Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Транспортная классификация грузов




Груз – продукт производства (сырье, полуфабрикаты, готовая продукция), принятый транспортом к перевозке.

Груз отвечает требованиям транспортабельного состояния, если он упакован, замаркирован, находится в надлежащем кондиционном состоянии и может быть сохранно перевезен.

Совокупность свойств груза, определяющая условия и технику его перевозки, перегрузки и хранения, носит название транспортной характеристики груза. Она характеризуется режимом хранения, способами упаковки, перегрузки и перевозки, физико–химическими свойствами, размером, объемом, массой и формой предъявления к перевозке.

Физико–химические свойства груза определяют способ транспортировки и выбор подвижного состава, погрузо–разгрузочные механизмы, режим хранения, меры по технике безопасности и пожарной безопасности.

Все требования к перевозкам грузов регламентированы соответствующим документом, т.е. правилами перевозки грузов. Специфика каждого вида транспорта предъявляет особые требования, как к подготовке груза к перевозке, так и к погрузке, фиксированию на борту подвижного состава и режиму перемещения.

Однако в правилах также зафиксированы общие положения для всех видов транспорта, которые связаны с правовой ответственностью и определены юридическими документами в масштабе государства. Например, на автомобильном транспорте действуют «Правила перевозок грузов автомобильным транспортом» Министерства автомобильного транспорта РСФСР 1984 г.

Транспортная классификация грузов, единая для всех видов транспорта по их свойствам, отсутствует. На каждом виде транспорта существует своя классификация, учитывающая их особенности.

В табл. приведена классификация грузов по условиям хранения, перевозки и форме предъявления на речном[3] и автомобильном транспорте[4].

Однако создание единой транспортной классификации грузов позволило бы повысить эффективность перевозок, так как между свойствами груза, способами и техническими средствами его перевозки существует прямая зависимость.

Таблица

Классификация грузов на речном и автомобильном транспорте

Т р а н с п о р т
Речной Автомобильный
Сухие (насыпные, навалочные штучные) наливные (жидкие). Тяжеловесные (масса одного места превышает 1т) легковесные (1т груза занимает объем более 2м: – вата, шерсть, спички и другие) Негабаритные (по своим размерам не помещаются в трюмы или в пролеты судна), их перевозят на открытых судах или на палубе грузовых теплоходов (комбайны, тракторы и т. п.) Длинномерные и громоздкие (длина места свыше 3м, высота 2,1м, ширина 2,6м) По виду тары: тарные, бестарные По массе одного грузового места: штучные [до 250 кг, а для катаных грузов (бочки, катушки, кабели)– до 500 кг], повышенной массы (от 250, а для катаных от 500 кг до 30 т) тяжеловесные (штучные неделимые массой 30т и более). По размерам: допускаемые к перевозкам по дорогам общего пользования и крупногабаритные. У последних один из размеров не должен превышать по ширине 2,5м, по высоте 3,8м, длина за пределы заднего борта кузова 2м. По способу погрузки и выгрузки: штучные, сыпучие, навалочные и наливные. По размеру отправки: мелкопартионные (массой до 5т), партионные (от 5 до 30т) и массовые (более 30т). По специфическим свойствам: скоропортящиеся, опасные, антисанитарные (мусор, нечистоты), живые (скот, птицы, пчелы)

 

Однако считают, что наиболее удобна транспортная классификация, применяемая на морском транспорте (рис.), по которой все грузы делятся на три группы: массовые, генеральные (штучные) и особорежимные.

 

 

Рис. Транспортная классификация грузов (морская)

 

Генеральные – штучные грузы перевозят упакованными в разнообразную тару или без упаковки.

По числу наименований это самая многочисленная категория грузов. В зависимости от вида упаковки различают грузы мешковые, киповые, катно–бочковые, ящиковые, контейнерные и пакетные. Типоразмеры ящичных грузов очень разнообразны и регламентированы ГОСТ на тару и упаковку.

