Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Психологический анализ специфики подросткового возраста




СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Теоретическая часть

Глава 1. Психологический анализ специфики подросткового возраста

Психологическое содержание подросткового возраста

Переориентация общения

Подростковый возраст - возраст проб. Поиск идентичности

Глава 2. Анализ психологических причин возникновения зависимых форм поведения

Дефицит самостоятельных форм поведения

Дефицит эмоционально-волевой сферы

Функциональный дефицит

Избыточный ресурс

Глава 3. Феномен риска и его психологические интерпретации

Практическая часть

Глава 4. Методологические основы и принципы организации исследования

4.1 Цели и задачи исследования

4.2 Методологическое обоснование

    Объект, предмет и методы исследования

Глава 5. Диагностика актуальности риска в младшем подростковом возрасте

Процедура проведения исследования

5.2 Анализ полученных данных

Результаты исследования и их интерпретация

Выводы

Список литературы

Приложения

 


 

Введение

 

«Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет» - «Фауст», Гете

 

Одной из острейших проблем современного общества является проблема распространения наркомании и рост наркозависимости. Во всем мире понимают необходимость профилактических мер по предупреждению этих явлений.

С увеличением количества негативных тенденций социального окружения для диагностики риска наркозависимости актуальность приобретает исследование становления детской самостоятельности, автономности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Эти исследования направлены на выявление возможных мотивов наркотической пробы или продолжающегося употребления.

Данное исследование проводится в рамках проекта «Профилактика зависимых форм поведения», диагностической основой которого является опросник «Группы риска наркозависимости» [20].

Основное положение данного проекта - подростки, рискующие попасть в зависимые формы поведения, обладают определенными характеристиками, которые отличают их от несклонных к зависимости. Любые проблемы ребенка, как в эмоционально-личностной, эффективно-волевой или когнитивной сфере, выражается в определенной стереотипизации поведения. В подростковом возрасте это проявляется в неадекватности поведения в ситуации, связанной с определенным риском, пробой новых форм поведения.

Несмотря на некоторые разногласия, появившиеся у отечественных психологов - Эльконина Д.Б., Выготского Л.С., Поливановой К.Н., Цукерман Г.А. и др. - при определении психологического содержания подросткового возраста, отмечается, что главным в этот период является построение, открытие себя, обнаружение своих возможностей, своего соответствия.

Таким образом, для решения подростком задачи идентификации и самоопределения ему необходимо попробовать себя в разных качествах, в разных ролях. И наиболее показательная для подросткового возраста ситуация - это ситуация пробы. Психологическим содержанием такой ситуации является риск, поскольку каждая проба несет в себе частицу неизведанности и опасности, а потому требует от подростка самостоятельности, отваги.

Известно высказывание Эльконина: «у руки два конца». Одним концом мы трогаем предметы, другим - себя. Делая шаг в неизвестность, подросток с одной стороны познает мир, открывает в нем новые стороны, с другой - он познает себя, свои возможности, ценности, получает необходимое самочувствие. При этом, когда говорят о самочувствовании, имеют в виду такое крайне важное явление как чувство собственной уместности, значимости, нужности, причастности. Для каждого человека такое чувствование себя есть необходимое условие и социального существования и самооценки, но для растущего человека, в особенности для подростка, оно становится ведущей проблемой личного самоопределения и переживается особенно остро.

В связи с этим необходимо обеспечить условия в рамках образовательного учреждения, где подросток бы чувствовал достаточное сопротивление среды, преодолевая которое подросток чувствовал себя умелым, значимым, получал положительное самочувствие. Иначе он все равно начнет искать, только в другом месте, те условия, где он может себя почувствовать, реализовать. Если организовать подросткам возможность рисковать, то данные потребности удовлетворяются в социально-приемлемом русле.

Важной задачей здесь является выявление острых моментов, которые задают ребенку самочувствие. Для этого необходимо изучить и выявить готовность и отношение подростков к риску, потребность в риске, в какой мере и где они готовы рискнуть. На основе данного исследования можно составить определенную методику, где бы задавались выделенные для данного возраста предметы риска, проблематизировались, и по тому, насколько данная проблема актуальна для подростка, диагностировалось, находится он в зоне риска или это ситуация уже пройдена подростком.

