Обрати же на это внимание, о брат мой, да поможет Аллах нам и тебе снискать Его великую милость, и подумай об этих словах.

Его слова «...у Себя...» служат указанием на уделяемое Им этому внимание.

А Его слово «...целого...» подтверждает, что Он уделяет этому внимание, и подчёркивает это.

И относительно дурного дела, которое человек решит совершить, а потом откажется от него, Аллах сказал, что Он запишет за это ему у Себя совершение целого доброго дела, подтвердив это тем, что использовал слово "целое." Если же он совершит это дурное дело, то ему и будет записано совершение одного дурного дела, и Oн подтвердил это ограничение использованием слова "одно", не подтвердив этого путём использования слова "целое". Хвала Аллаху, Он является источником милостей, преславен Он, не счесть славословий Аллаху и только Аллах оказывает содействие.

ВАЖНОСТЬ ЭТОГО ХАДИСА

Этот священный хадис заключает в себе величайшую радостную весть и внушает великую надежду на милость Аллаха и Его милосердие, которые объемлют собой всё, и луч этой надежды готовит душу к упорному труду, который не останется незамеченным Aллахом, будет осуществляться с Его ведома, под Его властью и попечением и под покровом Его справедливости и милости.

ПОНИМАНИЕ ЭТОГО ХАДИСА И ТОГО, К ЧЕМУ ОН НАПРАВЛЯЕТ

Введение:

В этом хадисе говорится о записи добрых и дурных дел, а также о решении совершить доброе или дурное дело. Ниже речь идёт о четырёх случаях:

1. Совершение добрых дел.

За каждое доброе дело, совершённое верующим рабом, ему пишется совершение по меньшей мере десяти добрых дел, так как он не ограничился одним только намерением и решимостью, но и осуществил это доброе дело. Указанием на это служат слова Аллаха Всевышнего, который сказал:

"Совершившему нечто благое воздается в десятикратном размере. " [769]

Что же касается умножения награды более чем в десять раз тем, кому Аллах пожелает её умножить, то на это указывают другие слова Аллаха Всевышнего:

"Расходующие свои богатства на пути Аллаха подобны (тому, кто посеял) зерно, давшее семь колосьев, в каждом из которых по сто зёрен (, ибо) Аллах приумножает, кому пожелает, и Аллах - Объемлющий, Знающий." [770]

Сообщается, что Ибн Мас'уд, да будет доволен им Аллах, сказал: "Один человек привёл взнузданную верблюдицу и сказал: "О посланник Аллаха, (используй) её на пути Аллаха ", - (на что пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

«В День воскресения будет тебе за неё семьсот верблюдиц!» [771]

Умножение награды более чем в десять раз зависит от того, насколько хорошо человек исповедует ислам, от степени совершенства его искренности, а также от степени достоинства и уместности совершённого дела.

2. Совершение дурного дела.

Каждое дурное дело, которое совершает раб Аллаха, записывается как одно дело и не умножается. Аллах Всевышний сказал:

"...а совершившему нечто дурное воздается только подобным же, и не будут они обижены." [772]

Однако иногда дурному делу придаётся больше значения ввиду достоинства времени или места его совершения или же с учётом личности того, кто его совершил.

è - а - Совершение дурного дела в запретные месяцы является ещё более запретным пред Аллахом, чем в иное время, ввиду того, что Аллах почтил эти месяцы.

Аллах Всевышний сказал:

"Поистине, число месяцев у Аллаха - двенадцать месяцев (, что было записано) в Писании Аллаха в тот день, когда Он создал небеса и землю. Четыре из них являются запретными: таково (установление) правильной религии, так не будьте же несправедливыми по отношению к самим себе в (эти месяцы)..." [773]

Катада истолковал этот аят следующим образом: "Знайте, что вытеснение в запретные месяцы является ещё более тяжким грехом, чем в другое время, хотя и в любых других обстоятельствах это недопустимо, однако Аллах Всевышний придаст этому настолько больше значения, насколько пожелает ".

è - б - Грех, совершённый на священной территории /харам/, становится ещё более тяжким ввиду достоинства этого места.

