Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учитель в социальном проектировании




Структура социального проектирования

Выступая сложным системным образованием, соци­альное проектирование включает в себя социальную пробу, социальную практику и социальный проект.

Под социальной пробой авторы понимают такой вид социального взаимодействия, в ходе которого подросток получает и присваивает информацию о социальных объек­тах и явлениях, получает и осознает опыт своего социаль­ного взаимодействия.

Социальная практика — это, во-первых, процесс ос­воения, отработки социальных навыков и, во-вторых, по­знание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной.

Социальный проект — наиболее сложный тип соци­ального проектирования. Данная деятельность предполага­ет создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта. Этот продукт деятельности является средством разрешения противоре­чия между социальной трудностью, проблемой, восприни­маемой как личностно значимая, и потребностью личнос­ти, а сама деятельность — мостом, связывающим социум и личность.

Социальная проба, практика и проект соотносятся между собой как понятия разного объема и разной шири­ны, различаются по уровню и сложности организации. С одной стороны, наиболее простым типом деятельности является проба, более сложным — практика (по навыкам, длительности, ответственности и приобретаемому опыту) и наиболее сложным — проект. С другой — освоение со­циальной практики предполагает получение опыта соци­альной пробы в заданной теме (прежде чем отрабатывать социальные навыки на этапе социальной практики, в ходе социальной пробы необходимо получить опыт социаль­ного взаимодействия; прежде чем узнавать «изнанку жиз­ни», необходимо познакомиться и с ее видимой сторо­ной); реализация социального проекта предполагает включение в качестве проектных шагов, отдельных эле­ментов действия в рамках социальной пробы или практи­ки. Для освоения подростком социальной практики или социального проекта как вида деятельности не обязатель­но содержательное единство осуществляемых этапов. Та­ким образом, проба, практика и проект могут существо­вать как взаимодополняющие, опосредующие виды деятельности, но могут существовать и как самостоятельные, конечные, завершенные, в зависимости от целей и со­держания деятельности.

Социальное проектирование — цельное комплексное яв­ление и ее элементы содержательно, логически и структур­но связаны друг с другом. В ходе социальной пробы проис­ходит познание социальной действительности, в ходе социальной практики — проблематизация того, что было познано на этапе пробы, а в ходе проектной деятельности — преобразование социального объекта, явления, ситуации.

Объектом деятельности в ходе социального проекти­рования могут выступать:

• социальные явления («социальные негативы» — куре­ние, наркомания, сквернословие, алкоголизм);

• социальные отношения (отношение к старикам, к мо­лодежи, к детям; отношение к клиенту, к потребителю, к заказчику; политическое взаимодействие, влияние, др.);

• социальные институты (органы власти и управления, по­литическая партия, школа, больница, магазин, почта, па­рикмахерская и др.);

• социальная среда: ландшафт в целом (городской, сель­ский), социальный ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак, игровые площадки,
внешний вид и обустройство стадиона и т.п.)

Субъектами социальной пробы, практики и проекта становятся подростки и взрослые, вовлеченные в проекти­рование.

Как и любая другая деятельность, социальное проекти­рование не может быть освоено подростком вдруг, одномо­ментно. Навыки межличностного взаимодействия, приоб­ретенные подростком в других видах деятельности, умение и способность к продуктивной деятельности, общий уро­вень психического развития — те критерии, качественные характеристики которых, с одной стороны, являются пока­зателями степени готовности подростка к социальному проектированию, а с другой — базой, основой проектиро­вания. Поэтапное прохождение через пробу, практику и проект формирует внутри предшествующей деятельности предпосылки для развития следующей. Параллельно с этим должна быть специально организована учебная деятель­ность подростка, целью которой является освоение содер­жания понятия «социальное проектирование» и основных навыков его проведения.

Учитель в социальном проектировании

Важным вопросом является роль и позиция взрослого (учителя) в социальном проектировании. Педагог в проекти­ровании может выступать только с позиции соучастия, со­трудничества, совместной деятельности. Вместе с тем на раз­ных этапах социального проектирования позиция учителя может значительно различаться в зависимости от ожиданий учащихся, особенностей социальной и педагогической ситуа­ций, уровня сформированное™ готовности учащихся к соци­альному проектированию и навыков социального взаимодей­ствия.

