Объекты социальной практики
Объектами социальной практики (как и всего социального проектирования) могут являться: • социальные явления (детская наркомания); • социальные отношения (отношение к старикам); • социальные институты и учреждения (орган исполнительной власти, больница); • социальная среда (городской ландшафт). Специфика социальной практики требует прямого взаимодействия подростка со взрослым, входящим в социальные отношения, являющиеся объектом социальной практики. Поэтому при выборе в качестве объекта социальных отношений, явлений или сред в качестве носителя этих отношений и т.д. выступают конкретные люди, которые одновременно являются членами какой-то социальной структуры. Таким образом, при проведении социальной социальным учреждением или организацией, практика организуется на его базе. Для исследования одного и того же социального явления (отношений, сред) могут быть найдены самые разные социальные институты, учреждения. Например, в качестве объекта выбрана проблема наркомании, практические шаги осуществляются на базе центра борьбы с наркоманией, инспекции по делам несовершеннолетних или комитета общественного движения «Матери против наркотиков» и т.д. Социальная практика — некое непрерывное действо на небольшом отрезке времени — в течение 1—2 недель. Конечно же, этот процесс не может быть включен в учебную деятельность подростка, введен в расписание. Поэтому, с организационной точки зрения, социальная практика подростка разбивается на две части: организационно-рефлексивную и практическую. В ходе отработки организационно-рефлексивного блока учащиеся решают такие проблемы, как выбор темы практики, разработка плана ее проведения, обсуждение содержания предполагаемых шагов, возникающих трудностей.
своих достижений, переживаний и состояний, анализируются полученные результаты. Организационной формой данного этапа является урок, который может быть введен в расписание или вынесен во внеурочное время, но в любом случае это — групповая работа всего класса. Практическая часть социальной практики предполагает участие подростка в реальной деятельности взрослого и всегда вынесена во внеурочное время. Продолжительность такой деятельности во многом определяется характером объекта практики и организацией ее прохождения. Не обязательно стремиться к тому, чтобы подросток «практиковался» в течение нескольких дней подряд. Так как целью социальной практики не является получение профессиональных навыков, то одномоментное погружение в реальную социальную ситуацию уже позволяет подростку получить опыт социального взаимодействия. Так, например, если объектом социальной практики избрано учреждение социального обеспечения граждан, а формой практики — участие в раздаче гуманитарной помощи, то практический этап будет заключаться в непосредственном участии подростка в раздаче гуманитарной помощи. Продолжительность такого участия может быть относительно небольшой — один раз в течение 1,5—2 часов подросток вместе с работником собеса выдает гуманитарную помощь или же, если организационно это возможно, — в течение 2—3—5 дней. Авторам представляется, что продолжительность практического шага не имеет определяющего значения. Эффективность практики будет определяться в первую очередь уровнем, степенью осознанности ее результатов самим подростком. Характер такого осознания зависит от качества подготовительного этапа к практике (в рамках организационно-рефлексивного блока) и качеством рефлексии итогов практики (организационно-рефлексивный блок). Поэтому особенно большое значение имеет подготовленность учителя-руководителя практики к организации и руководству групповой работы класса на этапе рефлексии.
Сроки проведения практики за 1 — 2 недели в большей степени связаны с организационными трудностями обеспечения одномоментного (в течение 1—2 дней) участия всех учеников в практической деятельности. Позиция учителя В ходе социальной практики учитель выступает в первую очередь организатором (координатором) взаимодействия подростка и внешней среды, социума. На подготовительном этапе к проведению собственно практики может возникнуть потребность в позициях обучения, поддержки и экспертизы. При позиции обучения предметом взаимодействия учителя и подростков становится содержание понятия «социальная практика» и содержание деятельности в рамках социальной практики. При позиции поддержки общение с подростком строится на основе принятия учителем имеющих право на существование эмоций и переживаний ученика, готовности к сопереживающему обсуждению возникающих проблем. При позиции экспертизы предметом общения становится вопрос эксперта, который позволяет подростку посмотреть на проблему и свои действия под новым, ранее недоступным ему углом зрения. Эта позиция может рассматриваться как средство оказания поддержки подростку и как средство проблематизации его деятельности и ее результатов. Наибольшие трудности при проведении социальной практики могут быть связаны с нежеланием социальных учреждений и институтов идти на сотрудничество со школой и «принимать» у себя учащихся. Задачей учителя в этой ситуации становится поиск конкретных лиц, реальных людей — работников социальных структур, которые готовы будут помочь. В первую очередь, таких людей следует поискать среди родителей учеников. И при определении места проведения практики ориентироваться в первую очередь на те учреждения, организации, в которых у вас «есть свои люди». Другой возможностью, которой обязательно надо воспользоваться учителю, является официальное обращение школы (директора школы) к руководителю организации, в сотрудничестве с которой вы заинтересованы.
На этапе практических действий учитель принимает на себя функции внешнего координатора, которые становятся очень сложными в связи с большим количеством линий взаимодействия подростка и социального окружения. Под внешним координатором мы понимаем человека, регулирующего взаимодействие группы с «внешней средой» — социумом. Так как на этапе социальной практики класс разбит не значительное количество микрогрупп и у учащихся постоянно возникают вопросы относительно своей деятельности в учреждении, то необходимо запланировать ряд консультаций с ними во внеурочное время. Желательно, чтобы учитель провел первую организационную встречу всего класса с работниками той организации, в которой будут проходить встречи. (Если вы предполагаете сотрудничать с несколькими организациями, то встреч, естественно, будет несколько, но приглашать на них можно не только те группы, которые будут работать в этом месте, а всех учеников.) Важно, чтобы учитель имел постоянный доступ к информации о том, как проходят занятия подростков, но сам не присутствовал на этих занятиях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|