Аллах Всевышний сказал:

"Xаджж (совершается в) известные месяцы, и тот, кто решит совершить хаджж в эти месяцы, не (должен) ни сближаться с женой, ни совершать прегрешений, ни вступать в споры во время (его (совершения)." [774]

Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: "Совершение прегрешений (фусук) есть ослушание Аллаха на территории харама ".

Аллах Всевышний сказал:

"...а тому, кто по несправедливости своей захочет отклониться от веры в (хараме), Мы дадим вкусить мучительного наказания." [775]

Вот почему многие из сподвижников пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), и наших праведных предшественников, среди которых были такие люди как Ибн Аббас, Абдуллах бин Амр бин аль-'Ас и Умар бин Абд аль-'Азиз, боялись жить на территории харама, опасаясь совершить там какой-нибудь грех.

Сообщается, что Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: "Поистине, я лучше согрешу семьдесят раз", - имея в виду любое место, кроме Мекки - "чем совершу один грех в Мекке ".

Сообщается, что Муджахид сказал: "Дурные дела, совершённые в Мекке, умножаются подобно добрым ".

è - в - Дурные дела, совершаемые некоторыми рабами Аллаха, также могут становиться более тяжкими, что объясняется достоинством того, кто их совершил, степенью его познания Аллаха и его близостью к Аллаху Всевышнему, слава Ему.

Аллах Всевышний сказал:

"O жёны пророка! Той из вас, кто совершит явно непристойное, наказание будет удвоено, и это для Аллаха легко.

Той же из вас, которая покорится Аллаху и Его посланнику и будет совершать праведные дела, Мы даруем награду дважды, и Мы уготовали для неё прекрасный удел." [776]

3. Решение совершить доброе дело

Как уже отмечалось ранее, под решением /хамм/ подразумевается желание, намерение и решимость, а не просто помысел.

Тому, кто решит совершить доброе дело, Аллах за это запишет у Cебя совершение одного доброго дела. Причина здесь в том, что решение совершить доброе дело является причиной и началом действительного его совершения, а причина блага также является благом. Толкование слова ' "решимость" приводится в хадисе, передаваемом Муслимом со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах. В этом хадисе со слов пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сообщается, что Аллах Всевышний сказал:

«Если раб Мой скажет, что совершит доброе дело, то Я запишу ему совершение доброго дела».

Передают со слов Хурайма бин Фатика, да будет доволен им Аллах, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

"Если кто-нибудь решит совершить доброе дело, но не совершит его, и Аллах будет знать, что он уведомил об этом своё сердце и испытал сильное желание сделать это, ему будет записано совершение доброго дела" [777]

Сообщается, что Абу-д-Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал: "Посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

«Тому, кто отправляется спать, намереваясь (подняться и) помолиться ночью, но заснет и не проснётся до самого утра, будет записано (совершение) того, что он намеревался совершить». [778]

Са'ид Ибн аль-Мусаййаб сказал: "Того, кто решит совершить молитву, или соблюдать пост, или отправиться в хаджж или принять участие в войне за веру, но ему помешает что-нибудь, Аллах Всевышний приведёт к тому, что он намеревался совершить ".

4. Решение совершить дурное дело

Если раб Аллаха решит совершить какое-нибудь дурное дело, но не совершит его, ему будет записано совершение целого доброго дела. В хадисе, приводимом Муслимом со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: «Аллах Всевышний сказал:

"...он отказался от этого только из-за Меня... "»

А в хадисе, приводимом аль-Бухари, сказано:

«... если он отказался от него ради Меня...»

Это является указанием на то, что отказываться от совершения действия следует ради Аллаха Всевышнего. Человек, поступающий таким образом, заслуживает того, чтобы ему было записано целое доброе дело, так как он стремился совершить праведное дело, а именно - угодить Аллаху Всевышнему путём отказа от совершения дела дурного. Что же касается такого человека, который из страха перед людьми или же напоказ им отказывается от совершения дурного после того, как решится на это, то он недостоин того, чтобы ему было записано совершение доброго дела, так как страх перед людьми он поставил выше страха перед Аллахом, а это запретно. Столь же запретным является и совершение этого напоказ людям.

