Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Порядок проведения социальной пробы




При проведении социальной пробы должны быть пройдены следующие этапы:

1. Выбор темы пробы всего класса или тем пробы в соот­ветствии с разделением учащихся на микрогруппы.

2. Определение целей работы каждой микрогруппы или класса в целом.

3. Разработка плана сбора информации.

4. Формирование микрогрупп для осуществления от­ дельных шагов социальной пробы.

5. Этап практических действий — реальное осуществле­ние практических действий, целью которых является получение информации.

6. Анализ полученной информации.

7. Групповое обсуждение работы групп и класса в целом.

 

  Социальная проба    
     
    Выбор темы
   
    Определение цели работы
   
    Разработка плана сбора информации
   
    Формирование микрогрупп для осуществления отдельных шагов социальной пробы
   
    Этап практических действий
   
    Анализ практических действий
   
    Групповое обсуждение

 

Выбор темы

Принципом выбора объекта социальной пробы явля­ется его близость (территориальная и содержательная) к подростку, досягаемость, понятность и актуальность. Под­ростку должно быть интересно то явление, которое выно­сится в тему социальной пробы.

Так как социальная проба является первым шагом соци­ального проектирования и часто предполагает весьма не­значительный социальный опыт подростка, то выбор темы может осуществляться:

• по прямой рекомендации взрослого;

• из набора возможных тем, перечень которых составляется либо самим учителем, либо инициативной группой

ПОДРОСТКОВ;

• в ходе группового обсуждения по итогам урока «Мой вы­бор»;

• в процессе анализа жизненных ситуаций — обобщение житейского опыта;

• под влиянием значимого события, произошедшего в классе;

• через определение общегруппового интереса или выделение групп интересов.

Определение цели

Формулирование цели работы группы может осуще­ствляться по-разному. Во-первых, это изучение содержания социального объекта («Что такое ненормативная лексика как социальное явление?», «Что такое собес?»). Во-вторых — изу­чение функционирования объекта («Как работает магазин?», «Как продавец относится к покупателю?»). В-третьих — изу­чение причин возникновения данного социального объекта («Почему сквернословят дома?»).

Важно помочь подросткам конкретно сформулировать цель своей социальной пробы, избегая обобщенных фор­мулировок, т.к. слишком широкая объемная цель может привести к выходу учащихся за рамки социальной пробы. Также следует обращать внимание на то, что на этапе соци­альной пробы главной задачей является познание, а не пре­образование социальной действительности, поэтому в ка­честве цели социального проектирования не выступают какие-то преобразования, изменения, исправления негати­вов социума.

План действий

При разработке плана действий особенно важно реа­лизовать принцип самостоятельности и продуктности со­циального проектирования: подросток обязательно сам должен придумать, что он будет делать, и обязательно в ре­зультате его деятельности должно что-то получиться, что может быть оформлено, рассмотрено, показано.

Так как предметом деятельности на этапе пробы является информация, то продуктом может быть действо по примене­нию этой информации (круглый стол, пресс-конференция), материальный носитель информации (аналитическая справ­ка, материал для печати, Web-страничка). План действий, та­ким образом, описывает шаги по получению информации, которая может быть преобразована в «продукт». Также в план действий включаются те мероприятия, которые учащиеся предполагают осуществить на этапе анализа полученной ин­формации (пресс-конференция, круглый стол и т.п.).

Формирование групп

Основанием для распределения ребят по разным груп­пам можно считать направленность интересов конкретного подростка (что ему интересно делать) и конкретные социаль­ные навыки, которыми он владеет. При этом совсем не обяза­тельно, чтобы интерес подкреплялся навыком. Мы считаем, что приоритетным в данном тандеме является именно инте­рес подростка, за счет которого и будет сформирована моти­вация того социального действия, навык которой у данного ученика оставляет желать лучшего. Однако нельзя допускать ситуацию формирования группы, все члены которой не име­ют необходимого умения. В таком случае, как нам представ­ляется, необходимо пойти на прямую рекомендацию группе, но быть готовым к тому, что вашу рекомендацию не примут.

Этап действий

Этап практических действий — это те реальные, кон­кретные шаги, которые предпринимают подростки, собирая и анализируя информацию. Такими шагами могут быть:

• экскурсия;

• интервью;

• встреча с компетентным специалистом;

• анкетирование;

• пресс-конференция;

• наблюдение;

• социологическое исследование;

Круглый СТОЛ;

• и огромное количество других конкретных вещей.
Важно, чтобы придуманы они были самими подростка­ми, какими бы примитивными, простыми и, наоборот, — нереальными и чрезмерно усложненными ни казались вам их предложения.

Специальной задачей учителя на этапе разработки плана является экспертиза тех шагов, которые предлагают ребята. Экспертиза должна помочь отделить ту информацию, кото­рую ребята предполагают получить из вторичных источни­ков и которая является «продуктом» чужой деятельности, от собственной информации. Например, анализ материалов СМИ может выступать как носитель вторичной информа­ции, если в СМИ мы читаем «как работает магазин», а может выступать и носителем первичной информации, если мы знакомимся с рядом газетных (или других) материалов, изу­чая вопрос: «Как средства массовой информации относятся к магазину». На этапе социальной пробы предполагается по­лучение информации самостоятельно, т.е. использование вторичных источников рассматривается как нежелательное.

Главной задачей эксперта (и учителя, если он принимает по­зицию эксперта) является постановка такого вопроса, кото­рый бы побудил, стимулировал подростка увидеть и прого­ворить открывающуюся проблематику выбранного способа действий. За счет правильно поставленного вопроса не взрослый указывает проблему, а ученик сам ее обна­руживает.

