Структура комбинированного занятия
ВОПРОС 13. Коррекционно-развивающая работа с детьми ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья требует от педагогов прямого включения в коррекционный процесс. Коррекционно-развивающее обучение — это обучение, направленное на исправление каких-либо недостатков личности учащихся с одновременным развитием, которое осуществляется на программном учебном материале. Цель коррекционно-развивающего обучения – создать условия, способствующие развитию личности учащегося и эффективному усвоению учебного материала. Структура комбинированного занятия - Организационный момент: коррекционные упражнения. - Повторение: обобщающая беседа; прием психогимнастики, прием общения; обучающая программа «Учусь отдыхать и общаться», тренинговые упражнения; рассказ ученика. - Изучение нового: вводная беседа, анкетирование, рассказ учителя, психогимнастика. - Закрепление: упражнения на развитие навыков общения, коррекционные упражнения и так далее. Необходимо организовать и участие педагогов в коррекционном процессе, которое заключается в следующем: - следить за тем, чтобы учащиеся действовали обоснованно, целесообразно и продуктивно; - анализировать с учениками их эмоции, сильные чувства, переживания; корригировать учащихся в общении, умении передавать свои «сентименты» и т. д. - анализировать жизненные ситуации; выявлять мотивацию учащихся; - развивать интеллектуально-эвристические способности учащихся и другое. Использовать разнообразные методы преподавания, а именно: - диагностические – определение, осознание учениками своих возможностей и трудностей;
- иллюстрированные – расширение знаний психологии; - познавательные – направленные на самопознание и познание особенностей поведения окружающих; - развивающие – обеспечивающие доминирование эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств личности учащихся; - тренирующие – обеспечивающие закрепление этих качеств; поисковые – поиск оптимальных и нормативных форм поведения независимо от содержания ситуации и так далее; - стимулирование – развитие мотивационной сферы самовоспитания личности учащихся. В аспекте коррекционной работы учителя правомерно выделять следующие компоненты личностного фактора учащихся: направленность личности (система мотивов деятельности и общения), внутренняя ориентированность на деятельность и поведение, коммуникативность личности учащихся.
Внутренняя структура учащихся:
а. интуитивное осмысление своей жизненной ситуации;
б. озарение (нахождение правильности своего действия, поступка);
в. осмысление хода решения проблемы или адаптации к стресс-ситуации в условиях инклюзивного образования;
г. выбор способа решения (или адаптации) в своей жизненной ситуации;
Внутренняя структура процесса рефлексии учащихся:
а. реализация способа решения проблемы (адаптация к стресс-ситуации);
б. интуитивно-логический анализ результатов практических занятий и мгновенная их коррекция;
в. обсуждение (анализ) с преподавателем жизненной ситуации, «переоценка» стресса и другое;
г. обсуждение с преподавателем, рефлексия, обеспечивающая выход личности из полной поглощённости стресс-ситуацией для выработки адекватного отношения к ней.
«Обсуждение» включает следующие составные части:
а. анализ типичных жизненных обстоятельств;
б. создание позитивной психологической установки учащихся на обучение их в условиях инклюзивного образования;
в. выявление мотивации поведения;
г. составление представлений учащихся о себе;
д. определение жизненной позиции учащихся, самооценка, прогнозирование будущих действий;
е. анализ и моделирование конкретных ситуаций учащихся, в ходе которых решаются чётко сформированные психологические личностные задачи, требующие от учащихся самостоятельно осуществлять анализ, выделять главные события ситуации, объяснять мотивы поведения и другое. В процессе занятий ученик выдвигает гипотезы, осваивает новое поведение, прогнозирует возможные результаты, получает обратную связь от преподавателя и учебной группы, тренируется в смене позиций, приобретает опыт принятия решений и так далее. При этом у ученика существенно меняется мотивация его действий, он намечает пути дальнейшего самовоспитания, личностного роста.
Коррекционная работа требует от психолога профессиональной компетентности. Компетентность – это уровень умений личности, отражающий степень соответствия определенной компетенции и позволяющий действовать конструктивно в процессе психологической коррекции с социальной микросредой ребенка. Психолог, опираясь на морально-нравственный компонент профессиональной деятельности, создает организационное единство, интеллектуальное и эмоциональное единство коррекционной группы. По концепции Е. С. Романовой, социально-экономические реалии современной жизни России по-новому ставят перед научным сообществом, перед педагогической общественностью проблему взаимоотношений человека и труда. Важнейшим условием, без которого невозможен переход российской экономики к инновационному социально-ориентированному типу развития, становится утверждение ценностей профессиональной деятельности психолога.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|