Люди, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха, совершения молитвы и выплаты закята и которые страшатся Дня, когда заколеблются сердца и глаза (, желая),
чтобы Аллах воздал им за лучшее из того, что они делали, и добавил им по милости Своей, ведь Аллах дарует, кому пожелает, без счёта!" [720] 31. Самостоятельный вид поклонения и заступник, заступничество которого будет принято Как уже отмечалось ранее, само по себе чтение Корана является отдельным видом поклонения, заниматься которым велено мусульманину и за которое он получит награду. И это чтение станет средством его спасения и причиной снискания им благоволения его Всемогущего и Великого Господа в День воскресения, когда Коран станет заступником за читавшего пред его Господом. Аллах Всевышний сказал: "И читай то, что дано тебе в откровении из Книги Господа твоего". [721] Аллах Всевышний также сказал: "Читай то, что было ниспослано тебе из Писания как откровение, и совершай молитву..." [722] И через Своего пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), Аллах Всевышний также сказал: "(Скажи): "Мне было ведено только поклоняться Господу этого города, который Он объявил священным. Всё принадлежит Ему, а мне было ведено быть (одним) из покорившихся и читать Коран". И тот, кто встанет на верный путь, встанет на него для своего (же блага), если же кто-то собьётся с пути, скажи: "Я - только (один) из увещателей". [723] Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: «Читающий Коран и знающий его наизусть (будет) с благородными и покорными писцам, а тому, кто читает Коран постоянно, испытывая при этом затруднения, (полагается) двойная награда». [724] Передают со слов Абдуллаха бин Мас'уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
«Прочитавшему (одну) букву из Книги Аллаха (запишется) за (совершение одного) доброго дела, а за (каждое) доброе дело человеку) воздается десятикратно, и я не говорю, что "алиф-лям-мим" это (одна) буква, но (говорю, что) "алиф" - это буква, "лям" - буква и "мим" - буква». [725] Сообщается также, что Умама аль-Бахили, да будет доволен им Аллах,сказал: "Я слышал, как посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: "Читайте Коран, ибо, поистине, в День воскресения он явится как заступник для читающих его" [726] Слушание Корана является не менее достойным делом, чем его чтение, более того, внимательное слушание чтения Корана позволяет заслужить прощение и проявление милости Аллаха Всевышнего, который сказал: "A когда будут читать Коран, слушайте его внимательно, чтобы помиловали вас". [727] Вот почему избранный пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), любил слушать, когда сподвижники, да будет доволен ими Аллах, читали Коран. Общается, что Абдуллах бин Мас'уд, да будет доволен им Аллах, сказал: "(Однажды) посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал (мне): «Почитай (мне) Коран». Я сказал: "(Как могу) я читать тебе (Коран), когда он был ниспослан тебе?!" (На это) он сказал: «Поистине, я люблю слушать его от других». И я стал читать суру "Женщины", а когда дошёл (до того аята, в котором говорится): "А как же, когда приведём мы от каждой обшины свидетеля и приведём тебя как свидетеля о них?!" [728] - он сказал мне: «Довольно (или:...прекрати)», - и я увидел в его глазах слёзы" [729] 32. Свет, покрывающий свет Награда, воздаяние и польза увеличиваются, если чтение и слушание Корана сочетаются с пониманием, размышлением и проявлением смирения, поскольку в этом случае к свету и достоинству одного добавляется свет и достоинство другого, и всё это является признаком разума и высокого положения пред Всемогущим и Великим Аллахом.
