Дефицит эмоционально-волевой сферы
Следующей причиной формирования зависимых форм поведения, не менее значимой, относящейся к дефицитам ребенка, считается дефицит эмоционально-волевой сферы, аффективной регуляции. По данным исследования, к различным видам зависимости склонны дети с · узким диапазоном средств общения, · высоким конформизмом, · некомпетентностью эмоциональных переживаний. Это проявляется у человека в том, что разного рода внешние стимулы приводят к возникновению крайних категорий эмоций. Как правило, такие дети видят все в черно-белых красках, нет диапазона эмоций: «возбужденная радость (радость-восторг, ликование), спокойная радость (растроганная радость, радость-умиление), напряженная радость, исполненная устремленности (радость страстной надежды и трепетного ожидания)» [17] Дефицит состоит в отсутствии эмоционального ресурса, переживания ситуации, эмоционального ее прочувствования. Соответственно мы говорим о том, что имеет место бедность эмоционального ресурса. В то время как чувства и эмоции представляют большое многообразие качеств и оттенков, такие дети не чувствуют полутонов. Они не гибкие в общении, не могут разрешать конфликтные ситуации. Основной исходный момент, определяющий природу и функцию эмоций, заключается в том, что в эмоциональных процессах устанавливается связь между ходом событий, совершающимся в соответствии или вразрез с потребностями человека, с ходом его деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей, с одной стороны, и течением внутренних органических процессов - с другой. Эмоции формируются в ходе человеческой деятельности, направленной на удовлетворение его потребностей. Возникая, таким образом, в деятельности человека, эмоции или потребности, переживаемые в виде эмоций, служат побуждением к деятельности.
Эмоциональная сфера начинает развиваться в раннем возрасте, в системе родитель - ребенок. Ребенок улыбается в ответ на улыбку взрослого, расстраивается, если расстроен взрослый. Д. Винникотт говорил, что потребности младенца настолько велики, что его как такового просто нет: не существует такого явления, как младенец, есть лишь младенец и мать. Он считал связку «мать - младенец» биологической системой, в которой адекватное разворачивание процесса развития ребенка обязательно требует фигуры, адекватно проявляющей заботу о нем. Если ребенок растет в условиях депривации, когда родители не обращают внимания на его эмоциональные события, мало берут его на руки, прижимают к себе, мало улыбаются ему, его эмоционально-аффективная сфера не развивается. Более того, ребенок переживает стресс, в котором он практически не в состоянии самостоятельно поддерживать и успокаивать себя. Младенец, в отличие от взрослого, не умирает; включается природная защита, благодаря которой он просто засыпает. Однако повторение травмирующей ситуации приводит к прекращению развития и переходу в состояние апатии и отстраненности, известное под многими названиями, например «общее истощение» или «депрессия». Если реализации привязанности к единственному материнскому родителю что-то препятствует, ребенок умирает. Если ребенок выживает, остается травма, которую позднее можно обнаружить по страху перед любыми аффектами, а иногда и по глубокому недоверию ко всем людям, глубокой убежденности, что как бы хорошо не шли дела, в один «прекрасный» миг ощущение безопасности внезапно рухнет. Такие люди склонны к сильному торможению всех функций заботы о себе; они нуждаются в ком-то, кто поможет им. Чем тяжелее страдания в детстве, тем сильнее сдвиг в сторону самообвинения. В этих обстоятельствах возникает потребность в «аддиктивном объекте».
Следующий важный этап становления эмоциональной сферы начинается, когда маленький человек приходит в детский сад. Она формируется в первую очередь в игре. В игре ребенок может принимать разные роли. Он может быть хитрым, злым, добрым. Ребенок за один день в детском саду проигрывает множество разных ролей, и каждая роль каким-то образом для него эмоционально окрашена. Соответственно он переживает разные эмоции. Ребенок получает целый диапазон эмоциональных переживаний. У него появляются основы произвольности, умение организовывать игру, удержать роль, например - будучи грустным, сыграть веселого. Если ребенок не имел этой возможности, то мы говорим, что диапазон эмоциональных переживаний у него небольшой.
Функциональный дефицит
Третий дефицит, который вызывает возникновение зависимых форм поведения, - это функциональный дефицит. В последнее время много детей рождаются с органическими нарушениями определенных функциональных систем. В педагогической практике часто бывают случаи, когда педагоги, сами того не подозревая, предлагая определенные формы работы на уроке, провоцируют обнаружение этих дефицитов. Как правило, дефицит не заметен в деятельности ребенка, поскольку скрыт различными компенсациями. Он обнаруживается лишь при прямом попадании. Частое попадание в зону дефицита формирует у ребенка чувство незащищенности, неуверенности в себе и своих силах, ощущение неуспешности и провоцирует появление психологических защит, которые позволяют сохранить положительное представление о себе. В то же время появление защитных механизмов служит показателем неспособности ребенка продуктивно разрешить ситуацию. Защита - это уход от ситуации. Однако дети, имеющие функциональные дефициты, не обязательно демонстрируют зависимые формы поведения. Это во многом зависит от ситуативных факторов. Тем не менее, если ситуация обнаружения дефицита и закрепления представления ребенка о собственной несостоятельности будет повторяться в школе и окажется тотальной для него (ребенок нигде в образовании не может компенсировать эти дефициты), интерес к образованию утратится. Можно будет наблюдать эффект отчуждения от образования, попытки получения положительного самочувствия в другом месте, разного рода пробы, позволяющие почувствовать себя успешным, состоятельным.