Кади Иййад считал, что правильным будет связать хадис Ибн Аббаса с хадисом Абу Хурайры, да будет доволен Аллах ими обоими.

Ибн Хаджар сказал: "Возможно, что доброе дело того, кто отказался (от дурного), не подумав о последствиях этого, меньше, чем доброе дело, совершённое тем, кто об этом подумал. Ранее уже отмечалось, что отказ от греха является прекращением совершения зла, а прекращение совершения зла есть благо. Возможно также, что тому, кто решиться на совершение греха, а потом откажется от него, будет записано одно доброе дело, если же человек откажется от него из страха перед своим Всевышним Господом, слава Ему, то ему будет записано совершение множества добрых дел ".

Аль-Хутаби сказал: "Доброе дело может быть записано за отказ от дурного, если отказавшийся мог совершить его, но отказался от этого, так как человека можно назвать отказавшимся лишь в том случае, если он мог совершить это. К числу таких людей относится и тот, кому что-то помешало осуществитъ его желание, например, тот человек, который направляется к женщине, чтобы совершить прелюбодеяние, но находит дверь закрытой, а открыть её оказывается для него затруднительно ".

 

5. Великая милость

В одной из версий этого хадиса, приводимой Муслимом, сообщается, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), также сказал:

"..ведь Аллах губит только совсем пропащего".

Сказанное здесь указывает на великую милость Аллаха, который губит лишь того, кто сам приводит себя к гибели, преступая пределы дозволенного, осмеливаясь совершать дурные дела и отказываясь от совершения добрых дел. Вот почему Ибн Мас'уд, да будет доволен им Аллах, сказал: "Горе тому, у кого единичное превысит десятикрaтное ".

6. Осведомлённость ангелов о том, на что решается человек

Ангелы узнают об этом либо благодаря внушению свыше, ибо благодаря тому, что они могут заглядывать в сердца людей. Говорят также, что ангел ощущает отвратительный запах, иходящий от решения совершить что-то дурное, как ощущает он и приятный аромат, исходящий от решения совершить нечто доброе.

7. Достоинство поста

Пост отличается от других видов поклонения тем, что одному лишь Аллаху Всевышнему известно, во сколько раз умножится награда за него.

Посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), поведал, что Аллах Всевышний сказал:

«Любое дело человека (совершается им) для себя, кроме поста, ибо (пост) принадлежит Мне, и Я воздам за него». [779]

Объясняется это тем, что пост является наилучшим из видов проявления терпения, а Аллах Всевышний сказал:

"Поистине, получат терпеливые награду свою сполна без счета." [780]

8. Милость Аллаха по отношению к Его верующим рабам является всеобъемлющей, Его прощение охватывает собой всё, а Его дарам нет пределов.

9. Аллах Всевышний не станет взыскивать с человека за то, что нашёптывает ему душа, и за то, что он думает о совершении греховного, если только это не найдёт своего практического воплощения.

10. Намерения мусульманина совершать благое должны быть постоянными, чтобы это ему записывалась награда. Кроме того, он должен приучать себя совершать благое, если для этого существуют необходимые условия.

11. Искренность в проявлении повиновения и отказе от прегрешений является той основой, которая позволяет надеяться на получение награды, и чем искреннее будет человек, тем больше будет умножаться награда и воздаяние.

Хадис 38.
Средства приближения к Аллаху Всевышнему и снискания Его любви

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

«Поистине, Всевышний Аллах сказал: "Я объявлю войну враждуюшему с тем, кто близок ко Мне! Любимейшим из всего, что бы (ни делал) раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является для Меня то, что Я вменил ему в обязанность, и будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, делая больше положенного /навафиль/, пока Я не полюблю его, когда же Я полюблю его, то стану его слухом, посредством которого он будет слышать, и его зрением, посредством которого он будет видеть, и его рукой, которой он будет хватать, и его ногой, с помощью которой он будет ходить, и если он попросит Меня (о чём-нибудь), Я обязательно дарую ему (это), а если обратится ко Мне за зашитой, Я обязательно защищу его ". [781]

Кроме того, в другой версии этого хадиса аль-Бухари приводит также и следующие слова Всевышнего:

«...и ничто из совершаемого Мною не заставляет Меня колебаться в такой мере, как (необходимость забирать) душу верующего, не желающего смерти, ибо Я не желаю причинения ему зла».