Аллах Всевышний сказал: "(Это -) благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, чтобы они размышляли над его аятами и чтобы поучались обладающие разумом". [730] Указанием на это служат также и слова пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), из рассматриваемого нами хадиса: "...а когда люди собираются в одном из домов Аллаха..." Однако поминание Аллаха и чтение Корана, о которых говорится в этом хадисе, являются столь же достойным делом и в том случае, когда люди занимаются этим и в любом другом месте, особенно если речь идёт о женщинах, которым рекомендуется оставаться дома и не появляться там, где бывают мужчины. Если же речь идёт о мужчинах, то им поминанием Аллаха лучше заниматься в мечетях, так как в этом и состоит смысл их заполнения, о чём нам уже известно, а также потому, что мечети далеки от всего отвлекающего от поминания Аллаха и приводящего разум в расстройство. Кроме того, мечети защищены от всего нечистого как в материальном, так и в духовном плане. 33. Милость и благоволение Аллаха Всевышнего Всемогущий и Великий Аллах окажет великую милость тем людям, которые собирались для чтения Его Книги, так как Он четырежды почтил их, и каждый из этих четырёх даров свидельствует о высоте их положения пред Аллахом и о том, что Он примет их дела и что им обеспечены благоволение Всеблагого и Всевышнего Аллаха и Его прощение. è а - "...нисходит на них спокойствие..." Сообщается, что аль-Бара бин Азиб, да будет доволен им Аллах, сказал: "(Как-то раз) один человек стал читать суру "Пещера". В это время во дворе (его дома) находилось верховое животное, которое принялось прыгать, испугавшись (чего-то), а потом его неожиданно окутало нечто вроде тумана или облака. Он рассказал об этом пророку, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), который сказал: «Читай, о такой-то, ибо это было спокойствие, которое снизошло свыше благодаря (чтению) Корана». [731] И благодаря этому спокойствию успокаиваются сердце и душа, человек ощущает довольство, а разум и мышление обретают устойчивость. Аллах Всевышний сказал: "...тех, которые уверовали и сердца которых успокаиваются благодаря поминанию Аллаха. Поистине, благодаря поминанию Аллаха успокаиваются сердца!" [732]
И сколь великий ущерб понесут те люди, сердца которых не обращают внимания на Аллаха Всевышнего и пренебрегают поминанием Аллаха, ибо в мире этом им предстоит познать ненависть, печали и утраты, а в мире ином они погибнут и навечно останутся в аду! Аллах Всевышний сказал: "А тому, кто не будет помнить обо Мне, поистине, предстоит жизнь тяжкая, и Мы воскресим его в День воскресения слепым". [733] Аллах Всевышний также сказал: "Горе тем, сердца которых черствы (и не занимаются) поминанием Аллаха, - они пребывают в явном заблуждении!" [734] è б - "...покрывает их милость..." Сообщается, что однажды когда Сальман, да будет доволен им Аллах, вместе с другими людьми поминал Аллаха, посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), проходивший мимо них, (остановился) и сказал: «Что вы говорили? Поистине, я увидел, как на вас нисходит милость, и захотел, чтобы часть её досталась и мне!» [735] Эта милость, представляющая собой величайшее из того, что может получить верующий, и лучшее из того, чего может достичь мусульманин, является самым прекрасным плодом его усилий в этой жизни. Аллах Всевышний сказал: "Скажи: "Милости Аллаха и Его милосердию - этому пусть радуются они." Это лучше того, что они копят." [736] Блаженны те, к кому эта милость оказалась близкой, а их чтение и совместное изучение Книги Всемогущего и Великого Аллаха стали признаком того, что они относятся к числу творящих благодеяния, ведь Аллах Всевышний сказал: "Поистине, милость Аллаха близка к творящим благое!" [737] И это послужило для них радостной вестью о том, что они относятся к числу искренних верующих и благочестивых приниженных, которые спасутся от наказания Всемогущего и Великого Аллаха, сказавшего: "Oн сказал: "Наказанием Своим Я поражаю, кого желаю, а милость Моя объемлет собой всё, и Я предопределю её тем, кто является богобоязненным, и выплачивает закят и верует в Наши знамения..." [738] è в - "...и окружают их ангелы..." Сообщается, что Усайд бин Худайр, да будет доволен им Аллах, сказал, что однажды ночью, когда он читал суру "Корова", а его лошадь была привязана рядом с ним, эта лошадь вдруг (заволновалась и) пришла в движение. Тогда он замолчал, и лошадь успокоилась. Потом он (снова начал) читать, и лошадь (снова) заволновалась, а когда он умолк, она успокоилась. Потом он (снова) принялся за чтение, а она (опять) пришла в волнение, и тогда он перестал (читать. В это время) его сын Йахйа находился поблизости от лошади (и Усайд) побоялся, что она затопчет его, а когда он унёс (ребёнка подальше) от неё, то поднял глаза к небу, но не увидел его. Наутро он рассказал (обо всём) пророку, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), и он сказал:
