Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объект, предметы и методы исследования




Объектом исследования являются представления о риске в младшем подростковом возрасте.

Исследование проводилось в двух Красноярских школах - школе-гимназии «Универс» № 106 и школе № 48 в период февраль-март 2004 года. Было сформировано 5 групп из подростков младшего подросткового возраста - учеников 6 и 7 классов.

В каждой группе было по 6 - 11 человек, отобранных случайным образом.

Общий объем выборки составил 45 человек: 24 мальчика и 21 девочка.

Основными предметами исследования являются

q восприятие риска подростками,

q отношение подростков к риску,

q области риска,

q основные предметы риска, актуальные для данного возраста.

Методы исследования -

В исследовании применяется метод фокус-группы.

Фокус-группа - один из качественных методов социально-психологических исследований, который представляет собой групповое фокусированное интервью, проходящее в форме групповой дискуссии.

Эффективность метода фокус-групп во многом определяется тем, что условия в них максимально приближены к условиям повседневного общения людей. Это делает их привлекательными для участников и способствует их естественному поведению во время группового обсуждения. Во время фокус-группы практикуется использование кратких опросников, бланков и других материалов.


Глава 5. Диагностика актуальности риска в младшем подростковом возрасте

Процедура проведения исследования

 

. Разработка топик-гайда в соответствии с целями исследования,

2. Проведение фокус-групп,

.   Обработка данных,

.   Анализ и интерпретация полученных результатов

.   Выводы

 

Разработка топик-гайда

В соответствии с целями исследования был разработан топик-гайд, валидизация которого проводилась методом экспертной оценки по двум линиям:

А) Содержательная оценка соответствия характера вопросов задачам исследования,

Б) Соответствие возможностям возрастного развития младших подростков.

Для экспертизы было привлечено 5 экспертов, имеющих опыт работы не менее 10 лет в области возрастной психологии.

Топик-гайд:

Блок - Игра в ассоциации

- О чем вы думаете, когда слышите слово «риск».

Ответы записываются ассистентом на доске.

Блок - представления о риске

1. Какие вы можете привести примеры рисковых ситуаций?

2. А в вашем возрасте существуют такие ситуации? Какие и почему? Чем вы там рискуете?

3 блок - косвенные вопросы

1. Бывает ли вам скучно? Когда? Почему? Что вы делаете в данной ситуации? В каком случае вы чувствуете, что день прошел не зря?

. Бывает ли, что вы заранее знаете, что можете «влипнуть в историю», «встрять», но все равно что-то делаете? Какие это ситуации?

. Часто ли вы преодолеваете чьи-то запреты? Когда и почему?

4. Были ли у вас ситуации, когда вы почувствовали себя героем или стали себя больше уважать? Назовите их.

.   Вы считаете себя взрослыми? Почему?

Блок - процедура моторной пробы Шварцландера

Проведение фокус-групп

Группу проводили модератор и ассистент. Процедура фиксировалась на аудио- и видеоаппаратуре.

Процедура проведения:

Этап 1

Знакомство. Участникам предлагается познакомиться. Представляется модератор и ассистент, затем участникам группы предлагается назвать свои имена, необязательно настоящие, для того, чтобы к ним можно было обращаться в процессе работы.

Этап 2

Нормы работы. Участникам говорится о цели данного мероприятия «Мы занимаемся изучением особенностей подростковом возрасте. Поэтому для нас важно ваше мнение по ряду вопросов. Мы обращаемся к вам, как к экспертам, которые знают о своем возрасте, больше чем взрослые. Для этого мы и пригласили вас сегодня на эту встречу. Мы будем задавать различные вопросы и попросили бы вас давать откровенные ответы на них. Если вы не хотите отвечать откровенно, то скажите об этом. Это лучше, чем говорить не правду. Заранее благодарим вас, за согласие участвовать в группе»

Участникам также сообщается, что на все письменные вопросы они могут отвечать анонимно, а если какая то тема затронет их особо, они могут пообщаться индивидуально с модератором в конце процедуры.

Далее вводится ряд правил групповой дискуссии.

1. Правило не перебивать.

2. Правило Я-высказываний.

Этап 3

Групповая дискуссия в соответствии с топик-гайдом.

Этап 4

Завершение работы. Ведущие благодарят участников фокус-группы за работу. Тем, у кого появились вопросы, предлагается остаться и задать их в частном порядке.

Техническое обеспечение фокус-группы:

Вся процедура фиксируется на аудиоаппататуру, расположенную таким образом, чтобы все участники были слышны. Для обеспечения хорошего звука необходимо несколько микрофонов, закрепленных либо на одежде участников, либо на столе, в одинаковой удаленности от всех. Дискуссия проводится в просторной, но не очень большой комнате. Участники располагаются за столом - круглым или овальным. Ручки, бланки и листы находятся у модератора. В назначенное время модератор и его ассистент, подготовив комнату к началу исследования, ожидают и встречают участников.

