Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика социального проекта




Социальный проект — вид социального проекти­рования, наиболее сложная форма организации социаль­ного действия. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существо­вавшего, как минимум в ближайшем социальном окруже­нии, социально значимого продукта, который является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно-значимая, и потребностью личности.

В последнее время достаточно много написано о про­ектной деятельности, существуют описания разных форм проектов, различные алгоритмы их проведения (Проект «Гражданин» в Самаре, социальные проекты, описанные А. С. Прутченковым, проекты школы Универс в Красноярске и др.). Авторы данного пособия рассматривают социальный проект как вид проектной деятельности, на который можно распространить общие для всех проектов теоретические подходы.

Мы разделяем такие взгляды ряда авторов на проект:

• Проектная деятельность является цельной деятельнос­тью, обязательным условием осуществления которой должно стать достижение логического завершения —
продукта проектной деятельности.

• Нацеленность на создание конкретного продукта явля­ется обязательным условием проектной деятельности.

• Временная и структурная завершенность проекта высту­пает в качестве одного из ведущих принципов проект­ной деятельности.

• Проектирование — комплексная разноплановая деятель­ность, объединяющая качественно разные виды работ (сбор информации, анализ, планирование и контроль
деятельности, прямое взаимодействие с людьми и др.).

• Данный вид активности обязательно предусматривает практическую деятельность, а не ее моделирование.

• Проектная деятельность предусматривает прямую связь идеи проекта с реальной жизнью.

• В проектной деятельности активно используется игро­вой компонент.

• Проектирование возможно только в ситуации реального интереса, абсолютной добровольности деятельности подростка.

Авторы обращают внимание на момент, принципиаль­ный именно в социальном проекте: проект — это то, чего еще нет, это нечто новое, придуманное, опробованное ре­бятами.

Продукт проекта должен иметь качественную новизну не только для самого подростка, но и для его ближайшего соци­ального окружения, это то, что реально отсутствует в общест­ве, то, что является новым для его социального окружения.

Начало проектной деятельности связано с обнаружени­ем трудности, некомфортности в том, что окружает человека, с чем связана повседневная жизнь. Под трудностью мы понимаем прямое неудобство, неудовлетворенность, что-то, что не устраивает лично подростка в его социальной жизни. При этом трудность четко формулируется, описыва­ется, рассказывается простым, бытовым языком. Трудность обязательно возникает в собственном опыте подростка. Осознание трудности может быть связано с предшествую­щей социальному проекту деятельностью ученика на эта­пах социальной пробы или практики, а может осознаваться и под влиянием множества других факторов.

Обнаружение корней трудности позволяет сформулиро­вать социальную проблему, разрешение которой может стать предметом социального проекта. Трудность всегда личностно окрашена, имеет уникальность и неповтори­мость, связанную с опытом данного конкретного человека. Социальная проблема универсальна, распространяется на некую группу людей. Социальная проблема — это разрыв между человеком и социумом, один конец которого всегда лежит в социальной сфере.

Гипотеза социального проекта — это модель, образ то­го, с помощью чего можно закрыть этот разрыв, т.е. создать проект как продукт реальной деятельности. Формулируя ги­потезу, разработчик проекта описывает свое предположе­ние — за счет чего может быть разрешена социальная про­блема; придумывает основную, базовую идею, на основе которой можно построить лестницу конкретных шагов, действий, направленных на достижение цели.

Проект обязательно включает в себя получение и присво­ение социально значимой информации, проблематизацию этой информации и преобразование социальной ситуации, таким образом внутри социального проекта присутствуют этапы социальной пробы и социальной практики. Однако продолжительность этапов получения и проблематизации информации может быть различна в зависимости от опыта взаимодействия подростка с избранным объектом социаль­ной практики.

Продукт социального проекта обязательно должен иметь социальную значимость, т.е. не только разрешать личную трудность, но являться решением социальной проблемы (попыткой решения). И эффект данного реше­ния должен быть достаточно очевиден для внешнего оце­нивания.

Цели социального проекта:

• получение и осознание опыта социально значимой деятельности;

• разрешение конкретной социальной проблемы за счет собственной активности, совместной деятельности под­ростков и взрослых.

Задачи социального проекта:

• сформулировать социальную трудность;

• выявить социальную проблему;

• определить «точки самостоятельности» и «точки сотруд­ничества»;

• разработать и осуществить план действий;

• оформить результаты своей деятельности в виде конеч­ного продукта;

• отрефлексировать полученный опыт. «Точка самостоятельности» — вопросы, аспекты, эта­пы работы, которые подросток считает возможным разре­шить, выполнить самостоятельно, без содействия сверстни­ков или взрослых.

«Точка сотрудничества» — круг задач, для разрешения которых целесообразно привлекать других людей. Не обя­зательно, что подросток не сможет сам справиться с этими шагами, возможно, он способен все сделать один, но счита­ет, что более эффективным, успешным, целесообразным бу­дет использование чьей-либо помощи.

Объекты социального проекта:

• социальные отношения;

• социальные явления;

• социальные институты;

• социальная среда.

Роль учителя

На разных этапах проектной деятельности учитель может выступать с разных позиций: обучения, поддержки, экспертизы, внешнего координирования, организации.

Центральным принципом проектной работы является совместная работа учителя и учащегося. Однако эффектив­ность и конечная результативность деятельности (не с точки зрения материального продукта, а с точки зрения личностного развития учеников) в значительной степени определя­ются способностью учителя предоставить подростку именно тот уровень самостоятельности, к которому он готов в дан­ный момент, но не ниже определенного минимума. Подрос­ток, абсолютно неспособный самостоятельно иницииро­вать, организовывать и осуществлять свою деятельность, просто не готов к социальному проекту.

Данный вид социального проектирования является наибо­лее сложным для подростка именно потому, что не допускает участия педагога в совместной деятельности как старшего, принимающего решения, дающего указания. Социальный проект возможен исключительно при соблюдении принципа равенства, равнозначимое™ его участников, как взрослых, так и подростков. Учитель обязан быть готовым принимать самостоятельность подростка и передавать ему ответствен­ность за его поступки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...