Другим постоянным объектом экспертизы учителя явля­ется новизна предполагаемого продукта. Целью деятельно­сти учеников в ходе социальной пробы является качест­венно новый опыт, получение которого предполагает качественно новый продукт для ученика и его ближайшего социального окружения. Информация может приобретать

эту принципиальную новизну только в том случае, если она не очевидна, если в подростковой группе есть как ми­нимум два противоположных и широко популярных взгля­да на вопрос, если подросток получает информацию из не­традиционного для него источника. (Например, тема — вред курения. Ребята предлагают провести исследование вопроса, насколько привлекателен курящий партнер в дружбе для ребят и девочек — опрос сверстников, тайное наблюдение, опрос экспертов. Экспертом выступает «хоро­шо информированный» одноклассник, который дает свое экспертное заключение.)

Анализ информации

Этап анализа информации включает в себя две груп­пы действий:

1. Обработка и анализ фактических данных, полученных на этапе практических действий (обработка исследований, подготовка текстов аналитических статей, систематизация
данных, оформление результатов в диаграммах, таблицах, схемах).

2. Проведение групповых встреч, мероприятий, целью которых является сведение воедино данных, полученных разными микрогруппами, формирование единого группо­вого мнения и осознание вопроса, насколько твое мнение совпадает или не совпадает с мнением твоих одноклассни­ков (круглый стол, диспут, пресс-конференция и др.).

Групповое обсуждение

Групповое обсуждение — это этап групповой рефлек­сии своей деятельности в рамках социальной пробы. В это время предметом обсуждения становится не содержание социального объекта (темы) социальной пробы, а способы действий подростков, их эффективность, проблемы осуще­ствления пробы, отношение к совершенным шагам и полу­ченным результатам. Весьма желательно привлечение на этап группового обсуждения школьного психолога, так как по характеру, целям и содержанию происходящих на групповом обсуждении процессов данная форма работы с под­ростками очень близка к тренинговой и требует специаль­ной квалификации руководителя.

Роль учителя

Социальная проба должна дать подростку опыт соци­альной самостоятельности. С этой точки зрения, казалось бы, взрослый должен отойти в сторону и предоставить под­ростку возможность, совершая практические шаги, учиться на собственных ошибках и удачах. Возможно, в каких-то случаях такой подход и окажется оправданным, но авторам подобная позиция представляется чрезмерно жесткой.

Степень, уровень участия учителя в социальной пробе определяется уровнем социальной зрелости и характером коммуникативных навыков конкретного подростка и кон­кретной группы подростков. Чем ниже этот уровень — тем большее участие в социальном действе принимает взрос­лый. Важно осознавать и контролировать грань между по­зицией поддержки и позицией обучения, на которые может становиться взрослый.

В случае позиции обучения предметом взаимодейст­вия учителя с подростком становится содержание понятия «социальной пробы» и содержание деятельности в рамках социальной пробы.

Если ваши дети совершенно беспомощны в социальном проектировании, то вам не избежать чисто обучающих мо­ментов: как выбрать тему, что это за тема, как и что можно делать, образцы возможных действий, алгоритм работы, как анализировать и обрабатывать информацию, что такое ре­флексия и многое другое. Если вы впервые приступаете к социальному проектированию, то мы считаем целесооб­разным проведение вводного занятия, посвященного как раз этим вопросам. При вполне зрелой группе (если дети могут организовать и провести коллективное дело, имеют опыт групповых дискуссий и самостоятельного общения с «внешней средой») такого вводного занятия будет вполне достаточно, если же учащиеся не имеют подобных навыков, обучающие элементы должны включаться и в последующие занятия.

Позиция поддержки в рамках социальной пробы вы­ражается в готовности и способности учителя к обсуждению действий подростка в рамках социальной пробы. Целью этого обсуждения является не оценивание деятельности по критериям «правильно — неправильно», а выражение мне­ния учителя о шагах подростка, совместное определение его эффективности, выявление проблемных, трудных вопросов, определение перспектив. Проведение экспертизы деятель­ности подростков на различных этапах социальной пробы является одной из форм осуществления поддержки взрос­лым.

Помимо позиции поддержки-обучения учитель в ходе социальной пробы стоит на позициях организатора и внешнего координатора.

Так как социальная проба является наиболее простым (по необходимым практическим шагам) и знакомым эта­пом социального взаимодействия, то организационные за­дачи учителя сводятся к общей координации хода социаль­ной пробы и организации деятельности класса в целом. Организация деятельности каждого отдельного ученика и малых подростковых групп должна быть передана самим подросткам (организация и проведение конкретных шагов, разработка плана действий, контроль и регуляция действий по выполнению плана и др.).

Учитель — внешний координатор

Под внешним координатором мы понимаем человека, регулирующего взаимодействие группы с «внешней сре­дой» — социумом. Не обязательно внешним координато­ром должен становиться учитель. На этапе социальной пробы учащиеся сталкиваются с довольно поверхностным контактом с социумом, социальный объект изучается под­ростком в том виде, в каком он (объект) обычно сам предъ­являет' себя миру, ученик вступает в традиционные для со­циального явления, учреждения формы взаимодействия. Уровень такого взаимодействия можно оценить как весьма простой и неконфликтный для социального объекта. В свя­зи с этим сопротивление подростку обычно оказывается слабое или не оказывается вообще. Поэтому большинство задач внешней координации социальной пробы (объяс­нить содержание своей деятельности, убедить принять уча­стие и т.п.) подросток в состоянии решить сам. Учитель осуществляет только самое первое представление деятель­ности подростков социуму (если это необходимо) и рабо­тает с конфликтными ситуациями, которые могут возник­нуть в ходе социальной пробы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...