Большое значение имеет готовность (и способность) учителя к смене традиционного для него способа общения с позиции старшего, взрослого, наставника на позицию рав­ного, соучаствующего, принимающего самостоятельность подростка и готового передать подростку ответственность за его поступки. Собственные коммуникативные и организаци­онные навыки учителя в ходе социального проектирования подвергаются значительной нагрузке и проверке, т.к. основ­ная задача взрослого в ходе проектирования — это оказание организационной, консультативной и экспертной помощи подростку Педагог выступает своего рода буфером между жесткой социальной действительностью и социальной нео­пытностью, наивностью и максимализмом подростка, и роль этого буфера — не исказить социальную действительность, не «надеть» на подростка розовые очки, приукрашая ее, а обеспечить безопасность ребенка в процессе взаимодейст­вия со средой — психологическую в первую очередь. Можно говорить о том, что в ходе социального проектирования пе­дагог вынужден «выпадать» из традиционной и привычной для него собственно педагогической деятельности в соци­ально-педагогическую.

МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПРОБЫ

действия, социальной активности, в ходе которых подрос­ток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях — знакомится с «внешней средой», по­лучает и осознает опыт своего социального взаимодействия. Социальная проба — это довольно непродолжительное, за­конченное действо, продуктом которого являются социаль­но значимая информация и знание.

Целями социальной пробы являются:

• осознавание подростком информации о своем социальном окружении, способах взаимодействия с социумом, уровне своей социальной эффективности;

• получение качественно нового опыта социального взаи­модействия и овладение им (опытом);

• присваивание информации о своем взаимодействии с социумом как составной части мировоззрения.
Задачи социальной пробы:

• собрать информацию о социальном явлении, социаль­ном учреждении, социальной среде;

• познакомиться с функционированием социального объекта;

• проанализировать полученную информацию;

• вступить с социальным объектом в прямое взаимодейст­вие способом, новым для подростка;

• отрефлексировать полученный опыт взаимодействия.


Виды социальной пробы:

• Экскурсия;

• интервью;

• анкетирование;

• пресс-конференция;

• наблюдение;

• социологическое исследование;

• встреча с компетентным специалистом.


Объекты социальной пробы:

1. Социальные институты:

• инспекция по делам несовершеннолетних;

• отделение пенсионного фонда;

• отделение социального обеспечения граждан;

• центр психологической работы с детьми, подростками;

• районная администрация;

• магазин;

• ДОМ Культуры;

• учреждение здравоохранения;

• центр досуга: клуб, дискотека, выставка и др.;

• прочее.

2. Социальная среда:

• мой двор;

• территория школы;

• улицы микрорайона;

• детская площадка;

• съезд (пандусы) на тротуар, ступеньки подъезда;

• реклама на остановке;

• места отдыха;

• спортивные площадки;

• другое.

3. Социальные явления и отношения:

• проблема курения (алкоголизма, наркомании, токсико­мании);

• политическая борьба в районе;

• употребление ненормативной лексики в общении (сквернословие дома, в школе, на улице);

• беременность девочек-подростков;

• отношение к потребителю (старикам, молодежи, клиен­там, детям);

• фанаты;

• другое.

В ходе социальной пробы подросток сталкивается с соци­альными объектами, и он уже имеет какой-то опыт общения с этими структурами, явлениями (у него есть представление о том, например, что такое «детский алкоголизм» или «как рабо­тает магазин»). Но эти представления подростка — житейские, обыденные, связанные с мифами общественного сознания.

Социальная проба должна помочь учащемуся отделить в своем сознании представление о социальном объекте, осно­ванное на чужом мнении («Мама говорит, что в магазине все воруют») или на неполном, однобоком восприятии действи­тельности («Я думаю, что детский алкоголизм не страшен, потому что я знаю мирового парня Петю, который часто вы­пивает»), от собственно своего мнения — результата осмыс­ления проблемы, перерастающего в убеждение.

В ходе социальной пробы опыт общения подростка с ка­ким-то социальным явлением должен быть переведен на ка­чественно новый уровень за счет расширения этого взаи­модействия, за счет углубления его, в результате открытия подростком противоречивости объекта, неоднозначности

своей собственной позиции, выхода на более высокий уро­вень самостоятельности и ответственности подростка в хо­де такого взаимодействия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...