Учитель в социальном проектировании
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Структура социального проектирования Выступая сложным системным образованием, социальное проектирование включает в себя социальную пробу, социальную практику и социальный проект. Под социальной пробой авторы понимают такой вид социального взаимодействия, в ходе которого подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает и осознает опыт своего социального взаимодействия. Социальная практика — это, во-первых, процесс освоения, отработки социальных навыков и, во-вторых, познание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной. Социальный проект — наиболее сложный тип социального проектирования. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта. Этот продукт деятельности является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно значимая, и потребностью личности, а сама деятельность — мостом, связывающим социум и личность. Социальная проба, практика и проект соотносятся между собой как понятия разного объема и разной ширины, различаются по уровню и сложности организации. С одной стороны, наиболее простым типом деятельности является проба, более сложным — практика (по навыкам, длительности, ответственности и приобретаемому опыту) и наиболее сложным — проект. С другой — освоение социальной практики предполагает получение опыта социальной пробы в заданной теме (прежде чем отрабатывать социальные навыки на этапе социальной практики, в ходе социальной пробы необходимо получить опыт социального взаимодействия; прежде чем узнавать «изнанку жизни», необходимо познакомиться и с ее видимой стороной); реализация социального проекта предполагает включение в качестве проектных шагов, отдельных элементов действия в рамках социальной пробы или практики. Для освоения подростком социальной практики или социального проекта как вида деятельности не обязательно содержательное единство осуществляемых этапов. Таким образом, проба, практика и проект могут существовать как взаимодополняющие, опосредующие виды деятельности, но могут существовать и как самостоятельные, конечные, завершенные, в зависимости от целей и содержания деятельности.
Социальное проектирование — цельное комплексное явление и ее элементы содержательно, логически и структурно связаны друг с другом. В ходе социальной пробы происходит познание социальной действительности, в ходе социальной практики — проблематизация того, что было познано на этапе пробы, а в ходе проектной деятельности — преобразование социального объекта, явления, ситуации. Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать: • социальные явления («социальные негативы» — курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм); • социальные отношения (отношение к старикам, к молодежи, к детям; отношение к клиенту, к потребителю, к заказчику; политическое взаимодействие, влияние, др.); • социальные институты (органы власти и управления, политическая партия, школа, больница, магазин, почта, парикмахерская и др.); • социальная среда: ландшафт в целом (городской, сельский), социальный ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, Субъектами социальной пробы, практики и проекта становятся подростки и взрослые, вовлеченные в проектирование.
Как и любая другая деятельность, социальное проектирование не может быть освоено подростком вдруг, одномоментно. Навыки межличностного взаимодействия, приобретенные подростком в других видах деятельности, умение и способность к продуктивной деятельности, общий уровень психического развития — те критерии, качественные характеристики которых, с одной стороны, являются показателями степени готовности подростка к социальному проектированию, а с другой — базой, основой проектирования. Поэтапное прохождение через пробу, практику и проект формирует внутри предшествующей деятельности предпосылки для развития следующей. Параллельно с этим должна быть специально организована учебная деятельность подростка, целью которой является освоение содержания понятия «социальное проектирование» и основных навыков его проведения. Учитель в социальном проектировании Важным вопросом является роль и позиция взрослого (учителя) в социальном проектировании. Педагог в проектировании может выступать только с позиции соучастия, сотрудничества, совместной деятельности. Вместе с тем на разных этапах социального проектирования позиция учителя может значительно различаться в зависимости от ожиданий учащихся, особенностей социальной и педагогической ситуаций, уровня сформированное™ готовности учащихся к социальному проектированию и навыков социального взаимодействия. Большое значение имеет готовность (и способность) учителя к смене традиционного для него способа общения с позиции старшего, взрослого, наставника на позицию равного, соучаствующего, принимающего самостоятельность подростка и готового передать подростку ответственность за его поступки. Собственные коммуникативные и организационные навыки учителя в ходе социального проектирования подвергаются значительной нагрузке и проверке, т.к. основная задача взрослого в ходе проектирования — это оказание организационной, консультативной и экспертной помощи подростку Педагог выступает своего рода буфером между жесткой социальной действительностью и социальной неопытностью, наивностью и максимализмом подростка, и роль этого буфера — не исказить социальную действительность, не «надеть» на подростка розовые очки, приукрашая ее, а обеспечить безопасность ребенка в процессе взаимодействия со средой — психологическую в первую очередь. Можно говорить о том, что в ходе социального проектирования педагог вынужден «выпадать» из традиционной и привычной для него собственно педагогической деятельности в социально-педагогическую.
МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПРОБЫ действия, социальной активности, в ходе которых подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях — знакомится с «внешней средой», получает и осознает опыт своего социального взаимодействия. Социальная проба — это довольно непродолжительное, законченное действо, продуктом которого являются социально значимая информация и знание. Целями социальной пробы являются: • осознавание подростком информации о своем социальном окружении, способах взаимодействия с социумом, уровне своей социальной эффективности; • получение качественно нового опыта социального взаимодействия и овладение им (опытом); • присваивание информации о своем взаимодействии с социумом как составной части мировоззрения. • собрать информацию о социальном явлении, социальном учреждении, социальной среде; • познакомиться с функционированием социального объекта; • проанализировать полученную информацию; • вступить с социальным объектом в прямое взаимодействие способом, новым для подростка; • отрефлексировать полученный опыт взаимодействия.
• Экскурсия; • интервью; • анкетирование; • пресс-конференция; • наблюдение; • социологическое исследование; • встреча с компетентным специалистом.
1. Социальные институты: • инспекция по делам несовершеннолетних; • отделение пенсионного фонда; • отделение социального обеспечения граждан; • центр психологической работы с детьми, подростками;
• районная администрация; • магазин; • ДОМ Культуры; • учреждение здравоохранения; • центр досуга: клуб, дискотека, выставка и др.; • прочее. 2. Социальная среда: • мой двор; • территория школы; • улицы микрорайона; • детская площадка; • съезд (пандусы) на тротуар, ступеньки подъезда; • реклама на остановке; • места отдыха; • спортивные площадки; • другое. 3. Социальные явления и отношения: • проблема курения (алкоголизма, наркомании, токсикомании); • политическая борьба в районе; • употребление ненормативной лексики в общении (сквернословие дома, в школе, на улице); • беременность девочек-подростков; • отношение к потребителю (старикам, молодежи, клиентам, детям); • фанаты; • другое. В ходе социальной пробы подросток сталкивается с социальными объектами, и он уже имеет какой-то опыт общения с этими структурами, явлениями (у него есть представление о том, например, что такое «детский алкоголизм» или «как работает магазин»). Но эти представления подростка — житейские, обыденные, связанные с мифами общественного сознания. Социальная проба должна помочь учащемуся отделить в своем сознании представление о социальном объекте, основанное на чужом мнении («Мама говорит, что в магазине все воруют») или на неполном, однобоком восприятии действительности («Я думаю, что детский алкоголизм не страшен, потому что я знаю мирового парня Петю, который часто выпивает»), от собственно своего мнения — результата осмысления проблемы, перерастающего в убеждение. В ходе социальной пробы опыт общения подростка с каким-то социальным явлением должен быть переведен на качественно новый уровень за счет расширения этого взаимодействия, за счет углубления его, в результате открытия подростком противоречивости объекта, неоднозначности своей собственной позиции, выхода на более высокий уровень самостоятельности и ответственности подростка в ходе такого взаимодействия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|