Тара применяется для укрупнения грузового места, обеспечения сохранности и предохранения от порчи и повреждений при перевозке, погрузке, выгрузке и хранению грузов. Она должна соответствовать следующим требованиям:

Ø роду и характеру перевозимого груза,

Ø иметь прочность и обеспечивать применение погрузо–разгрузочных механизмов,

Ø обеспечить многоярусную укладку и т.д

Для затаренного груза употребляется два определения массы: нетто и брутто, а на железной дороге в массу брутто входит и масса подвижного состава.

При выборе вида тары необходимо учитывать, что плата за перевозку груза взымается за массу брутто, т.е. общий вес единицы грузового места, поэтому упаковка груза в тяжелую тару увеличивает расходы на транспортировку грузов.

Тара бывает деревянная, металлическая, стеклянная, керамическая, пластмассовая, текстильная, бумажно–картонная и т.д., а по степени жесткости – жесткая (ящики, бочки), полужесткая (корзины), мягкая (мешки, тюки, эластичные бочки). При перевозке некоторых видов грузов применяется двойная тара (супертара). К штучным грузам без тары относят металл в болванках, слитках, чушках, кирпич и т.д.

Штучные грузы делятся на негабаритные, тяжеловесные и легковесные. Тяжеловесными считают на водном транспорте груз, имеющий массу одного места более 1т, на железнодорожном – более 0,5т, на автомобильном – более 30т, а легковесными – грузы, 1т которых занимает объем более 2 м3 вата, спички и др.).

Негабаритными (длинномерными) называют грузы, которые по своим размерам выходят за пределы габарита подвижного состава.

Особорежимные грузы хранят и перевозят при условии соблюдения специальных правил, к которым относят опасные и скоропортящиеся грузы, а также живой скот и сырые животные продукты.

Перевозка этих грузов регламентируется тарифными руководствами и действующими правилами и инструкциями, издаваемыми транспортными министерствами и ведомствами. Опасные грузы перевозят в таре, отвечающей требованиям соответствующих стандартов и ведомственным техническим условиям.

В соответствии с ГОСТ 19433–88 «Грузы опасные. Классификация. Знаки опасности» все опасные грузы по общим признакам, характеру опасности и техническим условиям хранения и перевозки подразделяют на девять классов и 27 подклассов.

В каждом подклассе грузы делят на категории, а в каждой категории по степени транспортной опасности – на группы.

Классы опасных грузов следующие:

Ø взрывчатые вещества (ВВ);

Ø газы сжатые, сжиженные и растворимые под давлением;

Ø легко воспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);

Ø окисляющие вещества (ОК) и органические перекиси (ОП);

Ø легковоспламеняющиеся вещества и материалы (ЛВМ);

Ø ядовитые (токсичные) вещества (ЯВ);

Ø радиоактивные (РВ) и инфекционные (ИВ) вещества;

Ø едкие и коррозионные вещества (ЕК);

Ø прочие опасные грузы.

Данная группа грузов при перевозках порождает транспортную опасность, которая увеличивает область отрицательного воздействия этих грузов при перемещении их в пространстве.

В промышленности воздействие опасных веществ на людей, технику и окружающую среду имеет стационарный характер, т.е. ограниченный в пространстве.

Транспортную опасность в значительной степени предопределяют три основных элемента перевозок опасных грузов: объем, маршрут и технологии перевозок. Каждый из этих элементов влияет на транспортную опасность, а их параметры определяют ее уровень или степень.

По массе грузы, перевозимые автомобилями, подразделяются на три категории:

Ø массой (одного места) менее 80 кг, а также сыпучие, мелкоштучные, перевозимые навалом и т.д.

Ø грузы массой от 80...500 кг.

Ø грузы массой более 500 кг.

По степени опасности при погрузке, выгрузке и транспортировании – на четыре группы.

Ø малоопасные (стройматериалы, пищевые продукты и т.д.);

Ø опасные по своим размерам;

Ø пылящие или горячие (цемент, минеральные удобрения, асфальт, битум и т.п.).

Ø опасные грузы (ГОСТ 19433–88).