«Читай, о Ибн Худайр! Читай, о Ибн Худайр!» (Усайд) сказал: "О посланник Аллаха, я побоялся, что она затопчет Йахйу, который находился рядом с ней, и поэтому я поднял голову и подошёл к нему. А потом я поднял голову к небу (и увидел) там что-то вроде навеса, в котором было нечто напоминавшее собой светильники, после чего это исчезло у меня из виду ". (Пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям), спросил: «Знаешь ли ты, что это (было)?» (Усайд) сказал: "Нет". (Пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: «Это ангелы приблизились на звук твоего голоса, а если бы ты продолжал читать (до утра), то утром люди обязательно увидели бы их и они не скрылись бы от них!» [739] Таким образом, чем больше люди читают Коран, тем больше ангелов окружает их со всех сторон. Но что означает нисхождение ангелов к людям, и к чему приводит их присутствие и то, что они окружают людей? Это значит, что люди, совместно читающие и изучающие Коран, находятся в безопасности и мире. И результатом присутствия ангелов является то, что они оберегают людей от любого зла и не допускают, чтобы их постигло то, чего они не желают. Аллах Всевышний сказал: "(К каждому такому человеку приставлены ангелы,) следующие впереди него и позади него и охраняющие его по велению Аллаха." [740] Но, возможно, что лучшим плодом этого достойного дела является то, что ангелы становятся посредниками между такими рабами Милостивого и их Всемогущим и Великим Творцом, донося до Него известия о делах этих верующих, занимающихся поминанием Всемогущего и Великого Аллаха и изучением Его Книги, а также о том, что их души стремятся к милости и благоволению Всемогущего и Великого Аллаха и страшатся Его гнева и наказания, и это становится причиной прощения и вратами успеха и спасения. Аль-Бухари и Муслим приводят хадис, в котором со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
"Поистине, есть у Аллаха ангелы, которые обходят дороги в поисках занятых поминанием, а когда они находят людей, поминаюших Аллаха, то обращаются друг к другу (со словами): "Идите к тому, что вы ищите". И они окружают (таких людей) своими крыльями (, поднимаясь) до самого нижнего неба (, а когда люди заканчивают поминать Аллаха и ангелы возносятся ввысь), Господь их, знаюший(обо всём) лучше (ангелов), спрашивает их: "Что говорят рабы Мои?'' (Ангелы) отвечают: "Они прославляют Тебя, возвеличивают Тебя, воздают Тебе хвалу и превозносят Тебя ". [741] Тогда (Аллах) спрашивает: "Видели ли они Меня?" (Ангелы) отвечают: "Нет, клянёмся Аллахом, они Тебя не видели!" (Тогда Аллах) спрашивает: "А что было бы, если бы они увидели Меня?" (Ангелы) отвечают: "Если бы они увидели Тебя, то поклонялись бы Тебе ещё истовее, превозносили и восхваляли бы Тебя больше и прославляли бы Тебя чаше". (Тогда Аллах) спрашивает: "А о чём они просят Меня?" (Ангелы) отвечают: "Они просят Тебя о рае". (Аллах) спрашивает: "А видели ли они его? " (Ангелы} отвечают: "Нет, клянёмся Аллахом, о Господь мой, они его не видели! " (Аллах) спрашивает: "А что было бы, если бы они увидели его?" (Ангелы) отвечают: "Если бы они увидели его, то добивались бы его ещё сильнее, и стремились бы к нему ешё упорнее и желали бы его ешё больше". (Аллах) спрашивает: "А от чего они просят зашиты? " (Ангелы} отвечают: "От пламени (ада)". (Аллах) спрашивает: "А видели ли они его?" (Ангелы} отвечают: "Нет, клянёмся Аллахом, о Господь, они его не видели!" (Аллах) спрашивает: "А что было бы, если бы они увидели его?" (Ангелы) отвечают: "Если бы они увидели его, то ешё больше старались бы убежать от него и страшились бы его ешё сильнее". (Тогда) Аллах говорит: "Призываю вас в свидетели, что Я простил их!" И один из ангелов говорит: "Есть среди них такой-то, который к ним не относится, ибо пришёл он только по своей надобности. " (Тогда Аллах) говорит: "Они - (такие люди), благодаря которым товарищ их не попадёт в бедственное положение!" [742] è г - "...