252 ' муниципальная реформа и «kölnische Zeitung»
252 ' МУНИЦИПАЛЬНАЯ РЕФОРМА И «KÖ LNISCHE ZEITUNG» винции, отвлекитесь от личных соображений, закройте по жизненно важному вопросу провинции доступ на ваши столбцы всем индивидуальным мнениям, которые страдают той слабостью, что хотят утвердить некую особую позицию в противовес воле народа! И как же отвечает «Kö lnische Zeitung»! Она находит «уместным» воздать должное принципу равноправия в отношении муниципальной реформы. Это «нахождение уместным» найдут весьма благоразумным по отношению к Рейнской провинции и вовсе не будут рассматривать просто как доказательство силы изобретательного мышления «Kö lnische Zeitung». Наряду с этим умеренным возданием должного духу провинции «Kö lnische Zeitung» считает своим «долгом» предоставлять как можно более широкий простор дискуссии о «формах» муниципальной реформы, под каковыми формами она понимает также и формы «неравенства». Подобное «радение о долге» найдут уместным с точки зрения, вытекающей из ее частных интересов и частных соображений, как ни неуместна эта точка зрения сама по себе. Чтобы закрыть всякую лазейку для «Kö lnische Zeitung», которая прячется за различие формы и содержания, мы ставим категорический вопрос: считает ли она неравенство города и деревни, законодательно зафиксированное посредством раздельного муниципального устройства, некоей «формой» равноправия и рассчитывает ли также впредь предоставлять свои столбцы для подобных утверждений под видом простого вопроса формы? Завтра мы вернемся к рассматриваемой нами статье «Kö lnische Zeitung». Кёльн, 12 ноября. Статья в № 314 «Rheinische Zeitung», которая касается (употребляя для начала элегантное, типичное для «Kö lnische Zeitung» словосочетание *) привлекающего к себе в столь высокой степени интерес вопроса о муниципальном устройстве, является не чем иным, как avant-propos ** к подробному, продолжающемуся на страницах приложения к нашей газете освещению проблемы равенства муниципального устройства для города и деревни 85. Свою ссылку на это, т. е. на самую суть дела, «Kö lnische Zeitung» начинает словом «впрочем», подобно тому как на празднике ремесленников ouvrier *** начинает свою речь словами «вообще говоря», что,
* В оригинале Маркс, ставя в начале фразы три немецких артикля один за, другим (der, die, das), высмеивает высокопарный стиль «Kö lnische Zeitung». Рев. • • — введением. Рев. *** — мастеровой. Ред, МУНИЦИПАЛЬНАЯ РЕФОРМА И «KÖ LNISCHE ZEITUNG» 253 однако, отнюдь не должно умалять заслуги «Kö lnische Zeitung» по части оригинальности, так как мы готовы всегда признать столь же своеобразное, сколь и похвальное обыкновение этой газеты при рассмотрении вопроса, представляющего всеобщий интерес, касаться «впрочем» также и «самой сути дела». Этому методу рассмотрения, отличающемуся известной преднамеренностью, свойственна поразительно изворотливая способность плести редкостные небылицы и придавать им в глазах третьих лиц даже видимость правдоподобного истолкования сути дела. Так, «Kö lnische Zeitung» начинает рассматриваемую нами статью от И ноября с анекдота о том, что «соседняя газета», а именно «Rheinische Zeitung», призывает «все рейнские провинциальные газеты сообща энергично выступить против якобы исходящей из Берлина угрозы равноправию городских и сельских общин» и выдвигает общий лозунг: «равенство для всех, для горожан и крестьян». «Kö lnische Zeitung» объявляет себя готовой присоединиться к этому лозунгу, «если под равенством понимается не безумная мечта коммунистов, а, как мы предполагаем, единственно возможное равенство, равенство прав».
Этот лукавый намек на коммунистические мечтания был бы немыслим и равным образом отпала бы необходимость в великодушном предположении о нашей некоммунистической тенденции, если бы «Kö lnische Zeitung» начала свое сообщение с самой сути дела, с факта: «Rheinische Zeitung» требует равного муниципального устройства для города и деревни и при этом определенным образом обозначает это равенство в приводимой статье как «равноправие городских и сельских общин». Но если в ^глазах «Kö lnische Zeitung» это равенство выглядит чуть ли не коммунистическим безумием, то ее следует просто отослать к ее же собственному вероучению, начинающемуся катоновским: «Ceterum» *. Смехотворного намека на коммунистические мечтания оказывается еще недостаточно, «Kö lnische Zeitung» считает нужным связать с исповеданием равноправия некое другое исповедание. «Однако надо признаться, — говорит она, — что мы никоим образом не можем разделить опасение насчет того, будто мудрое правительство Фридриха-Вильгельма IV проявляет намерение нарушить рейнское равноправие. Прежде чем мы убедимся в этом, нам непременно должны быть представлены факты, а не те утверждения, относительно которых мы надеемся, что они лишены всякого основания». * Начало известной фразы Катона «Ceierum censeo Carthaginem esse delendama («Впрочем, считаю, что Карфаген должен быть разрушен»). Рев, 254 муниципальная реформа и «kö lnische zeitung» Прибегая к этой неуклюжей и подлой инсинуации, которая приписывает нам опасения насчет некоего преднамеренного покушения на рейнское равноправие мудрого правительства Фридриха-Вильгельма IV и распространение оных опасений, «Kö lnische Zeitung» переходит из области аргументов в область подозрения и доноса. Она снова убеждает нас в том, что бессилие ума пытается в конечном счете подкрепить себя бессилием характера, пустым безрассудством деморализации. На чем основывается эта инсинуация «Kö lnische Zeitung»? Мы сообщили, согласно берлинским известиям, что рейнским депутатам центральных комиссий представлен проект муниципального устройства, который не признает равенства города и деревни 86; па этот случай мы рекомендовали рейнской прессе энергично стоять за истину.