Классифицировать транспортную опасность целесообразно по степени опасности, определяемой при выборе и оценке применяемых технологических процессов перевозки, с точки зрения вероятности возникновения инцидента.

В настоящее время из–за отсутствия необходимых статистических данных нет возможности дать четкую количественную оценку различных классов транспортной опасности.

Качественную оценку степени опасности перевозимых грузов можно произвести в соответствии классификации, приведенной в табл.

Таблица

Качественная характеристика степени опасности перевозимых грузов

Степень опасности Объекты и уровень отрицательного воздействия опасных грузов на людей, технику, сооружения и окружающую среду
I Гибель людей
II Тяжкие телесные повреждения и тяжелые формы заболевания, приведшие к инвалидности людей. Разрушение технических средств, сооружений и дорог. Загрязнение окружающей среды стойкими (плохо разлагающимися при обычных условиях) вредными веществами
III Телесные повреждения и заболевания средней тяжести, приведение к потере трудоспособности на срок до 1 года, без последующей инвалидности. Временный выход из строя технических средств, сооружений и дорог. Загрязнение среды вредными веществами, разлагающимися в течение 1 месяца
IV Легкие телесные повреждения и заболевания людей с временной потерей трудоспособности. Повреждения технических средств, сооружений и дорог, а также загрязнение окружающей среды, устраняемые на месте инцидента без привлечения специальных подразделений
V Инциденты, не влекущие за собой потерю трудоспособности людей, выход из строя технических средств, сооружений, дорог и загрязнения окружающей среды

 

Основными причинами инцидентов на автомобильном транспорте при перевозке грузов является невыполнение предписаний по следующим требованиям безопасности:

– несоблюдение технических условий к транспортным средствам;

– несоблюдение скорости движения;

– физическое состояние груза, упаковки и его закрепление в грузовом отсеке;

– метеорологические условия;

– состояние дороги;

– состояние здоровья водителя;

– опыт работы водителя;

– соблюдение условий перевозки грузов, обеспечивающих его сохранность при остановках и стоянках во время отдыха и ночлега (обязательное использование охраняемых стоянок).

Для транспортной характеристики грузов имеют значения его линейные размеры, показатели объема и массы.

Учет их при выборе типа подвижного состава позволяет правильно решать задачу полного использования грузоподъемности и вместимости транспортных средств.

К линейным размерам относятся длина l, ширина b, высота h, диаметр d. Основной мерой измерения служит метр, а в иностранных государствах используют и другие единицы измерения, например фут, равный 304,8 мм.

Объем груза измеряют различными объемными единицами. Основной единицей является кубический метр, а на морском транспорте еще и регистровая тонна (2,83 м3). Массу груза определяют в килограммах или тоннах.

Общее количество грузов, которое можно разместить на подвижном составе, устанавливают по их плотности и удельному объему. Удельный объем - объем, который занимает 1т груза на подвижном составе (свинец в слитках – 0,2 м3/т).

Плотность (объемная масса) груза в эксплуатационной практике является вспомогательной величиной, которая выражается в килограммах (или тоннах) на кубический метр.

Объемной массой насыпных и навалочных грузов называют насыпную массу груза, т. е. массу единицы объема в естественном состоянии. Она зависит от влажности груза, способа его хранения и укладки. Плотность насыпных и навалочных грузов зависит от высоты слоя.

Для генеральных (штучных) грузов важной характеристикой объема и массы является удельный объем места Uм, м3/т, определяемый отношением габаритного объема места Vм, м3, к его общей массе qо,

()

Мерой учета количества наливных грузов является их масса, поскольку у всех жидкостей с изменением температуры изменяется объем. При перевозке жидких грузов мерами вместимости служат литры и килолитры.

При отправлении продукции большое значение имеет определение массы груза. Для этого пользуются различными способами: прямым взвешиванием, счетом грузовых мест, обмером штабелей, а на водном транспорте – и по осадке судна.