и поминает их Аллах среди тех, кто находится пред Ним..." Всемогущий и Великий Аллах сказал: "Так поминайте же Меня, и Я вспомню вас, благодарите Меня и не будьте неблагодарными по отношению ко Мне!" [743] Таким образом, когда верующий раб поминает своего Господп, читая Его Книгу или слушая Его аяты. Всемогущий и Великий Аллах делает то же самое, поминая раба с высоты Своего положения, но сколь велика разница между двумя этими видами поминания, ведь поминание Аллахом Всевышним Его раба означает возвышение, прощение, милость, довольство и благоволение! Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: "Аллах Всевышний говорит: "Я таков, как думает обо Мне раб Мой, и Я нахожусь вместе с ним, когда он поминает Меня. Если он помянет Меня в душе, то и Я помяну его про Себя, а если он помянет Меня в обществе, то Я помяну его среди тех, кто лучше их. Если раб приблизится ко Мне на пядь, Я приближусь к нему на локоть, если Он приблизится ко Мне на локоть, Я приближусь к нему на сажень, а если он направится ко Мне шагом, то Я брошусь к нему бегом!"» [744] И всё это говорит о довольстве Всемогущего и Великого Аллаха, Его благоволении и том, что Он быстро вознаграждает такого человека, который обращается к Всеблагому и Всевышнему Аллаху, неуклонно соблюдает установления Его шариата, выполняет Его веления, избегает того, что Он запретил, и никогда не выходит из повиновения Ему. Одним словом, прибыльной будет торговля тех, кто обратился к Книге Всемогущего и Великого Аллаха, занявшись её чтением и изучением и неуклонно следуя её установлениям на деле. О таких людях Аллах Великий сказал: "Поистине, те, кто читает Книгу Аллаха, совершает молитвы и расходует из того, чем Мы наделили их, тайно и явно, надеются на то, что в (такой) торговле никогда не будет застоя, ибо Он уплатит им сполна и добавит им по милости Своей, ведь Он - Прощающий, Воздающий благодарностью!" [745] И для того, чтобы испытывать гордость, таким людям вполне достаточно того, что примером в том, чем они занимаются, служит для них лучший из всех людей - Мухаммад бин Абдуллах, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), и лучший из небесных ангелов - Джибрил, мир ему, поскольку они совместно изучали Коран. Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: "Посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), был щедрейшим из людей, а наибольшую щедрость проявлял он в рамадане, когда с ним встречался Джибрил, мир ему. Во время рамадана он вcтречался с ним каждую ночь, обучая его Корану, и, поистине, (в эти дни) посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), был более щедр на всё благое, чем вольный ветер". [746] Имеется в виду такой ветер, который дует постоянно и приносит пользу всем. Однако подобную выгоду получает каждый из тех, кто встречается друг с другом для поминания Аллаха Всевышнего, без исключения. Сообщается, что Абу Хурайра и Абу Са'ид аль-Худри, да будет доволен Аллах ими обоими, засвидетельствовал, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: «Когда люди собираются, поминая Всемогущего и Великого Аллаха, их обязательно окружают ангелы, и их покрывает милость, и нисходит на них спокойствие и поминает их Аллах среди тех, кто находится пред Ним». [747] Таким образом, поминающему будет оказана высшая честь, ведь Cам Всемогущий и Великий Аллах помянет его среди ангелов. 34. Гуманизм и справедливость ислама (благочестие и праведные дела приводят к Всемогущему и Великому Аллаху) Ислам провозгласил идею единства человечества и закрепил принцип равенства между всеми людьми, так как все люди созданы из одной души, и нет разницы между белым и чёрным, и нет преимущества у одного народа перед другим и знатный человек не превосходит простого по своему происхождению, ведь Аллах Всевышний сказал: "O люди! Бойтесь вашего Господа, создавшего вас из одного человека, и создавшего из него же пару ему и рассеявшего от них (по земле) множество мужчин и женщин." [748] Справедливость Аллаха в исламе проявилась в том, что критерием превосходства людей друг над другом Он объявил праведные