Сама система образования может провоцировать обнаружение у ребенка его дефицитов и соответственно провоцировать появление ощущения недостаточности собственных ресурсов, а значит, появление потребности в ком-то или в чем-то, - в зависимости. Избыточный ресурс
Есть еще одна причина, которая может приводить к риску возникновения зависимости - и збыточный ресурс. Казалось бы, замечательно, что у человека чего-то даже больше, чем требуется в данный момент, но исследования убедительно показывают как остро человек (подросток в особенности) переживает невостребованность себя, своих умений, своей энергии. Необходимость самореализации в таких случаях приводит к попыткам действовать в других сферах, т.е. каким-то образом компенсировать эту ситуацию невостребованости. В детстве избыточность ресурса проявляется в быстром овладении пространством вокруг себя. Ребенок раньше хочет выполнять все сам, совершает разные пробы. Такие дети, как правило, очень быстро осваивают содержание возраста, каждый раз пробуя новые условия для освоения, которые бы обеспечивали самочувствие, таким детям обычно легко дается учеба в школе. Трудности в содержании обычно не замечаются ребенком, поскольку не являются трудностями для него. Ребенок за короткое время овладевает пространством школы, он успевает позаниматься во всех кружках и показывает там хорошие результаты. Если ситуация вокруг ребенка не меняется и ребенок не видит те места и формы деятельности, в которых он может почувствовать себя в школе, школа перестает быть для ребенка привлекательной. Он начинает пробовать себя в других местах, которые позволяют получить острые ощущения. Употребление наркотиков дает возможность быстрого получения этого самочувствия.
Однако было бы неверно думать, что причины риска зависимости тотально приведут к возникновению зависимых форм поведения. Неотъемлемая составляющая действия причин - условия, в которые попадает ребенок. Только в сочетании с определенными условиями у ребенка формируются патологические привязанности. Поэтому также велико значение изменение условий системы образования в соответствии с представлениями об их влиянии на формирование свободной автономной личности. Итак, в основе появления зависимых форм поведения лежат две причины. С одной стороны, это дефицит ресурсов человека по отношению к окружающей действительности, с другой - их избыточность по отношению к бедной среде и быстрая утрата самочувствования в освоенных ситуациях. Исследования, проводимые в данной области показали, что склонная к зависимости личность формируется преимущественно в доподростковом периоде развития и обусловлена рядом объективных причин (возраст родителей, образование). В подростковом же возрасте как этапе развития может произойти как нивелирование этого «наследия», так и окончательное формирование и закрепление именно аддиктивных личностных характеристик. Приведенные данные заставляют более внимательно посмотреть на подростковый возраст и выделить в нем те существенные особенности, которые могут привести к закреплению «аддиктивной личности», с последующей наркотизацией. Феноменально риск наркозависимости в этом возрасте выражается как неадекватное поведение в ситуации риска, если это поведение становится привычным и единственно возможным. Оно реализуется посредством двух стратегий поведения: избегающей и преодолевающей. Стратегию «избегания» реализуют подростки, у которых недостаточно ресурса для того, чтобы «справиться» со средой, среда для них избыточна. В момент пробы осуществляется поиск определенного эффекта от употребления наркотика для компенсации внутренних дефицитов с целью решения разного рода задач, необходимых для нормального существования, но неподдающихся решению в нормальном состоянии (повышение самооценки, снятие напряжения и т.д.). Преодолевающая стратегия напротив связана с «недостаточностью» окружающей среды, ее бедностью для подростка, когда он не чувствует ее сопротивления, следовательно, не имеет возможности противопоставить себя ей, и, как следствие, вынужден искать более «рискованные» места, чтобы получить то количество эмоциональных переживаний, которое необходимо ему для самоощущения. Реализация каждой из этих стратегий может быть предпосылкой к употреблению наркотиков. В первом случае - с целью компенсации недостающего ресурса, во втором - с целью проживания ситуации риска. И в этом смысле ребята с избегающим типом поведения рискуют больше, чем ребята с преодолевающим, так как для них наркотик приобретает характеристики средства поддержания нормального самочувствия, а для других сама ситуация служит таким средством и, следовательно, может быть заменена на другую.
Между этими двумя вариантами находится адекватное поведение подростка в ситуации пробы, когда проба осуществляется в силу природного любопытства. В данном случае, пробуя наркотик, подросток пробует именно наркотик (а не ситуацию, или новую роль) он ощущает его воздействие на организм, чувствует запахи и вкус. Как правило, в таком случае ничего привлекательного в употреблении такого рода препаратов он не находит и принимает решение о ненужности наркотика для него. Тем самым самоопределяясь и становясь в активную позицию по отношению к себе. Таким образом, чувствительность подростка к собственным ресурсам определяется через его отношение к риску. подростковый зависимый поведение риск
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|