Дефицит самостоятельных форм поведения
Слово-антоним, или противоположное понятию «зависимость» - это слово «свобода» или «автономность». Если рассматривать зависимость и автономность на одной шкале, то можно говорить, что это два полюса. Уход от зависимых форм поведения - это стремление к автономным формам поведения. Условием появления свободы будет становление самостоятельности. Иными словами, понятие свободы включает в себя и такой элемент значения как границы свободы. Для зависимого человека понятие «границы» становится малозначимым или безразличным по сравнению с тем, что несет собой состояние зависимости. Ребенок растет, развиваясь в физиологическом плане, и с помощью взрослых, помогающих ему на первых порах овладевать появляющимися способностями, повышает свою независимость. Соматическое развитие человека идет по возрастающей: от полной зависимости к относительной независимости (достижение независимости функционирует как идея, указывающая направление развития). Ребенок, рождаясь, освобождается от физиологической зависимости и начинает приобретать физиологическую самостоятельность. Он буквально отделяется от матери и начинает самостоятельно дышать, двигаться, питаться, в дальнейшем самостоятельно передвигаться, говорить и т.д. По мере взросления ребенок становится все больше физиологически независимым, но одновременно с этим он попадает в мощнейшую зависимость от социума. Усвоение и принятие норм и правил поведения, существующих в данном социуме, влечет за собой поощрение и удовлетворение, а неподатливость воспитанию чревата наказанием. Иными словами, ребенок ставится в жесткие условия, требующие от него послушания и подчинения, называемые воспитательным процессом. Достигается это путем постоянного подавления неприемлемых для социума форм проявления спонтанности ребенка.
Таким образом, можно сказать, что с развитием человека развивается его социальная зависимость. Следовательно, процесс развития человека имеет две противоположно направленные тенденции: одну - достичь как можно большей независимости в физиологическом плане и вторую - это все большее приобретение зависимости от социума, повышение ответственности за свои поступки. Общество ставит ребенка в особую конфликтную ситуацию: его развитие - это борьба между понижающейся физиологической зависимостью и повышающейся зависимостью социальной. Исследуя этапы развития ребенка, можно говорить о постоянной смене социальных условий. Сначала это система ребенок - родитель, затем ребенок - другой взрослый, ребенок - сверстники... Ребенок освобождается от одной зависимости посредством овладения социальной ситуацией развития и автоматически попадает в другую. Условием освобождения от зависимости является овладение ситуацией, в которой находится ребенок. Овладение происходит за счет создания очевидных опор, относительно которых ребенок может себя чувствовать. Становление самостоятельности задано возрастом. Всякий раз, переходя от одной стадии к другой, ребенок определяет собственное и чужое пространство, создавая там для себя опоры, овладевает этим пространством и может двигаться дальше. Удается ли на каждом возрастном этапе овладеть новыми условиями, приобрести новый опыт отношений со взрослыми, сверстниками, материалом? Если не удается овладеть ситуацией и почувствовать себя в ней самостоятельным, значит, человек не готов двигаться дальше и осваивать более сложные отношения, он будет чувствовать себя беспомощным. Чаще случается так, что возрастная принадлежность ребенка вводит его в другие социальные условия, даже если он не готов ими овладевать. Так, все дети в семилетнем возрасте должны идти в школу, независимо от того, овладели они содержанием предыдущей стадии развития или нет.
В школе предъявляются новые требования, начиная с вынужденного сидения за партой несколько часов в день и кончая самостоятельной организацией своих действий при выполнении домашнего задания. Ребенок теперь носитель нового социального статуса, который накладывает на него определенные ограничения, запрещает делать, что хочется и когда хочется. От ребенка требуются усидчивость, внимательность, в то время как он по-прежнему хочет побегать, попрыгать, посмотреть мультфильмы и т.д. Тело не желает быть усидчивым и послушным. Если ребенок подготовлен к этому периоду удачным развитием предыдущих стадий, обладает достаточным уровнем самоорганизации, умеет слушать и слышать, работать по образцу, устанавливать отношения с одноклассниками и педагогом, заинтересован в результатах своего труда, интересуется происходящими вокруг него событиями и вокруг него складываются благоприятные условия для успешной учебной деятельности, то конфликт разрешается в пользу подавления спонтанности своими внутренними усилиями, что, в свою очередь, означает принятие ребенком социальной роли ученика. Успешное усвоение этой роли повышает его независимость. Ребенок учится организовывать свое поведение, и если данная форма самоорганизации удовлетворяет социальным требованиям данного общества, то эти рамки перестают его стеснять, а приобретаемые навыки придают чувство умелости, а значит определенной свободы и независимости. Если ребенок к моменту поступления в школу не умеет ухаживать за собой, недоверчив, если у него не развиты навыки произвольности, простых предметных преобразований, если он был предоставлен самому себе или, напротив, слишком опекаем и лишаем свободы действия, то это, с одной стороны, серьезная предпосылка для того, что он окажется в группе риска, а с другой - это сигнал для взрослых о том, что ребенок нуждается в специальной педагогической поддержке, чтобы быть успешным в школе. Относительно школы он будет чувствовать себя зависимым, так как не сможет в достаточной мере овладеть школьным содержанием. Такие дети начинают уходить в сферу социальной активности, в которой они более компетентны, чем в школе, которая позволяет чувствовать себя ловким, умелым, т.е. дает возможность получать яркие ощущения. Дефициты и уязвимость в сфере приобретения самостоятельных форм поведения являются одной из причин возникновения зависимого поведения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|