дела, а путём приближения к Аллаху Всевышнему - страх перед Ним, что же касается родовитости предков, то Он не придаёт этому значения, ведь Аллах Всевышний сказал: "O люди! Поистине, Мы создали вас от (одной пары -) мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга. Поистине, достойнейшим из вас пред Аллахом является наиболее благочестивый. Поистине, Аллах - Знающий, Всеведущий." [749] Таким образом, простое происхождение человека не повредит ему в глазах Всемогущего и Великого Аллаха, поскольку Аллах поставил воздаяние в зависимость от дел, а не от знатности. Аллах Всевышний сказал: "И для каждого - (свои) степени соответственно тому, что они делали..." [750] Следовательно, раб Аллаха сможет достичь высокого положения пред своим Господом только благодаря своим праведным делам, а о происхождении в День воскресения никто и не вспомнит, так как все люди будут стоять на одной возвышенности и никто из них даже не посмотрит на другого. Аллах Всевышний сказал: "A когда вострубят в трубу, в тот День не будет родственных связей и не станут они спрашивать друг друга (ни о чём)." [751] Вот почему, как мы видим, благородный Коран предупреждает людей, что им не следует полагаться на свою родовитость, велит пророку, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), начать доводить призыв Аллаха Всевышнего до людей с предостережения его ближайших родственников. Аллах Всевышний сказал: "И увещай своих ближайших родственников." [752] И мы видим, что сострадательный и милосердный пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), проявления сострадания и милосердия которого прежде всего заслуживали его родные и близкие, поспешил донести веление своего Господа и, поднявшись на холм ас-Сафа, обратился к людям с такими словами: «О курайшиты (или же он сказал нечто подобное), купите самих себя ], ибо я никак не смогу избавить вас от (наказания) Аллаха! О бану абд манаф, я никак не смогу избавить вас от наказания) Аллаха! О Аббас бин Абд аль-Мутталиб, я никак не смогу избавить тебя от (наказания) Аллаха! О Сафийа, тётка посланика Аллаха, я никак не смогу избавить тебя от (наказания) Аллаха! О Фатима, дочь Мухаммада, проси у меня чего хочешь из моего имущества, но я никак не смогу избавить тебя от (наказания) Аллаха!» [753] 35. Покровительство обеспечивают вера и дела, а не происхождение и родственные связи Люди всегда помогали друг другу и сближались между собой по признаку общности интересов и родства, но одна из задач ислама состоит в том, чтобы разорвать любые узы между людьми, кроме уз веры, и объявить недействительными любые виды покровительства и помощи, кроме покровительства религии и дел и помощи убеждений и принципов, ведь Аллах Всевышний сказал: "Верующие мужчины и женщины - покровители друг для друга: они побуждают к одобряемому и удерживают от порицаемого (шариатом), и совершают молитвы, и выплачивают закят и повинуются Аллаху и Его посланнику. Таких помилует Аллах, ведь Аллах - Всемогущий, Мудрый." [754] И если верующие буду оказывать друг другу покровительство на основе своих религиозных убеждений, то Аллах Всевышний обеспечит им Своё покровительство и помощь, а также покровительство и заступничество Его избранного пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), и тому, чья вера окажется совершеннее, покровительство будет оказано в большей мере, а тот, кто совершит больше благих дел, окажется ближе к Аллаху Всевышнему и сможет воспользоваться заступничеством в большей мере, чем другие. Аллах Всевышний велел Своему избранному пророку, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказать: "Поистине, мой Покровитель - Аллах, который ниспослал Писание, и Он будет оказывать покровительство праведным." [755] Аллах Всевышний также сказал: "...а Аллах - Покровитель богобоязненных." [756] Аллах Всевышний также сказал: "...а Аллах - Покровитель верующих." [757] Всемогущий и Великий Аллах также сказал: "Это - потому, что Аллах является Покровителем тех, кто уверовал, а у неверных нет покровителя." [758] Пророк же, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: «Поистине, (члены) семейства (такого-то) не являются моими покровителями, а Покровитель мой - только Аллах и праведные из числа) верующих». [759] И об этом один поэт сказал так:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|