Для определения груза взвешиванием используют весы. Массы некоторых грузов (нефтепродуктов, машин) определяют расчетным путем. Так массу продукта, налитого в цистерну, Q, т, можно рассчитать по формуле

, ()

где V – объем налитого нефтепродукта, м3;

d – плотность нефтепродукта, т/м3.

Массу навалочных и насыпных грузов можно определить путем обмера их в штабелях или счета замеренной вместимости грейферов и ковшей.

Определение массы Р зависит от геометрической формы штабеля:

- конусообразная форма

, ()

- усеченная пирамида

, ()

где π = 3,14;

r – радиус основания конуса, м;

h – высота усеченной пирамиды, м;

Y – объемная масса груза, т/м3;

В – площадь основания штабеля, м2;

b – площадь верхней плоскости штабеля, м2.

Объем штабеля, имеющего форму треугольника, определяют по формуле V = H2(L–H), а трапеции V = H(L–H)(B–H); где L – длина штабеля; B – ширина; H – высота штабеля. Для определения массы груза, уложенного в штабель, необходимо объем V умножить на объемную массу данного груза.

Массу навалочных, насыпных и наливных грузов, находящихся на судне, можно определить по его осадке, что делают двумя способами: по таблице грузового размера судна, имеющейся в его паспорте, и расчетным путем по формуле

, ()

где l и b – соответственно длина и ширина судна, м;

Т'ср – средняя осадка судна в груженом состоянии, м;

Т''ср – средняя осадка в порожнем состоянии, м;

H – коэффициент полноты водоизмещения (длина, ширина и коэффициент полноты водоизмещения берут из паспорта судна).

Массу груза определяют при приеме его от грузоотправителя и выдаче грузополучателю, так как в процессе перевозки масса различных грузов может изменяться в результате потерь, которые вызываются утруской, распылением, усушкой и утечкой.

Перечень грузов и предельно допустимые нормы их убыли зависят от характера груза, расстояния и условий перевозки и колеблются в довольно широких пределах от 0,1 до 3,4 %.

Также велики потери грузов по вине предприятий отдельных видов транспорта, которые являются следствием плохой организации перевозок и хищения.

Cнижению до минимума потерь массы груза и применяемых норм естественной убыли способствует улучшение качества перевозок, внедрение механизации погрузки и разгрузки, улучшение качества и стандартизации тары и упаковки, внедрение контейнерных и пакетных перевозок, а также соблюдение условий и правил приема и перевозки грузов и их маркировки.

Принимаемые к перевозке грузы независимо от вида сообщения должны иметь маркировку, которая на всех видах транспорта одинакова. Маркировкой называют различного вида знаки, рисунки, надписи или условные обозначения, наносимые на грузы, устанавливающие порядок их учета и меры по сохранности при транспортировке. Различают маркировку товарную, отправительскую, специальную и транспортную.

Товарная маркировка содержит наименование изделия и название производителя товара, его адрес, заводскую марку, указания сорта, ГОСТа и другие необходимые сведения о товаре.

Отправительская маркировка содержит номер места (в числителе) и число мест (в знаменателе), наименование отправителя и получателя, пункт отправления и назначения.

Специальная (предупредительная) маркировка указывает способ хранения груза и обращения с ним в пути и во время грузовых операций. На опасные грузы наносят дополнительную маркировку знаками, надписями и цветными наклейками согласно правилам о перевозке этих грузов.

Значение знаков: ломкий (хрупкий) груз, вверх, здесь поднимать, тяжелый груз, не зацеплять крюком, не опрокидывать, не бросать, не кантовать, перемещать груз на роликах, перекатывать, огнеопасный груз, внутри жидкость, здесь открывать, осторожно открывать, яд, берегись отравления, самовозгорает, берегись ожога и т.д.

Транспортная маркировка наносится отправителем в виде дроби (в числителе – порядковый номер, за которым данная отправка принята к перевозке по книге отправления, в знаменателе – число мест данной отправки) и рядом с дробью номер грузовой накладной, например 600/30 = 273484. Транспортную маркировку наносят на грузовые места независимо от отправительской маркировки. На тарно–штучных грузах указывается масса брутто и нетто.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...