Методологическое обоснование исследования
Методологическая основа исследования находится в рамках теории возрастной психологии и анализа формирования зависимых форм поведения и психологии риска. Многие психологи выделяют специфику подросткового возраста, как особо чувствительного к осуществлению разного рода проб себя, в связи со становлением личности и актуальности определения границ собственного Я. Основными тенденциями данного возраста являются v развитие «Я» и идентификация как взаимозависимые и дополняющие друг друга процессы. Это осознание осуществляется и в самооценке и в отношениях со сверстниками и взрослыми. При этом один из способов решения проблемы идентичности заключается в испытании различных ролей, v возникновение представления о себе как «не о ребенке»; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими, v переориентация общения с родителей, учителей на ровесников. В общении с ровесниками опробуются социальные нормы, усвоенные в семье, в школе или диктуемые самим обществом сверстников. Таким образом, подростковый возраст можно назвать периодом оформления и утверждения разных форм поведения. Необходимо, чтобы весь арсенал возможных форм был опробован и «упакован». В дальнейшем при необходимости выбора, человек осознанно сможет использовать адекватную ситуации поведенческую форму. Исследование психологических характеристик зависимых людей и анализ историй их развития позволили обнаружить, что в основе появления зависимых форм поведения лежат две причины. С одной стороны, это дефицит ресурсов человека по отношению к окружающей действительности, с другой - их избыточность по отношению к бедной среде и быстрая утрата самочувствования в освоенных ситуациях. [20]
В рамках первого можно рассматривать дефициты самостоятельных форм поведения (умение самостоятельно принимать решение, проявлять заботу о себе и других); в рамках второго - дефицит эмоционально-волевой сферы (отсутствие эмоционального диапазона, категоричность эмоций), функциональные дефициты. Зависимое поведение реализуется посредством двух стратегий поведения: избегающей и преодолевающей. Стратегию «избегания» реализуют подростки, у которых недостаточно ресурса для того, чтобы «справиться» со средой, среда для них избыточна. В момент пробы осуществляется поиск определенного эффекта от употребления наркотика для компенсации внутренних дефицитов с целью решения разного рода задач, необходимых для нормального существования, но неподдающихся решению в нормальном состоянии (повышение самооценки, снятие напряжения и т.д.). Преодолевающая стратегия напротив связана с «недостаточностью» окружающей среды, ее бедностью для подростка, когда он не чувствует ее сопротивления, следовательно, не имеет возможности противопоставить себя ей, и, как следствие, вынужден искать более «рискованные» места, чтобы получить то количество эмоциональных переживаний, которое необходимо ему для самоощущения. Реализация каждой из этих стратегий может быть предпосылкой к употреблению наркотиков. В первом случае - с целью компенсации недостающего ресурса, во втором - с целью проживания ситуации риска. И в этом смысле ребята с избегающим типом поведения рискуют больше, чем ребята с преодолевающим, так как для них наркотик приобретает характеристики средства поддержания нормального самочувствия, а для других сама ситуация служит таким средством и, следовательно, может быть заменена на другую.
Между этими двумя вариантами находится адекватное поведение подростка в ситуации пробы, когда проба осуществляется в силу природного любопытства. Феноменологически риск наркозависимости в этом возрасте выражается как неадекватное поведение в ситуации риска, если это поведение становится привычным и единственно возможным. Таким образом, чувствительность подростка к собственным ресурсам определяется через его отношение к риску. Как психологическое понятие риск прямо связывается с регулирующей (или регулятивной) функцией психики. Но входящие в систему регуляции факторы могут быть самого разного свойства, это предполагает и «растекаемость» проблематики риска. Изучив материалы фокус-группы «Исследование представлений о риске в подростковом возрасте», проводимых в 9,10 и 11 классах, можно сказать, что некоторые подростки воспринимают понятие «риск» и «ситуации риска» скорее как синонимы слова «опасность», как нечто запретное, обобщают ситуации, замещая собственное отношение принятым в культуре. В основу определения «риска» необходимо положить ценность. Предметом риска является как то, чем человек рискует, так и то, ради чего рискует. Поэтому в рамках данной дипломной работы риск рассматривается в двух аспектах: «Чем рискуют?» и «Ради чего рискуют?» При определении собственно рисковых ситуаций необходимо руководствоваться следующими критериями - субъектная неадаптивная активность личности, - наличие выбора между значимыми ценностями. В настоящее время одним из ведущих тенденций возрастной психологии является положение о том, что целью школы должно быть воспитание у ребенка ответственности, самостоятельности, гражданской позиции. Эти качества формируются в условиях выбора. Ответственность за выбор появляется в ситуациях, основанных на риске. Как только люди попадают в ситуацию риска, возникают вопросы выбора и ответственности. При этом если имеют место напряжение и отказ от выбора, которые по сути являются симптомами защиты, можно сказать, что это и есть признак реалистичности, то есть ситуация риска. Данные положения учитывались при определении и анализе ситуаций риска в рамках данного исследования. Гипотезы для исследования: Гипотеза 1 Ø Основными зонами актуального риска в младшем подростковом возрасте являются отношения со сверстниками и освоение образа взрослости Гипотеза 2 Ø Нет существенных отличий в представлениях мальчиков и девочек относительно зон актуального риска
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|