Методика социального проекта
Социальный проект — вид социального проектирования, наиболее сложная форма организации социального действия. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта, который является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно-значимая, и потребностью личности. В последнее время достаточно много написано о проектной деятельности, существуют описания разных форм проектов, различные алгоритмы их проведения (Проект «Гражданин» в Самаре, социальные проекты, описанные А. С. Прутченковым, проекты школы Универс в Красноярске и др.). Авторы данного пособия рассматривают социальный проект как вид проектной деятельности, на который можно распространить общие для всех проектов теоретические подходы. Мы разделяем такие взгляды ряда авторов на проект: • Проектная деятельность является цельной деятельностью, обязательным условием осуществления которой должно стать достижение логического завершения — • Нацеленность на создание конкретного продукта является обязательным условием проектной деятельности. • Временная и структурная завершенность проекта выступает в качестве одного из ведущих принципов проектной деятельности. • Проектирование — комплексная разноплановая деятельность, объединяющая качественно разные виды работ (сбор информации, анализ, планирование и контроль • Данный вид активности обязательно предусматривает практическую деятельность, а не ее моделирование.
• Проектная деятельность предусматривает прямую связь идеи проекта с реальной жизнью. • В проектной деятельности активно используется игровой компонент. • Проектирование возможно только в ситуации реального интереса, абсолютной добровольности деятельности подростка. Авторы обращают внимание на момент, принципиальный именно в социальном проекте: проект — это то, чего еще нет, это нечто новое, придуманное, опробованное ребятами. Продукт проекта должен иметь качественную новизну не только для самого подростка, но и для его ближайшего социального окружения, это то, что реально отсутствует в обществе, то, что является новым для его социального окружения. Начало проектной деятельности связано с обнаружением трудности, некомфортности в том, что окружает человека, с чем связана повседневная жизнь. Под трудностью мы понимаем прямое неудобство, неудовлетворенность, что-то, что не устраивает лично подростка в его социальной жизни. При этом трудность четко формулируется, описывается, рассказывается простым, бытовым языком. Трудность обязательно возникает в собственном опыте подростка. Осознание трудности может быть связано с предшествующей социальному проекту деятельностью ученика на этапах социальной пробы или практики, а может осознаваться и под влиянием множества других факторов. Обнаружение корней трудности позволяет сформулировать социальную проблему, разрешение которой может стать предметом социального проекта. Трудность всегда личностно окрашена, имеет уникальность и неповторимость, связанную с опытом данного конкретного человека. Социальная проблема универсальна, распространяется на некую группу людей. Социальная проблема — это разрыв между человеком и социумом, один конец которого всегда лежит в социальной сфере. Гипотеза социального проекта — это модель, образ того, с помощью чего можно закрыть этот разрыв, т.е. создать проект как продукт реальной деятельности. Формулируя гипотезу, разработчик проекта описывает свое предположение — за счет чего может быть разрешена социальная проблема; придумывает основную, базовую идею, на основе которой можно построить лестницу конкретных шагов, действий, направленных на достижение цели.
Проект обязательно включает в себя получение и присвоение социально значимой информации, проблематизацию этой информации и преобразование социальной ситуации, таким образом внутри социального проекта присутствуют этапы социальной пробы и социальной практики. Однако продолжительность этапов получения и проблематизации информации может быть различна в зависимости от опыта взаимодействия подростка с избранным объектом социальной практики. Продукт социального проекта обязательно должен иметь социальную значимость, т.е. не только разрешать личную трудность, но являться решением социальной проблемы (попыткой решения). И эффект данного решения должен быть достаточно очевиден для внешнего оценивания. Цели социального проекта: • получение и осознание опыта социально значимой деятельности; • разрешение конкретной социальной проблемы за счет собственной активности, совместной деятельности подростков и взрослых. Задачи социального проекта: • сформулировать социальную трудность; • выявить социальную проблему; • определить «точки самостоятельности» и «точки сотрудничества»; • разработать и осуществить план действий; • оформить результаты своей деятельности в виде конечного продукта; • отрефлексировать полученный опыт. «Точка самостоятельности» — вопросы, аспекты, этапы работы, которые подросток считает возможным разрешить, выполнить самостоятельно, без содействия сверстников или взрослых. «Точка сотрудничества» — круг задач, для разрешения которых целесообразно привлекать других людей. Не обязательно, что подросток не сможет сам справиться с этими шагами, возможно, он способен все сделать один, но считает, что более эффективным, успешным, целесообразным будет использование чьей-либо помощи.
Объекты социального проекта: • социальные отношения; • социальные явления; • социальные институты; • социальная среда. Роль учителя На разных этапах проектной деятельности учитель может выступать с разных позиций: обучения, поддержки, экспертизы, внешнего координирования, организации. Центральным принципом проектной работы является совместная работа учителя и учащегося. Однако эффективность и конечная результативность деятельности (не с точки зрения материального продукта, а с точки зрения личностного развития учеников) в значительной степени определяются способностью учителя предоставить подростку именно тот уровень самостоятельности, к которому он готов в данный момент, но не ниже определенного минимума. Подросток, абсолютно неспособный самостоятельно инициировать, организовывать и осуществлять свою деятельность, просто не готов к социальному проекту. Данный вид социального проектирования является наиболее сложным для подростка именно потому, что не допускает участия педагога в совместной деятельности как старшего, принимающего решения, дающего указания. Социальный проект возможен исключительно при соблюдении принципа равенства, равнозначимое™ его участников, как взрослых, так и подростков. Учитель обязан быть готовым принимать самостоятельность подростка и передавать ему ответственность за его поступки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|