Для диагностики адекватности поведения в ситуации риска (пробы) в опроснике «Группы риска наркозависимости» существует шкала «Поведение в ситуации риска». [Приложение 1] В русле модификации этой шкалы, проверки ее валидности проводится данное исследование.

Целью дипломной работы является - изучение и анализ актуальности риска в младшем подростковом возрасте.

Данная цель предполагает следующие задачи:

Ø исследовать восприятие риска подростками,

Ø исследовать отношение подростков к риску, ситуациям риска,

Ø выявить области риска,

Ø выделить основные предметы риска, характерные для данного возраста,

Ø сравнить и проанализировать полученные данные в контексте актуальности риска для подростков.

Были выдвинуты следующие гипотезы для исследования:

Гипотеза 1

Ø Основными зонами актуального риска в младшем подростковом возрасте являются отношения со сверстниками и освоение образа взрослости.

Гипотеза 2

Ø Нет существенных отличий в представлениях мальчиков и девочек относительно зон актуального риска

Данные, полученные в ходе исследования, необходимы для увеличения эффективности профилактических программ, а особенно для понимания того, как именно рискуют подростки, какие стратегии поведения они реализуют.

Более широкую рамку для исследования задает гипотеза о том, что чувствительность к риску является одной из характеристик возрастного развития. Следовательно, основной задачей становится - проследить динамику ее становления по возрастам. В данной дипломной работе эта задача реализуется относительно младшего подросткового возраста.

 


 

Глава 1. Психологический анализ специфики подросткового возраста

Многосторонний анализ подросткового возраста в европейской и американской психологии развития, несмотря на неадекватную, в основном биологизаторскую трактовку этого периода жизни, составляет необходимый фон для раскрытия и понимания тенденций в изучении отрочества, которые намечаются и в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и его школы.

Л.С. Выготский подробно рассматривал проблему интересов в переходном возрасте, называя ее «ключом ко всей проблеме психологического развития подростка». Он писал, что все психологические функции человека на каждой ступени развития, в том числе и в подростковом возрасте, действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые конкретными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами.

В подростковом возрасте, подчеркивал Л.С. Выготский, имеет место период разрушения и отмирания старых интересов, и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы. «Если в начале фаза развития интересов стоит под знаком романтических стремлений, то конец фазы знаменуется реалистическим и практическим выбором одного наиболее устойчивого интереса, большей частью непосредственно связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком». [ 12]

Л.С. Выготский, как и Ж. Пиаже, особое внимание обращал на развитие мышления в подростковом возрасте. Главное в развитии мышления - овладение подростком процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения. По словам Л.С. Выготского, функция образования понятий лежит в основе всех интеллектуальных изменений в этом возрасте. «Понимание действительности, понимание других и понимание себя - вот что приносит с собой мышление в понятия», - писал он.

Л.С. Выготский отмечал два новообразования возраста - это развитие рефлексии, и на ее основе - самосознания.

Развитие рефлексии у подростка, писал он, не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей.

В концепции Д.Б. Эльконина подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. [23]

Учебная деятельность производит «поворот» от направленности на мир к направленности на самого себя. К концу младшего школьного возраста у ребенка возникают новые возможности, но он еще не знает, что он собой представляет. Решение вопроса «Что я такое?» может быть найдено только путем столкновения с действительностью.

Однако, как подчеркивает Д.Б. Эльконин, самоизменение возникает и начинает осознаваться сначала психологически, в результате развития учебной деятельности, и лишь подкрепляется физическими изменениями. Это делает поворот к себе еще более интимным. Сравнивая себя со взрослым, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает, что также обладает правами. Центральное новообразование этого возраста - возникновение представления о себе как «не о ребенке»; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.

