при организации работы класса
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Принцип мозаики предполагает одновременную работу в классе на занятиях по социальному проектированию групп подростков, каждая из которых выбрала свой вид проектирования: кто-то — социальную пробу, кто-то — практику, кто-то — проект. Основанием для такого выбора может стать уровень притязания, самооценки подростка (насколько я хорошо владею данным видом деятельности), направленность интересов подростка, его вовлеченность в социальное проектирование как вид активности. Каждая группа может разрабатывать самостоятельный аспект темы занятия. Может сложиться ситуация, когда группы, выбирая разный уровень сложности социального проектирования, пытаются решить в ходе него близкие задачи. При организации работы класса по принципу мозаики обязательным должно быть прохождение этапов проба-практика-проект первоначально всем классом вместе. На этом совместном этапе происходит освоение новых способов деятельности, знакомство с принципами, подходами к работе в режиме проектирования. Только после этапа совместной работы в классе могут создаваться группы, осуществляющие параллельно в рамках одной темы пробу, практику или проект — мозаикой. Данный вариант организации социального проектирования позволяет подростку, записавшемуся в любую группу, самоопределиться по степени сложности своей работы. Учитель имеет возможность наблюдать динамику опыта школьника и управлять этой динамикой (если подросток постоянно предпочитает работать на уровне пробы, учитель может плавно и корректно переводить его на более высокий уровень; подростка с завышенным представлением о своих социальных возможностях ставить на уровень проекта и показывать необходимость его дальнейшего развития).
Так как проба и практика занимают меньше времени нежели создание проекта, надо быть готовым к организации занятия, на котором разные группы детей находятся на разных этапах своего социального действия. Например, продвижение ребят во время занятия «Управление школой» будет разным во времени. Группа, занимающаяся пробой, закончит свое задание в течение двух занятий, после чего она может заниматься практикой по другой теме или начать разрабатывать проект как по последующим темам, так и по предыдущим. Мы понимаем, что занятие по такой схеме сложно для учителя, однако этот подход дает возможность ученик^' не двигаться линейно и в заданном учителем режиме со всем классом, а осознанно заниматься заинтересовавшей его темой. Интерес у подростка к определенной теме может проснуться позже ее прохождения, и при таком режиме существует возможность к ней вернуться, когда совместно с классом под руководством учителя освоены действия — проба, практика и проект. К вопросу оценивания Если проводить занятия по социальному проектированию как спецкурс или факультативные занятия, то значимой проблемой становится вопрос, как оценить деятельность школьников и зафиксировать эту оценку. Одним из наиболее ценных последствий работы с подростком в рамках социального проектирования является, на наш взгляд, изменение отношений учителя и ученика. Работа в логике проектной деятельности заставляет учителя становиться в позиции сотрудничества, партнерства, событийности с подростком. Это, конечно же, разрушает традиционные отношения соподчинения учитель — ученик и значительно проблематизирует возможность оценочных отношений между ними. Учитель-партнер, соратник так же готов ошибаться, как и ученик, а главное, готов признать тот факт, что он — учитель — не имеет, не знает однозначно правильного ответа, решения проблемы. В такой ситуации выставление балльной отметки становится просто неправомочным.
Вместе с тем характер и специфика социального проектирования предопределяют большое значение именно внешнего оценивания процесса и результата деятельности подростка. Подросток заинтересован в нем, стремится к такому оцениванию, ему важно признание его работы как социально значимой, результативной, имеющей практическое значение. Отход от балльной отметки, с одной стороны, и усиление значимости оценивания — с другой, достигаются за счет: 1) использования экспертиз деятельности ученика 2) введения внешней презентации социальных проектов; 3) замены балльной отметки зачетной системой. При этом в роли эксперта выступает не только учитель, но и другой ученик, компетентный взрослый или заинтересованный взрослый (представитель социального учреждения, вовлеченного в поле деятельности подростка), родитель. Повторим, что главное отличие экспертизы от прямого оценивания заключается в постановке экспертом перед учеником вопроса, проблематизирующего его знания, решения, ответ, за счет чего и происходит развитие решения и осознание проблемы. Введение внешней презентации означает, что оценивается не процесс деятельности, а только ее результат; оценивание происходит не в процессе работы, а по ее завершении, достижении логической цельности, реализации поставленных подростками целей в тот момент, который сами подростки рассматривают как этап завершенности работ. Обязательным элементом, фактором внешней презентации является участие в ней, присутствие на ней людей, не вовлеченных в учебу подростка, но связанных с содержанием проектной деятельности (например, продавец, участковый). Зачет (незачет) может выставляться по итогам каждого блока работы в рамках социального проектирования, но авторам представляется более оправданным введение зачета по итогам всего курса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|