ВАЖНОСТЬ ЭТОГО ХАДИСА

Аллах Всевышний окружает близких к Нему людей любовью и заботой, проявляя Свою ревность, когда кто-нибудь причиняет им зло. В этом благородном хадисе разъясняется, кто является близким к Аллаху и кого Он любит в обоих мирах. Вот почему изо всех хадисов, в которых упоминается о близких к Аллаху, этот хадис называют наилучшим.

Аш-Шаукани сказал: "Хадис, в котором сказано: «Я объявлю войну враждующему с тем, кто близок ко Мне!», - включает в себя много полезного и ценного для тех, кто поймёт его правильно и станет должным образом размышлять о нём".

Ат-Таухи сказал: "Этот хадис является основой движения к Аллаху Всевышнему, достижения познания Аллаха и возможности снискания Его любви, а также методом осуществления того, чего человек обязан придерживаться внутренне, а именно - веры, внешних обязанностей, иначе говоря, ислама, и того, что, сочетает в себе и то, и другое, то есть - чистосердечия, о чём говорится в хадисе о вопросах Джибрила, мир ему. Что же касается чистосердечия, то оно включает в себя такие стоянки пути идущих как отречение от мира /зухд/, искренность /ихляс/, самонаблюдение /муракаба/ и так далее ".

ПОНИМАНИЕ ЭТОГО ХАДИСА И ТОГО, К ЧЕМУ ОН НАПРАВЛЯЕТ

1. Люди, близкие к Аллаху Всевышнему

Таковыми являются Его рабы в истинном смысле слова, которые не выходят из повиновения Аллаху и проявляют искренность по отношению к Нему. В Своей благородной Книге Аллах Всевышний, слава Ему, описывает их как людей, которым присущи два качества - вера и богобоязненность.

Аллах Всевышний сказал:

"Поистине, близким к Аллаху нечего бояться и не станут они печалиться.

Тем, которые уверовали и были богобоязненны..." [782]

Таким образом, прежде всего на покровительство Аллаха позволяет надеяться вера в Него, а после этого - богобоязненность. Это открывает перед людьми широкие возможности присоединения к числу тех, кому Аллах оказывает Своё покровительство, и позволяет им укрываться в тени безопасности и спокойствия, обеспечиваемого этим покровительством, откуда они могут достигать разных степеней покорности и искренности, пока не поднимутся до уровня своих благочестивых предшественников, принадлежавших к общине Мухаммада, (салляллаху ‘алейхи уа саллям)

Аллах Всевышний разделил членов этой общины на три категории, сказав:

"Потом Мы дали в наследство (это) Писание тем из Наших рабов, которых Мы избрали, и есть среди них обижающий сам себя, и есть среди них умеренный и есть среди них опережающий (других) в благих делах с дозволения Аллаха.." [783]

Обижающим самого себя является тот, кто упорствует в своих грехах, умеренный - это человек, выполняющий свои религиозные обязанности и сторонящийся запретного, и такой человек относится к числу близких к Аллаху, но не самых близких к Нему, что же касается опережающего, то имеется в виду такой человек, который не только выполняет свои религиозные обязанности, но и что-то делает дополнительно, избегая как запретного, так и нерекомендуемого. Такой человек и может достичь более высокой из двух ступеней, занимаемых близкими к Аллаху Всевышнему.

Достойнейшими из близких к Аллаху Всевышнему являются пророки и посланники, которые были защищены от любых грехов и ошибок и которым Аллах Всевышний, слава Ему, оказал поддержку, даровав им способность творить чудеса. Лучшими же из близких после пророков и посланников были сподвижники посланника Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), которые на деле следовали установлениям Книги Аллаха и сунне посланника Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), а также те близкие, которые жили в последующие века вплоть до наших дней. Близким к Аллаху в истинном смысле этого слова может быть лишь тот, кто отличается верой и богобоязненностью, следует за посланником Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), руководствуется его наставлениями и подражает его словам и делам.