Что становится главным для подростка в школе? Дети общаются, их отношения строятся на кодексе товарищества, полного доверия и стремления к абсолютному взаимопониманию. В этот период учебная деятельность для подростка отступает на задний план. Центр жизни переносится из учебной деятельности, хотя она и остается преобладающей, в деятельность общения. Главное происходит на переменах. Туда выплескивается все самое сокровенное, сверхсрочное, неотложное.

Деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности в полном смысле этого слова. В этой деятельности формируется самосознание.

Л.И. Божович также отмечала, что к началу переходного возраста в общем психическом развитии появляются новые, более широкие интересы, личные увлечения и стремление занять более самостоятельную, более «взрослую» позицию в жизни. [2]

Однако в переходном возрасте еще нет возможностей (ни внутренних, ни внешних), чтобы занять эту позицию. Л.И. Божович считала, что расхождение между возникшими потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их реализации, характерно для каждого возрастного кризиса. Но тем не менее, какой бы субъективно (а иногда и объективно) ни была жизнь подростка, он все равно всем существом своим направлен в будущее, хотя «это будущее представляется ему еще очень туманно».

Психологическое содержание подросткового возраста

 

Согласно периодизации Д.Б. Эльконина в подростковом возрасте ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение, причем, на первый план выдвигается именно общение со сверстниками. [24]

1) Общение является для подростков очень важным информационным каналом;

2) Общение - специфический вид межличностных отношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права;

3) Общение - специфический вид эмоционального контакта. Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения.

Психологи считают, что общение включает две противоречивых потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности (появляется свой внутренний мир, подросток испытывает потребность остаться наедине с собой). Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников.

Так же согласно этому подходу, основными особенностями этого возраста являются развитие самосознания и самоопределение подростка.

К настоящему времени получен большой фактический материал о психологических особенностях подростков.

Специфическая особенность подростничества состоит в том, что «подросток еще как ребенок жадно впитывает в себя все впечатления, растет и физически и духовно, ощущает рост этот, черпает в нем силу и отвагу, но не знает еще меры своих сил, должен еще их попробовать» [Н.Н. Крупская]

Подростковый возраст - это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, бурной активности, энтузиазма, инициативности, стремления к героическим делам, риску, опасности.

Заметное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты -настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности на этом пути. Наряду с этим, подростковый возраст характеризуется импульсивностью, повышенной возбудимостью, неуравновешенностью, порождающей склонность к колебаниям настроения.

В то же время у подростков нет еще осознанной позиции по отношению к ценностям определенной социальной группы и общества. Отсутствие необходимого жизненного опыта приводит к частой смене взглядов и настроений. У подростков непрерывно меняется круг расширяющихся интересов, растет их дифференциация, глубина и содержательность.

Важнейший момент в характеристике подростка, его новой социальной позиции - осознание им своего «Я». Это осознание осуществляется и в самооценке и в отношениях со сверстниками и взрослыми. Решающее значение приобретает стремление детей найти свое место в обществе. Подросток постоянно пытается испробовать, «чего он может добиться». Отсюда противопоставление себя другим, часто негативное. В результате ребенок часто оскорбляет окружающих людей, только потому, что хочет испытать собственную независимость. Негативизм, упрямство подростка, желание настоять на своем есть не что иное, как своеобразные упражнения в познании своих возможностей. Каждый случай победы или поражения становится капиталом его самосознания. Этим и объясняется развивающийся интерес к другим людям, особенностям их поведения и характера. Постоянным сравнением себя с ними, примериванием их особенностей и качеств на себя он создает свое «Я».

Переориентация общения

 

В подростковом возрасте меняется внутренняя позиция по отношению к школе и учению. Так, если в детстве, в младших классах, ребенок был психологически поглощен самой учебной деятельностью, то теперь подростка в большей мере занимают собственно взаимоотношения со сверстниками. Именно взаимоотношения становятся основой внутреннего интереса. В этот период подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-новому. В общении со сверстниками он расширяет границы своих знаний, развивается в умственном отношении, делясь своими знаниями и демонстрируя освоенные способы умственной деятельности. Общаясь со сверстниками, подросток постигает разные формы взаимодействий человека с человеком, учится рефлексии на возможные результаты своего или чужого поступка, высказывания, эмоционального проявления.