Обработка полученных данных

Данные, полученные в ходе исследования - письменные и устные ответы участников - были зафиксированы в протоколах фокус-групп - (Приложение 6). Путем их тщательной обработки была составлена база данных исследования (всего-203 отв.), на основе которой и проводился дальнейший анализ. При обработке данных применялись компьютерные возможности программы Microsoft Exel.

 


Анализ полученных результатов

 

Анализ данных проводился в несколько этапов.

I Этап

Первичный анализ полученных данных дал материал для оценки восприятия и отношения подростков к риску, ситуациям риска по следующим критериям -

1. эмоциональной окраске:

-негативное,

позитивное,

2. субъектно-объектному отношению:

- активность,

-   пассивность,

3. позиции высказывания с точки зрения

- возможной потери,

-   возможного приобретения.

Также на данном этапе были выделены основные области риска - А - Д

Необходимо отметить возникшие при анализе ответов трудности:

1. Большинство ответов подростков касаются или того, чем подростки рискуют или готовы рискнуть, либо того, ради чего они рискуют или готовы рискнуть.

2. Подростки при определении ситуаций риска, делают это, исходя из разных оснований: одни высказывания строятся по формуле

 

«риск потерять», другие - по формуле «риск ради»

 

. Существует различное понимание категорий «риск», «рисковая ситуация». В большинстве называемых ситуаций происходит подмена и приписывание наличия в ней содержания риска.

Были выявлены следующие приписывания:

а) Ситуации, где под «риском» понимается «опасность», «угроза», «нежелательное воздействие извне», «нечто нежелательное», «случайность» и т.п.

Например:

- Переходить через дорогу,

-   риск потерять семью,

    заболеть чем-нибудь серьезным,

    когда идешь со школы могут напасть подростки и потребовать деньги,

    мужик в дверь долбит, а дома никого нет, и т. п.

б) Ситуации, где в качестве «риска» выступает на самом деле «обмен», сутью которого является приобретение одного при потере другого. Дети говорят, что они могут рискнуть ради более ценного менее ценным, то есть тем, что потеряло дня них ценность.

Например:

- рискнуть собой ради друга,

-   получить двойку - родители убьют,

    ради спокойствия мамы и папы, что у тебя все хорошо в школе,

    ради любви - многим,

    риск жизнью ради близких, и т. п.

Чтобы исследовать актуальность собственно риска необходимо было исключить данные приписывания.

II Этап

Вторым этапом анализа была классификация ответов подростков по восприятию. По определению риск напрямую связан с ценностями. В этом контексте восприятие подростками разделилось следующим образом:

I. Риск связывают с потерей ценности вне зависимости от собственной активности (зависимость от обстоятельств ситуации)

В данном случае имеет место

q пассивная позиция

q отсутствие выбора

II. Риск связывают с собственным поведением, которое повлечет за собой негативные, нежелательные для подростка последствия - плату, цену.

В данном случае имеет место

q активная позиция

q выбор есть, но не из равных по значимости ценностей (одно ценой другого)

III. Собственно ситуации риска - ситуации, где при наличии собственной активности есть вероятность получить большую ценность, не потеряв уже имеющуюся значимую ценность; вероятность получить две ценности, при этом есть вероятность, что потеряется меньшая.

Например:

- с друзьями лазили по высоким заборам - рисковал жизнью,

-   ухожу из дома, когда родители не разрешают,

    риск предложить дружбу,

    пытался придумать антивирус,

    сказать что-то непредсказуемое близким и т.п.

Основой для выделения данной категории послужили следующие критерии актуальности риска:

1. субъектная активность,

2. выбор между значимыми ценностями.

Таким образом, было получено 3 группы ответов: (Приложение 3)

 

q риск = опасность, угроза,

q риск = цена, плата,

q риск = возможность приобрести большее, при возможной потере

q меньшего = собственно риск

 

На данном этапе был произведен также и анализ взаимосвязей между различным восприятием, областями и отношением к риску, а также межполовые различия.

III Этап

Анализ категории «собственно риск». При этом риск рассматривается в двух аспектах: «Чем рискуют?» и «Ради чего рискуют?» (Приложение 4)

Полученная группа содержит 63 ответа. По результатам анализа этих данных были получены основные предметы риска, актуальные для данного возраста.

 

5.3 Результаты исследования и их интерпретация:

 

5.3.1 Игра в ассоциации:

Таблица 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...