Большой ошибкой, которую часто совершали мусульмане в течение последних веков их истории, было то, что они считали близкими к Аллаху только немногих людей, появляющихся на свет лишь изредка. Величайшим же бедствием обернулось обыкновение отводить это высокое место в исламе никому неизвестным людям или лживым самозванцам, занимающимся шарлатанством и обманом и более достойным того, чтобы причислять их к друзьям шайтана и врагам Аллаха и ислама.

2. Враждебность по отношению к людям, близким к Аллаху Всевышнему

Аллах Всевышний уведомляет каждого из тех, кто наносит обиды богобоязненному верующему или покушается на него саго, его имущество или его честь, о том, что Он объявляет Ему войну, а если Аллах объявил войну Своему рабу, это значит, что Он погубит его. При этом Он может дать такому человеку отсрочку, но не забудет об этом. Он даёт притеснителям отсрочку, но потом хватает их, как это и подобает делать Всемогущему и Могущественному. В некоторых версиях этого хадиса говорится о том, что проявление враждебности по отношению к близкому и нанесение обид такому человеку равносильно войне с Аллахом.

Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

Аллах Всевышний сказал: "Унизивший близкого ко Мне посчитал для себя возможным вступить в войну со Мной". [784]

В другом хадисе, который ат-Табарани приводит со слов Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, передаются такие слова Аллаха: «Унизивший того, кто близок ко Мне, открыто вступил со Мной в войну».

Если говорить о проявлениях враждебности со стороны близкого к Аллаху, относительно чего можно делать какие-либо предположения, то ясность в этот вопрос вносит Ибн Хаджар, который в "Фатх аль-Бари" пишет следующее: "Трудно представить себе существование того, кто враждовал бы с таким человеком, то есть с близким к Аллаху, поскольку это предполагает собой взаимную враждебность, тогда как близкому присуща кротость и способность прощать тех, кто не считается с ним.

На это я скажу, что враждебность не ограничивается одними только мирскими противоречиями и взаимоотношениями, но может возникать и вследствие ненависти, причиной которой становится фанатизм.

Примером этого может быть ненависть, которую сторонник нововведений испытывает по отношению к приверженцу сунны, результатом чего становится обоюдная враждебность.

Что касается близкого, то он враждует ради Аллаха Всевышнего и в Аллахе, если же говорить о ком нибудь другом, то он делает это в силу вышеупомянутых причин. То же самое касается и явного нечестивца, которого близкий к Аллаху ненавидит, как и нечестивец ненавидит его, по той причине, что он выражает ему своё порицание и постоянно старается удержать его от потворствования страстям.

Подобное могут называть враждебностью, но подразумевается под этим действие одной из сторон и применение силы другой ".

3. Лучшим и любимейшим делом для Аллаха Всевышнего является выполнение обязательного

Об этом ясно свидетельствуют слова Аллаха Всевышнего, которые приводятся в рассматриваемом нами хадисе: «Любимейшим из всего, что бы (ни делал) раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является для Меня то, что Я вменил ему в обязанность...»

Сообщается, что Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: "Лучшим делом является выполнение того, что Аллах вменил в обязанность, и отстранённость от того, что Аллах запретил, и искреннее намерение (в стремлении) к тому, что есть у Аллаха Всевышнего".

Сообщается, что во время одной из своих проповедей Умар бин Абд аль-Азиз сказал: "Наилучшим видом поклонения является выполнение религиозных обязанностей и отстранённость от запретного, поскольку это вменил в обязанность Своим рабам Аллах Всевышний, чтобы приблизить их к себе, неизбежным следствием чего станет проявление Eго благоволения и милости по отношению к ним. Величайшей же из приближающих к Аллаху обязанностей тела является молитва, ведь Аллах Всевышний сказал:

"...склонись в земном поклоне и приблизься (к Аллаху)!" [785]

- а пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

«Наибольшей близости к своему Господу раб достигает во время совершения земного поклона». [786]

К числу таких обязанностей, выполнение которых приближает человека к Аллаху Всевышнему, относится проявление правителем справедливости по отношению к его подданным в целом или же справедливое отношение главы семейства по отношению к его жене и детям.