Если в детстве особая школа социальных отношений - игра, то в отрочестве этой школой становится общение [Мухина В.С. - 11]

Именно в этот период подросток учится осмысливать свои конформные и негативные реакции на предлагаемые ситуации, отстаивать право на самостоятельный выбор возможного поведения, учится подавлять импульсивные действия.

Стремление идентифицироваться с себе подобными порождает потребность в друге. Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей. Дружба дает также возможность через доверительные отношения глубже познать другого и самого себя. При этом именно в этом возрасте человек начинает постигать, как глубоко ранит измена.

Дружба, также как и общение в группе, благодаря стремлению подростков к взаимной идентификации повышает конформность во взаимоотношениях. Конформность - склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность. Если подростки в семье негативисты, то в среде сверстников они не редко конформисты.

Подростковый возраст при всей сложности психологических взаимодействий с другими людьми (взрослыми и сверстниками) имеет глубинную привлекательность своей направленностью на созидание. Именно в отрочестве подросток нацелен на поиск новых, продуктивных форм общения - со сверстниками, со своими кумирами, с теми, кого любит и уважает.

Итак, одна из главных тенденций переходного возраста - переориентация общения с родителей, учителей на ровесников. В общении с ровесниками опробуются социальные нормы, усвоенные в семье, в школе или диктуемые самим обществом сверстников.

Для подростка резко повышается значимость группы сверстников. Она «играет преобладающую роль в процессе социализации подростков, ибо отношения с партнерами своего и противоположного пола создают прототип взрослых отношений». [М. Кле - 7]

Присущая возрасту склонность к содержательно-психологическому, а не просто ролевому общению, делает подростка чувствительным к влиянию людей, которые проявляют такую готовность (искренне или демонстративно). С группой сверстников подросток связывает возможность психологически-личностного общения, возможность поговорить обо всем, что интересует. Постепенное вхождение во взрослый мир ведет к необходимости обсуждения «запретных» тем, говорить о которых с родителями подросток стесняется.

Переходным от детства к взрослости состоянием подростков во многом определяется недостаточно четкое осознание ими своей принадлежности к обществу, неотъемлемыми членами которого в принципе они являются, независимо от возраста. Отсюда нередко ложное понимание товарищества, основанное на неправильном противопоставлении интересов, склонностей, намерений узкой группы людей (товарищи по классу) всем прочим людям. Все взрослые становятся «чужими».

Конфликты и агрессивность в этом возрасте «служат одним из средств самоутверждения личности во взаимодействии с окружающими и могут быть определены как конфликты становления, самоутверждения» [Петровский - 13]. При этом, своеобразие таких конфликтов в отсутствии предмета разногласий, то есть наиболее значимым становится само противостояние, сама активность. Не имея своей жизненной позиции, подросток принимает нормы и ценности группы как свои. Нередко именно под давлением одноклассников или приятелей подростки совершают действия и поступки, осознавая их вред с точки зрения общества. Как правило, первые пробы наркотика осуществляются в группе сверстников. Свойственная возрасту склонность к самоутверждению толкает подростка на любые действия, доказывающие группе сверстников свою независимость от взрослых и родителей. Подростки с избегающим типом поведения пробуют наркотики для решения задачи идентификации с референтной группой.

Среди сверстников витает образ «сильного», «агрессивного», «рискованного» взрослого, заслуживающего в связи с этим уважения и подражания. Подростки наиболее соответствующие этому образу, становятся лидерами среди сверстников, они наиболее активны и способны оказывать влияние на группу и направлять ее интересы.

Школа в этот период начинает играть для подростка другую роль, нежели в предыдущем возрасте. Если для младшего школьника желание идти в школу, как правило, является стремлением к социально оцениваемому поведению, то для подростка - это, прежде всего место встречи и группирования со сверстниками. Авторитет учителя падает, его место занимают сверстники. Школьный класс, если он является референтной группой, оказывает теперь решающее значение в формировании социальных установок подростка. Одновременно с этим у юноши может быть и другая компания, за пределами школы, в которой он себя реализует.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...