14 вопрос. Социально-педагогическая работа с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения.
14 вопрос. Социально-педагогическая работа с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения.
Преобразования, происходящие сегодня в системе российского образования, в том числе, развитие инклюзивной практики, гарантируют равные права на получение образования и доступность общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), выбора подходящего им образовательного маршрута. Детям с ОВЗ доступно получить образование и лучше адаптироваться к жизни вместе со своими сверстниками по месту жительства в общеобразовательной школе, где им оказывается необходимая специальная поддержка. Здоровым же детям совместное обучение со сверстниками с ОВЗ позволяет развить толерантность и ответственность. При включении детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения общего типа перед коллективом ОУ возникают следующие задачи: •создание общего образовательного пространства, максимально комфортного для всех учащихся; •оказывать помощь каждому ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации; •психологическое обеспечение адекватных и эффективных образовательных программ; •развитие психолого-педагогической компетенции, психологической культуры педагогов, учащихся, родителей. Учитель, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен понимать, что это особенные дети, очень нуждающиеся в пошаговом сопровождении, создании специальных условий. К специальным условиям относятся:
I. Условия организации инклюзивной практики в образовательном учреждении.
Для организации эффективной системы комплексного психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики в образовательном учреждении необходимо наличие как «внутренних», так и внешних условий. К «внутренним» условиям следует отнести принятие всеми участниками образовательного процесса философий и принципов инклюзивного образования, создания «безбарьерной» образовательной среды, эффективной деятельности консилиума ОУ, наличие адекватной и оптимальной документации и владение ею всеми специалистами, других необходимых условий. II. Основные принципы и задачи коррекционной работы с детьми, имеющими ОВЗ. Комплектование инклюзивных классов осуществляется на основании заключения городской или центральной ПМПК при обязательном согласии родителей (законных представителей) и наличии в учреждении необходимых условий, включающих кадровое обеспечение специалистами, имеющими право на ведение профессиональной деятельности в сфере коррекционного обучения, службу сопровождения, учебно-методическое обеспечение и развитую материально- техническую базу. В образовательном учреждении всем ходом инклюзивного образования руководит школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). Он же осуществляет необходимые изменения образовательных маршрутов школьников, если в этом возникает необходимость. Классы инклюзивного обучения объединяют самых разных детей, заметно отличающихся друг от друга. Инклюзивное обучение основывается на специальных дидактических принципах, которые необходимо соблюдать при планировании и организации уроков.
1. Принцип педагогического оптимизма. Принцип педагогического оптимизма опирается на идею Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития» ребенка, свидетельствующую о ведущей роли обучения в его развитии и позволяющую прогнозировать начало, ход и результаты индивидуальной коррекционно-развивающей программы. 2. Принцип ранней педагогической помощи. Современная специальная педагогика считает одним из ключевых условий успешной коррекционно- педагогической помощи обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонений в развитии ребенка для определения его особых образовательных потребностей. 3. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования предполагает опору на здоровые силы обучающегося, воспитанника, построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма в соответствии со спецификой природы недостатка развития. 4. Принцип социально-адаптирующей направленности образования позволяет преодолеть или значительно уменьшить «социальное выпадение», сформировать различные структуры социальной компетентности и психологическую подготовленность к жизни в социуме. 5. Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования. Свои специфические проблемы в развитии речи, мышления, коммуникации существуют у всех категорий детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, поэтому важнейшей общей для них образовательной потребностью является потребность в коррекционно- педагогической помощи по развитию речи, мышления и общения. 6. Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании. Урок будет эффективным тогда, когда на нём будет учительско – ученическая деятельность. Это достигается практическими самостоятельными методами и приёмами. Нужно уметь строить учебно – воспитательный процесс исходя из его закономерностей. Ученик должен захотеть усваивать учебный материал. Нужно втянуть его в процесс учёбы, чтобы он не мог не работать. Это и есть профессионализм в организации ученической деятельности, основанной на самостоятельной деятельности учащихся под незаметным руководством учителя.
Пути работы: - формирование интереса только через деятельность самих ребят; - отказ от излишней словесной педагогики; - мотивация деятельности является решающим условием в успехе хорошего урока; - перевод внешних мотивов во внутренние, появление у детей желания учиться. Дифференцированный подход к детям и подросткам с особыми образовательными потребностями в условиях коллективного учебного процесса обусловлен наличием вариативных типологических особенностей даже в рамках одной категории нарушений. Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода. Он направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка, так и его специфические особенности, свойственные детям с данной категорией нарушения развития. 8. Принцип необходимости специального педагогического руководства. Учебно-познавательная деятельность ребенка с любым отклонением в развитии отличается от учебно-познавательной деятельности обычного ребенка и требует постоянного и терпеливого руководства со стороны педагогов. Для учителя главная трудность на уроке состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные возможности детей с ограниченными возможностями здоровья с необходимостью выполнения образовательного стандарта. 9. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|