Передают со слов Абдуллаха бин Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

«Поистине, справедливые будут стоять пред Аллахом на минбарах из света справа от Всемогущего и Великого Милостивого, обе руки которого являются правыми, (справедливыми же) являются те, кто придерживается справедливости в своих суждениях, и проявляет её по отношению к своей семье и по отношению к тем, кем они правят». [787]

4. Одной из обязанностей является отказ от совершения грехов

Дело в том, что Аллах Всевышний вменил отказ от совершения грехов в обязанность Своим рабам, и Он, слава Ему, поведал, что преступивший установленные Им границы и ослушавшийся Его заслуживает мучительного наказания в обоих мирах.

В этом смысле отказ от совершения грехов имеет отношение к универсальным словам Аллаха: «Любимейшим из всего, чтобы (ни делал) раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является для Меня то, что Я вменил ему в обязанность...»

Более того, отказ от совершения грехов является даже более обязательным, чем выполнение религиозных обязанностей, на что указывают слова пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), который сказал:

«Если я запрещу вам что-нибудь, то избегайте этого, если же я повелю вам что-либо, то делайте из этого, что сумеете!» [788]

В своём комментарии к этому хадису Ибн Раджаб даже высказывает мнение о том, что любые прегрешения являются войной против Аллаха, и приводит слова аль-Хасана бин Адама:

"Разве в силах ты вести войну с Аллахом? А ведь тот, кто не повинуется Аллаху, ведёт с Ним войну, и чем более мерзким является грех, тем сильнее разгорается эта война. Вот почему Аллах Всевышний назвал занимающихся ростовщичеством и грабежом воюющими с Аллахом Всевышним и Его посланником, а причина здесь кроется в том, что они допускают великую несправедливость по отношению к Его рабам и стремятся к распространению нечестия на Его земле ".

5. Приближение к Аллаху Всевышнему посредством совершения дополнительного

Как уже говорилось в хадисе, приводимом со слов Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, обязательным условием приближения и любви является выполнение человеком обязательного. Достигается это путём проявления усердия теми, кто совершает дополнительные молитвы, соблюдает добровольные посты, выплачивает закят больше положенного, совершает больше одного хаджжа и так далее, а также удерживает себя от любых нерекомендуемых действий с помощью благочестия. Всё это вызывает любовь к рабу со стороны Аллаха, а тех, кого Аллах любит, Он наделяет покорностью по отношению к Нему и способностью поминать Его и поклоняться Ему, и всё это приводит человека к близости к Аллаху и позволяет ему получить у Него свой удел. О тех Своих рабах, которые любят Его и которых любит Он, Аллах Всевышний сказал так:

"Если кто-нибудь из вас отступится от своей религии, то Аллах приведёт людей, которых любит Он и которые любят Его, проявляюших смирение по отношению к верующим и суровых с неверными, сражающихся на пути Аллаха и не испытывающих страха перед порицанием порицающего. Это - милость Аллаха, которую дарует Он, кому пожелает, ведь Аллах - Объемлющий, Знающий." [789]

К числу тех видов поклонения, которые в наибольшей степени приближают раба к Аллаху Всевышнему, относится частое чтение и слушание Корана в сочетании с размышлением над его аяами и стремлением постичь их смысл.

Передают со слов Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

«...и ничто не способствует приближению рабов к Аллаху в такой степени, как то, что исходит от Него». [790] -, - имея в виду Коран.

И нет для любящих ничего слаще слов их возлюбленного, который доставляет наслаждение их сердцам и является высшей целью их устремлений.

Ибн Мас'уд, да будет доволен им Аллах, сказал: " Любящий Коран любит Аллаха и Его посланника ".

Одним из важнейших дополнительных видов поклонения является частое поминание Аллаха, Который сказал:

"Так поминайте же Меня, и Я вспомню вас.." [791]

Сообщается, что посланник Аллаха, Ат-Тирмизи. сказал:

«Аллах Всевышний говорит: "Я таков, как думает обо Мне раб Мой,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...