Если правительство представляет рейнским депутатам на рассмотрение проект такого муниципального устройства, которое разделяет город и деревню, то уже из этого простого факта следует, что правительство далеко от всякой скрытой преднамеренности, а скорее полностью убеждено в том, что таким разделением рейнское равноправие не нарушается. Если рейнская пресса, этот глас Рейнской провинции, убеждена в противоположном мнении провинции, то вывод из этого столь же прост: она должна доказывать, что одинаковое муниципальное устройство для города и деревни является необходимым следствием рейнского равноправия; а разве не является обязанностью прессы по отношению к правительству не только высказывать убеждение народа, не принимая во внимание особого мнения отдельных индивидов, но также и доказывать разумность этого убеждения по существу? Наконец, более чем непристойно со стороны «Kö lnische Zeitung» вовлекать в подобные споры высочайшую особу его величества. Поистине требуется минимум ума и максимум беспринципности, чтобы в чисто монархическом государстве сделать невозможной всякую политическую дискуссию посредством простого и легкого маневра, — путем абстрагирования от действительного содержания дискуссии, ограничения вопроса личным отношением к монарху и превращения таким образом любых дебатов, по существу дела, в дебаты о доверии. Мы выразили надежду на то, что все рейнские газеты будут представлять мнение Рейнской провинции, поскольку питаем непоколебимое убеждение в том, что его величество не откажется признать большого значения всеобщего мнения Рейнской провинции, даже если наши берлинские известия окажутся обоснованными, сомневаться в чем у нас нет повода, и даже если рейнские МУНИЦИПАЛЬНАЯ РЕФОРМА И «KÖ LNISCHE ZEITUNG» 255 депутаты одобрят разделение города и деревни. В последнем, кажется, вряд ли можно усомниться, тем более, что как только что доказали статьи «Kö lnische Zeitung», не все жители Рейнской провинции понимают и разделяют убеждение огромного, подавляющего большинства ее населения.
«Rheinische Zeitung» выдвинула лозунг равноправия города и деревни, a «Kö lnische Zeitung» принимает этот лозунг с тем осторожным условием, что мы под «равноправием» понимаем равенство прав, а не коммунистическое мечтание. «Rheinische Zeitung» сопроводила берлинские известия апелляцией к убеждениям рейнских газет, a «Kö lnische Zeitung» доносит на нее за подозрения насчет намерений его величества. «Rheinische Zeitung» призвала различные редакции наших провинциальных газет пожертвовать индивидуальными соображениями и предвзятыми мнениями ради отечества, a «Kö lnische Zeitung» приводит некое сухое, лишенное всякого основания признание равноправия города и деревни, признание, формальное достоинство которого она сама снова упраздняет тем, что объявляет «разделение» города и деревни некоей «формой» равноправия. Можно ли писать более нелогичным, бесхарактерным и жалким образом? Можно ли более явственно провозглашать устами свободу, а сердцем несвободу? Но «Kö lnische Zeitung» знает шекспировское, изречение: «Да, сэр. Быть честным — по нашим временам, значит быть единственным из десяти тысяч» *. И «Kö lnische Zeitung» не поддалась искушению быть этим одним из десяти тысяч. В заключение еще несколько слов о «разделении города и деревни». Даже независимо от общих доводов, закон может быть только идеальным, сознательным отражением действительности, теоретическим самообособившимся выражением практических жизненных сил. В Рейнской провинции город и деревня в действительности не разделены. Стало быть, закон не может декретировать этого разделения, не декретируя своей собственной ничтожности.
Печатается по тексту газеты Перевод с немецкого * J3. Шекспир. «Гамлет». Ант 2, сцена вторая. Ред. 256 ] РЕДАКЦИОННОЕ ПРИМЕЧАНИЕ К СТАТЬЕ «ПРОЕКТ НОВОГО ЗАКОНА О РАЗВОДЕ» 87 Помещенная здесь критика проекта закона о разводе изложена с точки зрения рейнской юриспруденции, тогда как ранее приведенная критика (см. приложение к № 310 «Rheinische Zeitung») 88 исходила из точки зрения старопрусской юриспруденции и ее практики. Остается еще третий род критики, — критика, которая отправляется преимущественно от общей философско-правовой точки зрения. Согласно ей уже недостаточно исследовать отдельные доводы pro и contra *, а необходимо развить понятие брака и вытекающие из этого понятия следствия. Обе ранее опубликованные статьи в одинаковой мере отвергают вмешательство религии в область права. Они, однако, не рассматривают вопроса, в какой степени брак как таковой является по своей сущности религиозным или нерелигиозным. Тем самым они не в состоянии выяснить, как надлежит поступать последовательному законодателю, если он руководствуется сущностью вещей и никоим образом не может удовольствоваться чисто абстрактным определением этой сущности. Если законодатель считает сущностью брака не человеческую нравственность, а его духовную святость, и, следовательно, ставит на место самоопределения предопределение свыше, на место внутреннего, естественного освящения — сверхъестественную санкцию, а на место разумного подчинения природе этих отношений — пассивное послушание заповедям, стоящим над природой этих отношений, то можем ли мы бросить
* — ва в против. Рев,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|